Финалисты «Большой перемены» теперь знают, что Вышка – это ещё и космос!
Представить за час с небольшим группе школьников, многие из которых знают что-то о космосе исключительно из курса общей программы, основные направления космических исследований в Вышке – именно такая задача стояла перед специалистами МИЭМ, приехавшими в качестве приглашённых спикеров на финал всероссийской программы «Большая перемена».
Всероссийский конкурс «Большая перемена» реализуется уже второй год подряд в рамках национального проекта «Образование» президентской платформы «Россия — страна возможностей». В этом году 2,5 миллиона школьников приняли участие в отборочных состязаниях, из них полторы тысячи прошли в финал.
Конкурс дает ребятам потрясающую возможность бросить себе вызов и реализовать проект, который может изменить жизни других людей в лучшую сторону. В программе конкурса представлены самые разные направления: наука и технологии («Создавай будущее!»); развитие образовательных технологий («Открывай новое!»); молодежное предпринимательство («Предпринимай!»); искусство и творчество («Твори!»); журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»); волонтёрство («Делай добро!»); историческая память («Помни!»); здоровый образ жизни («Будь здоров!»); экология («Сохраняй природу!»); урбанистика («Меняй мир вокруг!»); путешествия и туризм («Познавай Россию!»); специальное направление «Служи Отечеству!»
Для финалистов конкурса уже второй год подряд в «Артеке» проводится программа из лекций и мастер-классов журналистов, общественных деятелей, преподавателей и сотрудников ведущих университетов России. В этом году программа для финалистов проходила с 9 по 13 ноября.
Выполнять поставленную задачу в международный детский центр «Артек» отправились сотрудники учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем ведущий инженер Дмитрий Абрамешин и ведущий программист Мария Бубнова.
Еще на этапе подготовки мы сразу понимали, что должны не просто рассказать о нашей работе, но и показать её. Конечно, самое простое – использовать презентацию, и мы её использовали для короткого рассказа об основных направлениях. Но хотелось продемонстрировать практическую часть, оборудование, дать возможность ребятам своими руками что-то сделать на нём, пусть даже что-то очень простое, - рассказывает о подготовке к поездке Дмитрий. - Именно поэтому мы привезли в «Артек» часть учебного оборудования из МИЭМ.
Современное спутникостроение - инженерное направление, которым в первую очередь занимается лаборатория. Проектирование и программирование малых космических аппаратов сегодня представлено несколькими общероссийскими программами для школьников, а сотрудники лаборатории выступают в них в качестве экспертов и консультантов.
Чтобы показать, как сегодня создаются малые космические аппараты, мы привезли конструктор спутника «Орбикрафт 3D», при помощи которого в условиях даже учебной аудитории можно собрать функциональные модели аппарата в единый работающий организм. При помощи конструктора мы постарались дать ребятам системное представление о процессах проектирования и сборки, где инженерия и программирование находятся в единой связке, - рассказывает Мария.
Вышка – один из немногих сегодня вузов России, имеющих собственный работающий спутник на околоземной орбите. Сразу после выхода на орбиту спутник CubeSX-HSE, занимающийся дистанционным зондированием Земли, стал передавать информацию в Центр управления полетами лаборатории, что позволяет студентам решать повседневные практические задачи, среди которых оперативное управление спутником, обеспечение приема телеметрической информации. Занимаясь всем перечисленным, ребята совершенствуются в области математики, программирования, физики, робототехники и разработки умных устройств, инженерии космических систем, защиты информации.
Как рассказать за полтора часа школьникам о работе спутника на орбите? Лучше всего тоже наглядно! Именно с этой целью мы развернули во время занятия по сути полноценный имитатор, где представлены модели Земли, Солнца, и, разумеется, учебный спутник, собранный нашими студентами, - рассказывает Дмитрий.
При помощи оборудования ребятам была продемонстрирована имитация стабилизации и ориентации малого космического аппарата на орбите. Особый интерес и даже восторг вызвало разработанное проектной командой лаборатории приложение «Виртуальный спутник – виртуальный космос», с помощью которого можно увидеть местоположение того или иного космического аппарата над Землёй в режиме реального времени, прочесть информацию о нём, познакомиться со всеми космодромами мира. Такие приложения приобретают всё большую актуальность, поскольку космос активно осваивается и количество спутников в околоземном пространстве неизменно и быстро растёт.
Приём информации со спутника – ещё одна тема, вызвавшая живой интерес школьников. Дмитрий смог наглядно объяснить и показать процесс приема телеметрии со спутника при помощи наглядных визуализаций: «Финалисты «Большой перемены» оказались очень заинтересованными в комических технологиях и задавали множество вопросов о наших аппаратах, находящихся на околоземной орбите».
В конце занятия специалисты МИЭМ провели для школьников экспресс-квиз на тему «Вышка просто космос!» с нестандартными вопросами на расширение кругозора, логики и смекалки, за участие в котором все ребята получили призы и подарки с символикой университета, вызвавшие особую радость участников.
Мария так описала свои впечатления от занятия и общения с финалистами конкурса: «На нашем мероприятии были ребята из разных городов России, и было очень приятно видеть, что они все слышали про Вышку, а многие планируют поступать именно в наш университет. «О, вы из Вышки! Нам очень интересно вас послушать!», - говорили они в самом начале. Ребята активно участвовали в мастер-классе и квизе, показывая глубокое знание космической тематики. И это при том, что некоторые из них вовсе не собираются становиться инженерами или «технарями». Мы успели с ребятами немного пообщаться, там были такие, кто собирается стать медиком, дизайнером, социологом. Но и они в конце говорили, что им было очень интересно узнать о космосе больше, чем позволяет школьная программа. Да и я тоже видела, что ребята действительно загорелись».
В конце занятия школьники долго не хотели уходить, задавали многочисленные вопросы, интересовались поступлением и учебным процессом в университете.
МИЭМ НИУ ВШЭ выражает благодарность администрации и сотрудникам МДЦ «Артек» и организаторам финальной смены всероссийской программы «Большая перемена» за содействие и помощь, оказанные при подготовке к проведению мероприятия.
А если вы любите интеллектуальные квизы, то приглашаем вас пройти викторину, предложенную финалистам. К слову, команды ответили правильно почти на все поставленные вопросы!