«Начало положено и получен необходимый заряд для дальнейшей работы»
В начале декабря в учебном центре Вороново прошла стратегическая сессия, предметом обсуждения которой было создание Инженерной школы на базе МИЭМ НИУ ВШЭ. В сессии приняли участие представители ректората университета, руководители института, департаментов, образовательных программ бакалавриата и магистратуры, ученые-практики, представляющие разнообразный спектр научно-исследовательской и проектной работы в МИЭМ.
Сегодня НИУ ВШЭ реализует программу развития университета до 2030 года, в рамках которой создание Инженерной школы – одна из приоритетных задач, обусловленных постоянно повышающимся спросом практически всех секторов экономики на специалистов-инженеров.
Создание Инженерной школы отвечает также запросам образования в МИЭМ, выстроенного уже сейчас таким образом, что студенты на протяжении практически всего времени обучения вовлечены в проектную работу, результатом которой является создание технологического продукта, при этом мультисциплинарность и слаженная командная работа молодых специалистов – неотъемлемые признаки каждого рабочего проекта.
И если механизмы проектной работы в рамках бакалавриата уже в целом выстроены, адаптация проектного компонента к специфике магистратуры – важнейшая задача, стоящая перед институтом.
Вероника Прохорова, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ
«Создание высшей инженерной школы - следующий после перехода на проектное обучение важнейший шаг в развитии МИЭМ. Для нас было очень важно обсудить с коллегами, что стоит за этими словами, сформировать единое понятийное пространство, постараться выработать план действий. Результат - вопросов стало еще больше, значит съездили не зря».
В МИЭМ формируются технологические полигоны, аккумулирующие научную и образовательную работу по наиболее перспективным и прорывным направлениям в современной ИТ-индустрии и инженерии - прикладной электронике, кибербезопасности, телекоммуникационным системам и сетям связи и др. В перспективе эти полигоны должны стать уникальными образовательно-технологическими структурами для создания инновационных продуктов и решений.
Создание лабораторий международного уровня позволило организовать локальные научные исследования и собрать в институте сильные научно-педагогические кадры. Следующий шаг в развитии научных исследований в МИЭМ должен быть связан с постоянно организованным процессом выполнения крупных научно-технологических проектов по заказам государства и бизнеса. Для этого необходимо создание научных структур более мощных, чем лаборатории, объединяющих коллективы лабораторий в рамках критически важных тематик.
Именно Инженерная школа, ориентированная на вовлечение в проектную работу специалистов из числа магистрантов, с использованием созданной в МИЭМ технологической и научно-исследовательской инфраструктуры – та структура, которая будет решать все обозначенные задачи.
В течение трех дней сессии ее участники в режиме интенсивного командного обсуждения последовательно определяли возможные структурные модели школы, где необходимо было учесть все основные компоненты и институции образовательного процесса в МИЭМ в их взаимосвязи. Рабочие команды были сформированы таким образом, чтобы в них входили представители всех ветвей образовательного процесса – преподаватели, учёные, руководители лабораторий, представители руководства. Преамбулой к командному обсуждению стало определение основных вызовов, стоящих перед современным высшим образованием в области ИТ, а также выступление директора МИЭМ Евгения Крука, в котором были поставлены основные задачи перед участниками – выработать совместно наиболее эффективную и современную модель школы.
Василий Буров, советник МИЭМ НИУ ВШЭ
«Выездная сессия показала, что необходимость новых подходов к развитию магистратуры и аспирантуры ощущается практически всеми ведущими сотрудниками МИЭМ. Это определило огромную вовлеченность, продемонстрированную участниками и превысившую мои ожидания. Шедшие с утра до поздней ночи обсуждения подходов к созданию магистерской инженерной школы позволили выработать довольно много интересных идей. Конечно, их предстоит ещё доработать, увязать вместе и заполнить оставшиеся пробелы. Но главное, что начало положено и получен необходимый «заряд» для дальнейшей работы».
Чем станет Инженерная школа для МИЭМ? Какими будут механизмы взаимодействия? Как изменится структурно и качественно МИЭМ с появлением школы? Эти вопросы стали наиболее обсуждаемыми среди участников сессии.
Сергей Аксёнов, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ по научной работе
«Место науки в инженерной школе – вопрос, требующий очень аккуратной проработки. Понятно, что инженерная школа должна сфокусироваться на задачах, востребованных индустрией, однако такие задачи далеко не всегда связаны с передовыми научными исследованиями. С другой стороны, представляется неправильным выносить деятельность научно-исследовательских коллективов МИЭМ за рамки инженерной школы. Выездная сессия оказалась прекрасной площадкой для обсуждения подобных вопросов».
Агамирзян Игорь Рубенович, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ
«По сути, факультет сегодня во-многом и решает те задачи, которые стоят перед школой. Наша задача – дать импульс этому процессу. Мне кажется, уместно говорить о том, что МИЭМ в целом и должен стать Инженерной школой НИУ ВШЭ».
Итогом школы стало то, что были обозначены наиболее важные и значимые для дальнейшей проработки стратегические узловые «развилки» на пути выработки окончательной концепции школы. Процесс обсуждения продолжится в ближайшее время уже в стенах института в Москве.
Администрация МИЭМ НИУ ВШЭ, все участники сессии выражают благодарность администрации Учебного центра «Вороново», его сотрудникам за прекрасно организованное обслуживание во время сессии, техническое обеспечение программы, предоставленную комфортную инфраструктуру.
Буров Василий Владимирович