• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

10 марта стартовала «Космическая программа «Сириус-2021», заключительный этап конкурсов «Дежурный по планете»

Среди участников программы – победители и призеры конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum»

10 марта стартовала «Космическая программа «Сириус-2021», заключительный этап конкурсов «Дежурный по планете»

Финальный этап конкурсов «Дежурный по планете» пройдет с 10 по 25 марта в региональном центре выявления и поддержки одаренных детей «Антарес», Кабардино-Балкария. Программа «Дежурный по планете» объединяет технологические конкурсы и проекты для школьников в области освоения космоса, один из них – конкурс  исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum».

Совсем недавно, 12 февраля, определились призеры и победители конкурса. Теперь ребята отправились в столицу Кабардино-Балкарии, чтобы уже в режиме очного командного соревнования выявить сильнейших. Всего в программе примут участие 130 школьников из 39 субъектов Российской Федерации.

«Космическая программа «Сириус-2021» - совместный проект образовательного центра «Сириус», Фонда содействия инновациям, Фонда «Талант и успех», Сколковского института науки и технологий, Госкорпорации «Роскосмос», Кружкового движения НТИ. Партнерами программы являются ведущие вузы – НИУ ВШЭ, Самарский университет, Санкт-Петербургский политехнический университет. Также партнерами являются крупные компании, ведущие деятельность в области космических исследования – «СКАНЭКС», «Спутникс» и многие другие.

Одна из самых больших делегаций программы – победители и призеры конкурса «Высший пилотаж», которые впервые собрались вместе утром 10 марта в аэропорту «Шереметьево» перед отлетом в Нальчик. Здесь к ребятам присоединились их будущие преподаватели и эксперты от МИЭМ НИУ ВШЭ инженер учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем  Артемий Косинов и Бубнова Мария, ведущий программист учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем.

 

Артемий Косинов, инженер УИЛ ФБКАиС

 

«В рамках смены участникам представится возможность собрать прототип работающего космического аппарата. Участникам будет необходимо превратить физическое «железо» в полноценную систему, способную ориентироваться в пространстве, определять направление солнечных лучей и магнитного поля, а также менять свое положение с помощью электродвигателей. Для создания подобной системы потребуются знания программирования, конструирования, 3D-моделирования и умение проводить сложные физические расчеты. Помимо реализации базового функционала аппарата, также будет сконструирована система энергопитания с автоматизированным наведением на Солнце при помощи подручных средств».

Второй блок задач для наших участников – дистанционное зондирование Земли.  С помощью данных дистанционного зондирования ребятам предстоит научиться создавать карты ледовой обстановки, используя самоорганизующиеся нейронные сети. В результате проекта участники должны будут получить интерактивную карту льдов Арктики, которая может быть полезна как в целях изучения процесса изменения климата, так и для анализа ресурсов Арктики, безопасности судоходства и других важных стратегических задач.

Среди провожающих в аэропорту был также заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ Андрей Абрамешин, который поделился своими ожиданиями от предстоящей смены.

Очень правильно, что конкурсная часть завершается этой сменой. Ребята целый год активно готовились, решали задачи, осваивали инженерные и программистские навыки, связанные с космосом, создавали собственные проекты. И все-таки это было в онлайне. И вот, наконец, победители и призеры конкурса имеют возможность поработать в «живых» командах единомышленников, объединить все свои компетенции для решения одной общей задачи – это и есть настоящая инженерная работа!

Смена в Нальчике началась! Пожелаем ребятам удачи и эффективной и, главное, результативной, совместной работы!