• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Есть куда расти»

27 января Ученый совет ВШЭ обсудил присоединение к Вышке Московского государственного института электроники и математики, утвердил правила приема в университет на 2012 год, подвел итоги работы аспирантуры и кадрового резерва вуза в минувшем году и принял ряд организационных решений.

Свою деятельность под эгидой Высшей школы экономики Московский государственный институт электроники и математики (напомним, что решение о его присоединении к ВШЭ было принято Правительством РФ 30 декабря прошлого года) будет осуществлять в виде особого структурного подразделения — МИЭМ НИУ ВШЭ. Курировать вопросы интеграции МИЭМ в ВШЭ будет новый проректор Вышки Алексей Шалковский. Он, а также ректор МИЭМ Владимир Кулагин и научный руководитель МИЭМ Александр Тихонов были введены в состав Ученого совета Высшей школы экономики. Выступая перед коллегами, Владимир Кулагин еще раз подчеркнул, что главной задачей объединения двух вузов станет достижение синергетического эффекта в образовательной, научной и исследовательской деятельности.

Процесс объединения предполагается завершить к лету 2012 года, так что новый отбор абитуриентов на 2012/2013 год должен будет вестись уже в МИЭМ НИУ ВШЭ. С этой целью правила приема в МИЭМ были по возможности приведены в соответствие с правилами приема в Высшую школу экономики. Однако заявленный ранее состав вступительных испытаний в бакалавриат и магистратуру МИЭМ не претерпел в связи с этим изменений. Таким образом, абитуриенты МИЭМ НИУ ВШЭ могут спокойно продолжать свою подготовку к поступлению на выбранные ими направления. Правила приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ, бакалавриат и магистратуру МИЭМ НИУ ВШЭ, а также на программы дополнительного образования НИУ ВШЭ в 2012 году были утверждены на нынешнем заседании Ученого совета, и с 1 февраля эти правила будут опубликованы на сайте университета.

Структура Вышки пополнилась и другим подразделением — члены Ученого совета одобрили создание в рамках ВШЭ Института проблем безопасности. «Идея создания такого образовательного и научно-исследовательского подразделения в нашей стране витала давно, — пояснил директор нового института, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Александр Юрченко. — Негосударственный сектор безопасности существует у нас больше двадцати лет, написано большое количество книг, проходят конференции по данной тематике, создаются ассоциации, но в образовательной и исследовательской области существует пробел. Мы предполагаем начать свою деятельность с разработки курсов по безопасности в сфере предпринимательства для студентов бакалавриата и магистратуры и одновременно готовить выход на рынок программ дополнительного образования, который мы считаем достаточно емким, и пакет заказов на научные исследования».

«Это перспективное направление, — согласился с коллегой ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Речь идет о том, чтобы выстроить нормальный контур обучения бизнес-структур комплексным системам безопасности. Мы, к сожалению, из состояния «малинового пиджака» в этом отношении не вышли — у нас защита коммерческой информации, защита конфиденциальности клиентов находится на первобытном уровне. Что наши финансовые, что наши промышленные структуры бессильны против внутренней коррупции. Это проблема реальная, но к ней мало кто адресуется. Если нам удастся убедить рынок в том, что такая работа полезна, институт станет очень хорошим источником доходов для Вышки».

На факультете бизнес-информатики ВШЭ создается новая кафедра информационной безопасности под руководством Александра Баранова, занимающего сейчас должность заместителя генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы РФ. «Спрос среди студентов на подготовку в области информационной безопасности велик, — отметил он. — Программа, которую мы предлагаем, отражает наиболее актуальные аспекты создания и управления современными информационно-телекоммуникационными системами. Мы также рассчитываем на проведение теоретических исследований в этой области».

В 2012 году к списку магистерских программ ВШЭ добавятся две новые. На отделении востоковедения открывается программа «Социально-политическое развитие и вызовы современной Восточной Азии». Реализовывать ее Вышка будет совместно с City University of Hong Kong (CUHK), что даст возможность выпускникам магистратуры, прошедшим обучение в Гонконге, получать два диплома — ВШЭ и CUHK. А в Нижегородском кампусе вуза при участии Института развития образования ВШЭ будет открыт набор на очно-заочную программу «Управление образованием». Напомним, что аналогичные программы уже реализуются Вышкой в Москве и Санкт-Петербурге. Ученым советом также было одобрено открытие в 2012 году в Высшей школе бизнес-информатики очно-заочной программы сокращенного бакалавриата (срок обучения — два года восемь месяцев) по направлению «Бизнес-информатика».

Исчерпав организационные вопросы повестки дня, члены Ученого совета приступили к обсуждению одной из самых острых проблем университета — аспирантуры. Доклад об итогах работы и приема в аспирантуру в 2011 году представил проректор Сергей Рощин. «В минувшем году мы значительно усилили в правилах приема в аспирантуру требования, связанные с предварительным согласованием тем и научных руководителей, и увеличили «вес» экзамена по специальности, — напомнил он. — Что же мы получили на стадии приема? Во-первых, сокращение по сравнению с 2010 годом количества заявлений на поступление в магистратуру. Во-вторых, число абитуриентов, успешно сдавших экзамены, оказалось меньше количества мест в нашей аспирантуре».

Александр Чепуренко и Сергей Авдошин на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ
Александр Чепуренко и Сергей Авдошин на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ
Невысоким оказался и спрос на программу академической аспирантуры (аспирантуры полного дня). Результаты опроса аспирантов, проведенного Центром внутреннего мониторинга ВШЭ, свидетельствуют, что треть аспирантов будет совмещать написание диссертации с работой вне Вышки независимо от размера выплачиваемой стипендии (сейчас стипендия в академической аспирантуре составляет 25 тысяч рублей в месяц). Другая треть аспирантов готова отказаться от работы при условии, что их стипендия превысит 50 тысяч рублей.

«Мы должны понимать, — отметил Сергей Рощин, — что при достигнутых масштабах нашей аспирантуры и в условиях ограниченного спроса на данный вид подготовки и ограниченности академического рынка усиление требований по качеству абитуриентов аспирантуры вступает в конфликт с ожидаемыми количественными параметрами».

Тем не менее, научная работа тех, кто уже обучается в аспирантуре, по оценке Сергея Рощина, была в 2011 году «как никогда эффективной». В частности, показатель защиты аспирантами диссертаций в срок приблизился к среднероссийскому уровню. Этот рост стал следствием целого набора мер и регламентов, принятых в аспирантуре ВШЭ начиная с 2007 года. В то же время эффект от них не может длиться вечно, и резервы экстенсивного роста доли защит «практически исчерпаны».

Крайне неравномерно выглядит ситуация с эффективностью работы аспирантуры по отдельным факультетам и подразделениям университета. «Мы должны признать, что проблема не только в аспирантах, — констатировал Сергей Рощин. — Это еще и проблема академической среды и потенциала научного руководств и организации работы с молодыми коллегами на конкретных площадках. На ряде площадок у нас эффективной академической среды и критической массы научных руководителей в настоящий момент нет». Относительно благополучная ситуация в этом отношении существует только на факультетах экономики, права и психологии. Возможно, полагает проректор ВШЭ, стоит задуматься о целесообразности сохранения аспирантуры в некоторых подразделениях университета.

Доклад и выводы, сделанные Сергеем Рощиным, мало кого из членов Ученого совета оставили равнодушными. Декан факультета философии Алексей Руткевич, например, указал на необходимость включения в программу аспирантуры образовательной компоненты — многие из аспирантов, по его словам, просто не располагают достаточными знаниями для написания диссертации. Первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг считает необходимым создание, наряду с организационной, системы академического управления аспирантурой.

Проректор Андрей Яковлев призвал коллег «сознавать мотивацию людей, которые предпочитают российскую аспирантуру зарубежной». «Мы можем привлечь их только тем, что они не могут получить в зарубежном вузе, — полагает он. — Такие навыки и компетенции им могут дать только сильные научные подразделения ВШЭ, прежде всего работающие с российскими эмпирическими данными — это наше конкурентное преимущество. Программу академической аспирантуры применительно к экономическому блоку нужно концентрировать именно на этих точках превосходства».

Ярослав Кузьминов, в свою очередь, выделил несколько факторов — внешних и внутренних, определяющих проблемы вышкинской аспирантуры. К числу внешних он отнес «вырождение» российской аспирантуры как института и снижение требований к качеству кандидатских диссертаций — в такой ситуации Вышка не выдерживает конкуренции за абитуриентов с вузами, где написать и защитить диссертацию «легко и приятно». Другая причина — экономическая: аспиранты не могут существовать на стипендии, выплачиваемые государством. Кроме того, девальвация сферы науки и образования привела к тому, что лучшим выпускникам для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места не требуется получать ученую степень. А важнейшим из внутренних негативных факторов, является, по мнению ректора ВШЭ, «неадекватное отношение ряда наших академических структур к подготовке аспирантов».

Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов считает, что российская аспирантура в нынешнем ее виде и формате в принципе не может выдержать конкуренции с PhD-программами. «PhD-программы на Западе реализуются за пять лет, и первые два года на них идет обучение такого класса, которое нам и не снилось, — отметил Лев Любимов. — Вышка много работает на публицистическом поле, и нам нужно «долбить» государство, чтобы донести ясную мысль — российскую аспирантуру нужно организационно менять, она не должна выглядеть так, как выглядит сейчас. Образовательной программы PhD-класса у нас просто нет».

«У нас с вами есть миссия — добиться, чтобы Высшая школа экономики давала серьезные кадры для науки, — сказал, в свою очередь, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. — Я считаю, что мы с этой миссией абсолютно не справляемся. Типичная картина: те люди, которые оканчивают Вышку, говорят, что теперь поступят в магистратуру РЭШ и с помощью специалистов РЭШ будут поступать на программы PhD в Америке. После этого они в Россию не возвращаются. Наше научное сообщество, ректорат должны самым серьезным образом подумать над тем, как организовать здесь площадку, на которой возникали бы кадры высшей квалификации, сопоставимые с теми, что готовят в мире».

По итогам дискуссии по предложению ректора было решено сформировать специальную комиссию Ученого совета во главе с Львом Любимовым, которой предстоит в течение ближайших месяцев проанализировать возможные меры по совершенствованию работы аспирантуры ВШЭ. Кроме того, Ученый совет ВШЭ может выступить с обращением о необходимости реформирования системы аспирантуры в России и инициировать обсуждение данной проблемы в средствах массовой информации.

Отдельный пункт повестки дня был посвящен итогам работы с группой высокого профессионального потенциала (кадровым резервом) Вышки в 2011 году. Соответствующий доклад представила проректор Мария Юдкевич. Она отметила, в частности, что сохраняется тенденция увеличения численности кадрового резерва — на начало 2012 года она составила 270 человек. Среди четырех категорий участников кадрового резерва наибольшей является группа «новые преподаватели» (почти 50%). Самый значительный рост числа резервистов отмечен в Пермском кампусе ВШЭ, но вторым после Москвы по численности кадрового резерва кампусом Вышки по-прежнему является Нижегородский.

Доля членов кадрового резерва, подготовивших научные публикации, достигла в 2011 году 95,6%. Наибольшая публикационная активность характерна для категории «будущие профессора» (4,36 публикации в среднем на человека), самая низкий показатель — у «новых преподавателей» (2,5 публикации). Почти в два раза (до 14%) выросла доля зарубежных публикаций резервистов, а их общее число увеличилось с 45 до 104 публикаций. Каждая третья академическая надбавка за публикацию в зарубежном журнале, назначаемая в университете, приходится на членов кадрового резерва. Кандидатские диссертации в 2011 году защитили 18 членов кадрового резерва успешно, годом ранее этот показатель был в три раза меньше.

Под занавес заседания Ученого совета президенту НИУ ВШЭ Александру Шохину была торжественно вручена одна из высших наград университета — Почетный знак ВШЭ I степени. «Мне очень приятно, что мне вручена награда первой степени, а не золотой почетный знак, — со свойственной ему иронией заметил Александр Шохин. — Это означает, что я еще не потерян для Высшей школы экономики, мне есть куда расти».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля