• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство

и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович

Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич

Заместитель директора Романов Виктор Владимирович

Заместитель директора Костинский Александр Юльевич

Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна

Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович

Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
50/10/5
50 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
100/40/15
100 бюджетных мест
40 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
30/20
30 бюджетных мест
20 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
30/45/1
30 бюджетных мест
45 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
80/40/6
80 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/15/2
50 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
25/5/2
25 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
20/5/4
20 бюджетных мест
5 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Математические бои: тоже олимпиада, только командная и очень азартная

21 апреля в МИЭМ НИУ ВШЭ впервые прошли математические бои для первокурсников. За титул лучших боролись 43 участника из 8 команд.

Егор Антощенко, студент 3 курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, один из организаторов олимпиады, рассказывает о том, как это было.

Задача

Дано:
Весенний солнечный выходной день. МИЭМ: толпа студентов, заполнивших аудиторию.
Вопрос:
Что они все там делают и почему их так много?

Решение

Прочитав первую часть текста, вы наверняка подумали: «Фу, очередная реклама какого-то факультетского ивента». Я бы тоже так подумал, если бы не был там сам. 

Начнём с начала. Математические бои — это классический вариант командной олимпиады по математике, где участники сначала решают задачи, а потом их защищают. Звучит скучновато. Но каким-то непонятным образом за неделю до мероприятия нашлось 7 организаторов, которые были готовы просто так помочь в проведении, и им это реально интересно. Я пришёл в наш штаб, честно говоря, сонный и унылый. Но, увидев, как мои однокурсники спорят над решением задач с энтузиазмом футбольного болельщика, делятся на добрых и злых жюри и мечтательно предвкушают, как будут решаться судьбы участников, начал что-то подозревать. Чудеса на этом не заканчиваются. За день до боёв форма регистрации буквально взорвалась. «Это шутка» — подумали мы. Но действительно пришло в три(!) раза больше людей, чем мы рассчитывали изначально. Как только раздали задания и студенты разошлись по аудиториям для решения, мои сомнения отпали. Им это действительно нравится. Столы сдвинуты в круг для коллективного решения или обращены к доске, где кто-нибудь буквально пытается перекричать коллег, доказывая правоту своего ответа. Кто-то неподвижно смотрит в тетрадь и многозначительно молчит.

Кто-то просто орёт:

- Ты понимаешь, что любые три точки лежат в полусфере? 
- Так нам надо четыре! 
- А если подумать об этом через окрестности? 
- У тебя есть идеи? 
- Нет, мне просто нравится слово «окрестности»…хотя, может и получится. 

На досках написаны графы «решённые» и «осталось решить», тетрадки исписаны рисунками и формулами. Организаторы ходят и таинственно напоминают про фундаментальные последовательности. Если бы Стругацкие были там, «Понедельник начинается в субботу» они написали бы об этом.

Я подхожу к Даше Ким, организатору:

- Скажи, почему ты решила взяться за этот проект? Почему тебе это интересно? 
- Я когда-то в школе резко поменяла программу обучения и, хотя я боялась математики, начала ездить на всякие олимпиады и конкурсы. Сами матбои случились со мной сумбурно. Мне просто надо было делать проект, и я знала преподавателя. Но ещё мне хотелось понять, как это — организовывать мероприятие такого формата. 
- Сложно ли было составлять задачи? 
- Сложно было искать, потому что какие-то из задач слишком простые. К тому же, судя по всему, ребята, которые пришли, по-настоящему шарят в математике. 
- Как думаешь, чем можно объяснить тот факт, что пришло так много людей? 
- Мне кажется, что мы недооценили свою аудиторию, наших студентов. Потому что многие из тех, кто подходил ко мне с вопросами, говорили, что уже участвовали в матбоях. И когда я говорила, что мы просто не ожидали, что участников будет так много, они говорили: «Нет, ты что! Это же матбои! Это же круто!», а один парень вообще их организовывал. Я думаю, что у людей есть интерес не только к математике, но и к тому, чтобы посидеть и поделать что-то в команде. Ведь это не так сложно и ответственно, как решать, например, олимпиаду в одиночку. 
- Планируешь делать что-то подобное ещё? 
- Да, во-первых, я в следующем году планирую писать свою студенческую олимпиаду, во-вторых, для меня это такой челендж, потому что я никогда не занималась подобными штуками, поэтому сейчас я просто сама себе должна доказать, что могу. Кроме того, мне очень понравилась идея математических боёв. Мне кажется, она такая классная, сильная и интересная, и очень странно, что я не слышала об этом раньше. Мне очень хочется, чтобы математические бои повторились в следующем году. Я уже представила, как мы печатаем всякий мерч. Значки, футболки… 

Все задачи решены и пришло время непосредственно боёв. Здесь все как-то сразу затихли. Доказывать правоту решений перед друзьями, видимо, проще, чем перед соперниками и жюри. Но, так или иначе, потом ещё три часа участники доказывали и оппонировали, спрашивали и оспаривали, радовались и возмущались, но, очевидно, всё же устали. Ещё бы! Больше шести часов в душных кабинетах, когда на дворе весна.  
 
Но вот и первые победители. Команда «Не ложь, а клади» студентов образовательной программы «Компьютерная безопасность», в итоге набравшая максимальное количество баллов. Следом за ней и другие. Награждение, чай, расходимся.

111
Команда «Не ложь, а клади»

- Мальчик, постой, как тебя зовут? 
- Черников Данил, БПМ175. 
- Как тебе матбои? 
- Восхитительно! Участвовал не в первый раз, проведено было на высоте и схватка вышла захватывающей. 
- А тебя как зовут? 
- Владимир. Я с ПМ, второй курс. Хочу сказать, что за семь модулей, которые я отучился в университете, я научился решать много типичных задач по матану, диффурам, тфкп, линалу, дискре, но совершенно разучился делать креативные олимпиадные задачи.  
- Но это тебя мотивирует вспоминать, как это делать? 
- Да, наша команда хочет вернуться более сильной. Мы упали, чтобы подняться.

Уже в лифте я встретил убегающую по делам Анастасию Владимировну Парусникову, научного руководителя проекта.


Парусникова А.В.

- Что подвигло Вас устроить математические бои? 
- (после небольшой паузы, с ноткой ностальгии) В десятом классе я в таком матбою участвовала, и мне кажется, что студентам сейчас нужны командные соревнования. Не индивидуальные, а именно что-то, где они вместе могут обсуждать задачи и решать их.
- Как, Вам кажется, всё прошло? 
- Пока сложно что-то оценивать. Должно пройти какое-то время. Мне кажется, мы справились, и всё благодаря третьекурсникам, которые, начиная с января, готовили задачи и последние две недели активно занимались подготовкой. Хочу сказать им всем «спасибо»: Егору Антощенко, Даше Ким, Вячеславу Борисову, Денису Илюхину, Наде Коданевой, Насте Яниной. 
- Планируете в будущем устраивать бои? 
- Надеюсь, что получится ещё.

Ну и, напоследок, список победителей команды «Не ложь, а клади» (образовательная программа «Компьютерная безопасность», 1-й курс):

  • Андреева Влада Алексеевна
  • Клопов Владислав Вячеславович
  • Митин Арсений Викторович
  • Монова Юлия Андреевна
  • Попов Юрий Леонидович
  • Расторгуева Мария Сергеевна
  • Тараканов Игорь Анатольевич

 
Туш и аплодисменты!


Материал подготовил студент 3 курса образовательной программы «Прикладная математика» Егор Антощенко