«Вызовы и проблемы, стоящие перед казахстанскими коллегами и перед нами, во многом схожи»
МИЭМ открыл для себя новую страницу международного сотрудничества — в цифровой среде института прошла стажировка «Методы и приемы математических задач», в которой приняли участие преподаватели Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева (Усть-Каменогорск, Республика Казахстан). Стажировка была реализована в рамках программы «Университетское партнерство» в соответствии с комплексным договором с университетом.
Выбор коллег был не случаен — за более чем полувековую историю развития математики в МИЭМ сложились признанные научные школы по ключевым направлениям развития прикладной математики и информатики.
Александр Белов, руководитель Департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ
«Факультет этого профиля был создан первым в СССР в 1968 году и до сих пор является едва ли не единственным в своем роде, где готовят специалистов-математиков, способных решать практически любые задачи науки и техники, опираясь на достижения самых современных средств автоматизации вычислений и самых современных математических моделей и методов».
В качестве целей стажировки декларированы совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в области преподавания математики с совершенствованием профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Практические результаты направлены на развитие способности проектировать основные и дополнительные образовательные программы, разрабатывать научно-методическое обеспечение, в том числе цифровое для их реализации.
Стажировка была организована в заочной форме, благо доступ участников в цифровую среду МИЭМ предоставлял им широкие возможности для погружения в образовательные технологии института. Для поддержки заочной работы была проведена серия вебинаров, в ходе которых участники имели возможность получить инструкции по прохождению стажировки, задать вопросы и обменяться мнениями.
Впечатлениями о взаимодействии с представителями иной образовательной системы делится координатор стажировки советник МИЭМ Владимир Ветров:
Владимир Ветров, советник МИЭМ НИУ ВШЭ
«Первоначальная настороженность от предстоящего соприкосновения с другим образовательным контекстом была быстро развеяна участниками. В ходе вебинаров выяснилось, что вызовы и проблемы, стоящие перед казахстанскими коллегами и перед нами, во многом схожи. Отмечу высокий уровень дисциплины участников, а также чувство локтя, которое они продемонстрировали в ходе выполнения итоговой практической работы и стажировки в целом».
После традиционного приветственного слова директора Центра университетского партнерства НИУ ВШЭ Анны Гармоновой участники преступили к первому модулю стажировки — «Инновационные технологии обучения математике студентов технических специальностей», в ходе которого заместитель директора МИЭМ Сергей Тумковский познакомил слушателей с основами проектной модели обучения в МИЭМ, рассказав о пути и предпосылках к её созданию, остановившись на организационном плане проектной модели, в частности применительно к преподаванию математических дисциплин.
В продолжение доцент Денис Королёв раскрыл тезисы об организации проектной модели и ее преимуществах в обучении инженеров, описав реализуемый проектный цикл, рассказав о технологии проведения контроля, заострив внимание на конвергенции проектной и учебной деятельности. На живых примерах было продемонстрировано применение методики использования инструментов реализации проектов — кабинета проектной работы, трекера проектов, программных репозиториев, виртуальных переговорных комнат.
В рамках второго модуля стажировки — «Математические методы обработки данных в среде Matlab» — преподавателями Департамента прикладной математики МИЭМ Анной Пресновой и Станиславом Бобером был проведен ряд практических занятий, на которых было рассказано о методике применения среды Matlab для решения математических задач. В частности, были разобраны различные подходы к исследованию систем дифференциальных уравнений, визуализации фазовых портретов, рассмотрены примеры применения модуля Simulink.
В качестве итоговой практической работы участникам было предложено подготовить методические рекомендации для студентов по решению прикладных задач в рамках своей сферы профессиональных интересов в среде Matlab, с которой все успешно справились.
Сергей Сластников, доцент, руководитель стажировки
«Небольшой состав группы (10 человек) позволяет, на мой взгляд, максимально эффективно проводить практические занятия. Приятно, что коллеги из Восточно-Казахстанского технического университета были в действительности вовлечены в процесс, начиная с первой встречи. Хочется особенно выделить качество выполнения итоговых заданий — все участники подошли к нему ответственно и с душой».».
Организаторам стажировок всегда приятно получать обратную связь от участников, поскольку это является свидетельством её полезности и помогает сделать её лучше. По итогам конференции был получен коллективный отзыв:
«Высокий профессиональный уровень, содержательность и доступность подачи материала позволили нам значительно углубить наши теоретические знания, приобрести практические навыки и расширить область применения библиотеки Matlab».
Проведённая стажировка пополнила портфель мероприятий МИЭМ для преподавателей университетов — теперь не только отечественных, но и зарубежных. Всегда открыты для передачи опыта коллегам и ждём новых участников!