• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Рушана Валиева: «Свобода творчества стоит на первом месте в нашей команде…»

Студентка 2-го курса образовательной программы «Прикладная математика» Рушана Валиева уверенно преодолела этапы «слепых прослушиваний», «поединков» и «нокаутов» проекта «Голос» на «Первом канале». Впереди – четвертьфинал, полуфинал и финал со зрительским голосованием.

Но уже сейчас, независимо от итоговых результатов, можно смело утверждать, что участие Рушаны в «Голосе» стало одним из самых ярких, самобытных и обсуждаемых событий проекта.

Нам удалось взять у Рушаны небольшое интервью.

Рушана, расскажите, как вы начали заниматься музыкой.  

Мой папа играет на музыкальных инструментах и поёт, долгое время он проработал в области культуры, поэтому в нашем доме всегда звучала музыка, причём очень разная - начиная от национальной башкирской и татарской и заканчивая композициями культовых рок-групп. Брат играет на электрогитаре, фортепиано, пишет собственные произведения. Поэтому меня уже в ранние годы с головой «унесло» в музыку. Но так получилось, что вокалу я обучалась два года, это были второй и третий классы начальной школы. Потом из-за загруженности в школе, хореографическом коллективе и музыкальной школе я решила прекратить занятия с педагогом и просто пела дома. Когда мне было 12 лет, пальцы немного окрепли, и брат меня научил играть на гитаре.


Вы родом из села Толбазы Республики Башкортостан. Это настолько крупное село, что в нем есть музыкальная школа?

Да, оно достаточно большое. Население - более 10 тысяч человек. У нас замечательная музыкальная школа, которую я окончила по классу скрипки.


Расскажите, как вы выбирали песню для «слепых прослушиваний»? («Пообiцяй менi», группа «Один в каноэ»)

Эту песню мы с Женей (Евгений Неваленный, аккомпаниатор всех номеров Рушаны на ханге*) уже раньше исполняли  в нашем репертуаре. И когда на проекте запросили список исполняемых песен, мы предоставили в том числе и ее. Я вообще очень люблю эту песню.

Не было страха, что песня не совсем форматная для этого конкурса и его отборочной части?

Тут мне придется рассказать немного развернуто. Я пробовалась на кастинг еще в 2016 году на взрослый «Голос», мне было 17 лет, а в проекте можно участвовать как раз с 17-ти лет, и я решила попробовать свои силы. Тогда я выбрала типичные для вокалистов песни, которые были мне не по душе, и я, наверное, не понимала, что это совсем не мой формат и не моя музыка. И я провалилась на кастинге. В последнее время я нащупала то направление, в котором хотелось бы двигаться дальше, ту музыку, исполняя которую, я смогу достучаться до сердец. И поэтому я очень обрадовалась, когда узнала, что для конкурса редакторы выбрали именно эту песню.  Причем, я на тот момент даже еще не знала, кто будет в наставниках, и не задумывалась, повернутся ли они ко мне.


Вы, ханг и Женя: кто кого нашел? И как это произошло?

Женя меня нашел - в Instagram, где я выкладывала свои каверы. Женя работает декоратором, а музыка – его хобби. Он очень любит играть на ханге, занимается этим уже порядка шести лет. Женя стремится к тому, чтобы вывести этот инструмент на более широкую аудиторию, в каком-то смысле сломать стереотип о ханге как инструменте исключительно для медитаций.  И поэтому в прошлом году Женя искал тот голос, который бы подошел именно хангу, ложился бы под его звучание. Много тех, кто поет сильно, хорошо, но ему нужен был именно голос для ханга. Жене понравился мой голос, он написал мне в Instagram, выяснилось, что он в Москве, я в Москве, и мы начали работать.

Обе конкурсные песни, которые вы исполняли после «слепых прослушиваний», имеют оригинальные аранжировки. В них немалое значение имеет ханг. Расскажите, как появляются эти аранжировки.

Чаще всего это происходит одновременно, в общем рабочем процессе. То есть, партию ханга и гитары мы придумываем совместно, под тональность и аккорды песни. Но в каждом случае есть свои нюансы.


На этапе «поединков» вы исполняли с Сергеем Муштой песню «Наше лето» группы «Валентин Стрыкало». Ваш номер в целом был воспринят очень положительно зрителями. В социальных сетях многие писали и пишут, что ваш дуэт ни в коем случае не должен распасться. Что в этом плане? Вы с Сергеем собираетесь работать дальше?

Сережа Мушта - прекрасный музыкант и человек, я очень рада, что на проекте сложился наш дуэт. У него замечательная семья - очаровательная жена и чудесная доченька, еще малышка! Во время работы над песней "Наше лето" я впервые побывала в Санкт-Петербурге, и Сережа показал мне город на Неве. У нас есть планы насчет, как минимум, двух песен. Мы начнем работу после того, как у меня немного успокоится бешеный ритм и я закрою сессию. Мы сделаем много чего классного, и не раз!


А кто Сергей по профессии? Музыкант? Певец?

Он инженер! Сошлись два технаря. И спели «Яхту, парус»!


Кстати, о песне. Вы вместе с Сергеем Муштой придумывали такую интерпретацию? Это был трудный процесс?

Да, непростой. Конечный результат - это, наверное, четвертый вариант аранжировки, которая в итоге всем пришлась по душе. Мы долго мучились и не знали, как подобраться к песне, потому что она нам казалась прекрасной в своей оригинальной версии. Трудностей еще добавляло то, что мы с Сережей были в разных городах и большую часть времени работали дистанционно.


Какова роль наставника в рождении номера? Можно ли утверждать, что Сергей Шнуров предоставляет свободу для творчества? А в чем ограничивает? Или, возможно, что-то диктует?

Конечно, один из главных моментов - выбор песни. Сергей предлагает нам композицию, дает время "помучить" ее, попробовать, и если отношения с ней никак не складываются, то мы снова отправляемся на поиски.
Свобода творчества стоит на первом месте в нашей команде, но при этом наставник всегда направляет в нужное русло. И к нему стоит прислушиваться, потому что Сергей Шнуров знает, что делает.


Слушая в вашем исполнении «Наше лето», зритель улыбнулся, многие немного погрустили. Но выбор второй конкурсной композиции («Мало половин» из репертуара О.Бузовой) вызвал массу эмоций, очень разных. А как именно вы в первый момент отнеслись к предложению Сергея Шнурова петь эту песню?

У меня были очень смешанные эмоции, я была немного ошарашена, если честно, и обещала подумать. На самом деле, я даже удивилась своей довольно спокойной реакции, подумала, что ведь можно и вправду попробовать. Конечно, я попыталась ненавязчиво предложить что-то другое, более подходящее и комфортное для себя, но не получилось. Мне сказали: «Попробуй, сделай это в своем стиле, сотворите красоту с Женей. Если уж не выйдет, будем думать».

Мы с Женей сели и сотворили, это был самый первый набросок под гитару и ханг, и я поняла, что намечается что-то интересное и, возможно, классное. А в какой-то момент я была уже очень увлечена своим вариантом песни. Конечно, позже посидела с аранжировкой, но «костяк» такой версии на тот момент и был самым сильным аргументом для меня. 


Скажите, Сергей смог вас так же сильно удивить своим предложением по поводу песни на четвертьфинал?

Смог, на то он и Сергей Шнуров. И в этот раз задача стоит еще более сложная. Сами понимаете, больше ничего сказать не могу.


Сергей Шнуров живет в Петербурге, вы – в Москве. Как в реальности происходит процесс работы между вами.

Мы больше работаем дистанционно. Я скидываю какие-то наброски, аудиофайлы, есть переписка. Но еще Сергей часто приезжает в Москву к нашей команде, примерно три-четыре раза в месяц на репетиции.


Что вы можете сказать о команде?

У нас замечательная, удивительно дружная команда. В ней очень приятные и хорошие люди. К сожалению, турнир так устроен, что сейчас многие ребята прекратили свое участие в проекте.

Переходим к земному. Финальные стадии «Голоса» и сессия: каково это сочетать?

Это мы узнаем, начиная со следующей недели. Конечно, уже чувствую, что будет тяжело – и физически, и морально. Но я очень постараюсь убить двух зайцев одним выстрелом. Учеба для меня важна и нужна. Тем не менее, я все равно рада такому "стрессу", рада тому, что происходит сейчас в моей жизни.


Еще про учебу: какая область математики вам больше всего нравится?

Дискретная математика, матанализ и программирование. Особенно программирование: это то, чем я могу заниматься до 4-х или 5-ти часов утра. Сейчас очень нравится курс дифференциальных уравнений, хотя и дается мне не совсем легко… в общем, мне в математике почти всё нравится.


Вы ощущаете поддержку своих товарищей по учебе, одногруппников?

Да, очень. Ребята всегда искренне радуются и поддерживают, всегда помогают мне с учебой, делятся материалами с занятий, которые мне пришлось пропустить. Особенно они были рады съемкам, проведенным у нас на семинарах (съемки, организованные «Первым каналом» в МИЭМ НИУ ВШЭ).  


Какие цели вы на данный момент ставите перед собой? Задумываетесь о победе? Ведь сейчас уже именно вас нередко называют одним из главных претендентов на первое место.

Нет, так я задачу для себя не ставлю. Скорее – показать себя на максимуме. Хочу открыть в себе какие-то новые стороны, сломать стереотип, прежде всего для себя. И достойно выступить, конечно, не подведя свое «я», наставника и людей, которые за меня болеют.

Наверное, сейчас именно так.

МИЭМ может рассчитывать на ваш с Женей концерт в Строгино?

Да, конечно!


Рушана, спасибо большое! Будем теперь болеть и голосовать за вас!

И вам тоже большое спасибо!

 


*Ханг – ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер.