• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Всероссийская олимпиада школьников: МИЭМ и сборная Москвы по информационной безопасности

Яна Шарандак, студентка 5 курса ОП «Компьютерная безопасность», является главным тренером сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников по Технологии по профилю «Информационная безопасность» в 2022-2023 и 2023-2024 учебных годах. Мы поговорили и узнали, как она стала тренером, с какими трудностями успела столкнуться за время работы и какой на данный момент результат.

Всероссийская олимпиада школьников: МИЭМ и сборная Москвы по информационной безопасности

Под её руководством в 2022-2023 уч. году команда Москвы показала весьма неплохой результат: 1 из 3 победителей (абсолютный победитель в 9 классе), 12 из 19 призеров (5 - участвующих за 9 класс, 4 - за 10, 3 - за 11). Всего от Москвы в направлении «Информационная безопасность» участвовало 35 человек.

О МИЭМ и олимпиадах школьников

О собственном участии в олимпиадах

В олимпиадах я участвовала и довольно активно. В основном это была математика, но заглядывала и в соседние области: программирование, немного химии и физики, даже в биологию пыталась однажды. В школе для меня олимпиады и соревнования всегда были основным занятием, поэтому я хорошо представляю происходящее со стороны участника.

Об отношении к олимпиадам

К олимпиадному движению я отношусь крайне положительно. Как минимум - это возможность погрузиться глубже в интересующий предмет, разобраться и решить для себя: “Хочу ли я серьёзно заниматься этим в будущем? Оно мне действительно нужно, или этот интерес лучше оставить на уровне хобби?” 

Но, на самом деле, в словосочетании «олимпиадное движение» слово «движение» крайне важное. Здесь можно найти близких друзей, компанию единомышленников, может быть, даже найти себя. Да и приобретаемые навыки выходят далеко за пределы узкоспециализированных: тут тренируются навыки коммуникации, представления себя и своей работы, работы с публикой, умения собраться в нужный момент, справляться со стрессом и с высокой нагрузкой, способность настроить себя на самостоятельную работу и многое другое, всё не перечислить.

Как стала тренером

В начале прошлого учебного года мне было предложено готовить школьников к ВсОШ по ИБ, а так как сфера мне интересна, к олимпиадам я отношусь положительно, да и опыт преподавания уже имелся, то я без раздумий согласилась. Очень уж хотелось как-то вписаться в это мероприятие с того момента, как я о нем узнала. А спустя пару месяцев меня позвали (а я согласилась) работать с командой Москвы. На тот момент я должна была просто проводить теоретические занятия в отведенное время. Ближе к финалу олимпиады прошлого года мне предложили стать главным тренером сборной по ИБ. Тут уже добавилась некоторая орг. работа, не знаю, насколько я была к ней тогда готова, но мне очень сильно помогли коллеги, поэтому завершился олимпиадный сезон вполне себе хорошо.

Сейчас я всё также продолжаю вести теоретические занятия, выполняю свою часть орг. работы для проведения учебных мероприятий, отвечаю на вопросы по подготовке к олимпиаде от школьников Москвы, их родителей и школьных учителей, собираю команду преподавателей для основных занятий и выездных сборов. Может звучать где-то сложно, но я не осталась без поддержки.

О трудностях и поддержке

Каких-то специфичных заранее продуманных действий для этого не делала. Наверное, основное - я всегда старалась быть на связи, чтобы оперативно реагировать на ситуацию: где-то помочь, где-то поддержать, где-то подумать над решением проблемы. В целом, никаких неразрешимых трудностей не было, всё рабочие моменты. Иногда времени в сутках становилось неожиданно мало (особенно в сочетании с учебой), но это ожидаемо и проблем не вызвало. 

Из каких заданий состоит олимпиада

Все этапы олимпиады включают в себя теоретический тур: на нем проверяется осведомленность школьников о предмете в целом. Задания могут относиться к любому разделу знаний, как-либо связанному с ИБ. Отдельно стоит отметить раздел посвященный криптографии - он присутствует на каждом этапе, в рамках него ребята работают с различными шифрами. Критически важным навыком тут является умение анализировать предложенные схемы. 

В этом году начиная с муниципального этапа (а в прошлом - с регионального), проводится практический тур. Его выполняют на компьютерах, настроенных для прохождения тура олимпиады. Здесь уже необходимо быть знакомым с инструментами ИБ и уметь применять их на практике. 

Кроме всего прочего, школьникам нужно подготовить проект: найти актуальную проблему в сфере ИБ и предложить для нее решение. К региональному этапу необходимо провести исследование, но реализация предложенного решения ещё не требуется, а вот на финале нужно продемонстрировать готовый продукт.

Советы школьникам по подготовке

Я бы предложила для начала посмотреть задания ВсОШ прошлого года и задания других олимпиад, связанных с ИБ. Там же можно и посмотреть на формат заданий. Кроме того в документах на официальном сайте ВсОШ есть и перечень необходимых тем, и список материалов для подготовки.

Конечно гораздо проще, когда не нужно думать над программой подготовки и самостоятельно искать качественные учебники, курсы, статьи.

Как попасть в сборную

Чтобы попасть в кандидаты в сборную Москвы в 2023-2024 уч. году нужно было успешно написать диагностическую работу в сентябре. Также в середине декабря, после муниципального этапа традиционно осуществляется донабор в учебные группы.