Проекты МИЭМ на Geek Picnic 2022
Шатёр МИЭМ НИУ ВШЭ сильно выделялся в пространстве «Вузы»: причиной стало не только уютное оформление в вышкинском стиле, но и большое число гостей, внимательно изучающих идеи каждого проекта. Кто-то из слушателей пробовал себя в новых сферах деятельности, некоторые искали вдохновение для научных исследований и развития в инженерном деле, а юные участники получали профориентационные экскурсы в специальности факультета.
Масштабней всего на выставке оказалось оборудование ребят из SELFIO: рабочее место ведущего, устройство-суфлёр и телевизионная панель с онлайн-показом итогового результата. В монтаже и режиссуре видеосюжет не нуждается: система автоматически подстраивает слайды презентации под фрагменты произнесённых фраз и регулирует скорость текстового помощника, чтобы речь оставалась плавной и несбивчивой. Проект был высоко оценён в профессиональной среде, получил грант Фонда Бортника и был принят в разработку компанией ООО «БMT».
О разработке рассказал выпускник МИЭМ НИУ ВШЭ, директор по маркетингу ООО «БMT» Григорий Стрельцов:
«Можно записывать видео с обычного ноутбука - настроить суфлёр, веб камеру и спокойно приступать к работе. На нашем прототипе расширенный сет – мы поставили камеру за суфлёром (её не видно, но она там есть). На устройстве также стоит экранчик, который транслирует запись экрана ноутбука, а суфлёр отзеркаливает эту информацию для удобства чтения. Таким образом получается, что мы читаем текст и смотрим в камеру одновременно».
В настоящий момент открыта запись на бета-тестирование онлайн-сервиса. Ознакомиться с дополнительной информацией и записаться можно на сайте https://selfio.me/
Остальные проекты были не менее зрелищными! Например, тренажёр для яхтсменов «Полина». Устройство привлекло внимание гостей благодаря реалистичному макету штурвала и применению VR-технологий для симуляции окружающей обстановки - причала, яхты и водного пространства. При изменении скорости яхты и осуществлении поворотов штурвал начинает требовать больших усилий управления, что моделирует сопротивление воды при маневрировании судна.
Об устройстве тренажёра рассказал инженер-программист проекта Юлдашов Алишер:
«В данном случае обратное усилие создаётся с помощью свойств поставленного в лодочный вал бесколлекторного моторчика. Движение яхты в симуляции обеспечивается энкодерами – датчиками изменения угла, которые установлены на гашетке и штурвале. Эти устройства отправляют показания на микроконтроллер, тот преобразует информацию и по проводам передаёт сигналы на главный компьютер».
В планах команды дальнейшая доработка прототипа с целью внедрения технологии в тренировочный процесс Яхт-клуба НИУ ВШЭ и презентации опытного образца на выставке Moscow Boat Show в 2023 году в Москве.
Очень милым и одновременно строгим на вид предстал гостям робот-помощник «Кеша». При активации нужной программы он сможет стать официантом, курьером, экскурсоводом или лучшим другом студента! Да-да, достаточно будет внести себя в базу, и при следующей встрече Кеша поприветствует вас по имени, сообщит расписание на сегодня и погоду в родном городе.
За время разработки проекта ребята из студенческого коллектива успели многое: провели исследование одноплатных компьютеров различных моделей, создали собственную плату управления двигателями, написали ПО ориентации робота в пространстве, настроили сервер для громоздких вычислений и разработали пользовательский интерфейс. Кроме того, Кешу научили поддерживать разговор с помощью голосового помощника на базе NLP и спроектировали для него несколько вариантов корпуса.
Данила Костиков, разработчик - программист:
«Результат нашего проекта – мультиплатформа, которая может подстраиваться под разные задачи с помощью подключения специальных модулей. Программная часть реализована с использованием Python и ROS (Robot Operation System). Робот анализирует окружающее пространство, перемещается по нему, строит карту местности. Позднее на ней можно указать любую точку, и робот отправится туда автоматически. Конечно, перспективы развития существуют: пока что нам не хватило некоторых предметов для расчётов, связанных с температурными и иными возникающими сложными физическими процессами».
Александр Американов, старший преподаватель МИЭМ НИУ ВШЭ, руководитель проекта
Мы используем парадигму, что робот выполняет первичную обработку данных и отправку их на сервер, где происходят сложные вычисления. С одной стороны, эта схема очень хорошая, поскольку робот не перегружается, и можно использовать менее мощные компьютеры с меньшим энергопотреблением. Но из минусов можно выделить сильную зависимость от интернет-сети… Мы имеем много возможностей для совершенствования и развития проектов, так как МИЭМ располагает необходимыми ресурсами. Например, мастерская инноваций, куда студенты могут обратиться со своей идеей и получить помощь в виде необходимых материалов, профессионального оборудования, рекомендаций к работе. Нельзя не отметить и то, что на проектную деятельность выделяется финансирование. Это очень благоприятно влияет на поддержание высокого уровня содержательности и масштабности работ.
Проектом с самым большим количеством вовлечённых студентов по праву можно назвать инди-разработку игр. Команда на настоящий момент насчитывает порядка 30 человек. На прошедшем фестивале ребята из Bear Head Studio представили демо одного из своих самых первых запусков – Project Revival. Это однопользовательский сюжетный шутер («стрелялка»), созданный за полгода ранее не знакомыми с производством игр студентами. Сейчас разработчики реализуют проекты с использованием общедоступных технологий (открытый движок Unreal Engine), сами осуществляют отрисовку персонажей и звукорежессуру игры.
Руслан Рузиев, геймдизайнер проекта, директор по продукту:
«Мы сделали ставку на классный сеттинг: это альтернативная реальность будущего, где СССР ещё существует, в мире царит мистика, и игрок в роли агента КГБ расследует аномальные происшествия. Также делается большой упор на необычный гейм-поинт, то есть стараемся вводить решения, которых у конкурентов нет или они недостаточно реализованы. Так, у нас это воплощение нескольких уровней внутри одного, «смена параллельного мира». Важно и то, что у игрока есть целый арсенал необычных способностей: зрение через стены, супервыстрелы, режим невидимости. Особенности рассчитаны на удобство взаимодействия героя с различными мирами».
Параллельно команда работает над новой игрой в формате онлайн-стратегии и занимается созданием собственного ПО для упрощения процесса производства в гейм-индустрии. Bear Head Studio продолжает развиваться и приглашает разработчиков в свои ряды. Ознакомиться с проектами и записаться на собеседование можно на сайте: https://bearheadstudio.ru/
Особой актуальностью обладает мобильное приложение рекомендательной системы для кулинарии «Еда под рукой». С такой технологией гурманом может стать каждый: система подберёт по имеющимся продуктам возможные рецепты блюд, составит варианты личного меню на различные приёмы пищи. Если чего-то в холодильнике не хватает, можно удобно заказать недостающие ингредиенты в подключённых службах доставки. Зрители смогли протестировать приложение, настроив его под свои вкусы.
Артём Мельник, разработчик проекта:
«Мы создали простое и понятное мобильное приложение, которое заинтересовало многих гостей на фестивале: как пользователей, так и потенциальных партнеров. Удалось раздать даже несколько визиток людям, которые видят в нас потенциал и могут помочь с развитием продукта. Радует, что наш проект был отобран для участия в Geek Picnic – мы смогли представить свои идеи в комьюнити абсолютно разных людей, которых объединяет одна сфера - IT. Кто-то только начал этим интересоваться, а кто-то уже давно работает в этой отрасли».
О проекте ребят можно подробнее узнать в интервью: https://miem.hse.ru/news/669799501.html