• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Как из "простых" вещей развить полноценный космический проект

Именно этому была посвящена программа повышения квалификации «Организация научно-технической, исследовательской и проектной деятельности школьников в области космонавтики» на базе образовательного центра «СИРИУС».  В качестве спикеров на программу были приглашены заместитель директора МИЭМ Андрей Абрамешин и специалист МИЭМ Артемий Косинов

Как из "простых" вещей развить полноценный космический проект

Автор фотографии – Яхненко Светлана Сергеевна.

В рамках программы с 30 сентября по 6 октября в образовательном центре «Сириус» прошла смена повышения квалификации для педагогов и руководителей, в которой приняли участие 130 представителей школ и региональных образовательных организаций, партнеров образовательного центра «Сириус» из самых разных регионов России.

 

Андрей Абрамешин, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

 

«Если говорить про суть смены, то на неё приезжают специалисты по работе со школьниками, чтобы познакомиться с организаторами конкурсов программы "Дежурный по планете". Здесь преподаватели примеряют роль школьников, которые приходят на конкурсы, такие как "Высший Пилотаж. Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum», конкурсы других партнеров Сириуса. Курс направлен на формирование у участников понимания того, как они должны готовить школьников к участию в крупных многоступенчатых конкурсах от момента его старта и до финала».

«Terra Notum: современное спутникостроение» и «Terra Notum: геоинформационные технологии» - финальные этапы конкурса "Высший пилотаж". Их участники становятся суперфиналистами региональной смены программы «Дежурный по планете», объединяющей технологические проекты и конкурсы для школьников в области космических исследований.

Конкурс «Высший пилотаж» открыт в НИУ ВШЭ для школьников 8-11 классов. Направление “Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum” выбирают те, кто хочет сделать первые шаги в «большой» науке о космосе и проектной деятельности. Участие в конкурсе позволяет реализовать творческий потенциал, дает опыт публичных выступлений, развивает навыки и профессиональные компетенции, необходимые для исследовательской и проектной деятельности. Эти умения важны не только для учёбы в школе, но и потом для получения образования в вузе и работы по профессии. Успех в конкурсе позволяет получить баллы в копилку индивидуальных достижений, учитываемых при поступлении в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и другие вузы.

Участникам были предложены 6 практических направлений, из которых необходимо было выбрать 3 для работы во время смены: работа с роверами, строение ракеты, прием и обработка снимков дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), работа с конструктором спутника.

Артемий Косинов – аспирант МИЭМ, выпускник бакалавриата и магистратуры института и инженер учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем. Еще будучи студентом бакалавриата, Артемий увлекся работой в лаборатории, которая активно участвует в программе «Дежурный по планете».

Артемий отвечал за освоение работы с общедоступным робототехническим оборудованием, применяемым в космических программах. В этом направлении лабораторией наработан большой практический опыт, ранее Артемий и его коллеги-миэмовцы уже неоднократно принимали участие в качестве преподавателей региональных смен, российской смены «Большие вызовы», финальной смены программы «Дежурный по планете», программы «Инженеры будущего», московской программы «Инженерный класс в московской школе».

Я рассказывал и показывал, как, применяя популярные робототехнические инструменты, можно обучать школьников основам программирования, электротехники и физики. Вместе с преподавателями мы рассматривали, анализировали примеры работ, которые делают школьники. Выполнение подобной самостоятельной работы также было обязательной частью учебы, здесь есть масса важных деталей – от момента зарождения идеи до таких тонкостей, как специфика защиты проекта перед комиссией, его оформления. Важная задача – умение сформировать у школьника правильное понимание значимости и масштабности проекта, этому мы тоже уделяли большое внимание. Если сократить вышесказанное, то я показывал, как из "простых" вещей делать со школьниками то, что потом можно развить до полноценного космического проекта в области спутникостроения, ДЗЗ, ракетостроения и прочего.

Участники смены не только приобрели знания в реализации проектов, связанных с космическими разработками, но также смогли познакомиться с деятельностью НИУ ВШЭ в области спутникостроения и геоинформационных технологий, пообщаться с представителями организаций, занимающихся инновационными разработками в областях ракетостроения, спутникостроения, дистанционного зондирования, управляемых роверов и цифрового лесничества, а также их образовательными курсами и проводимыми конкурсами.

Так, направление “Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum” проводится совместно с партнерами НИУ ВШЭ - ООО "Спутникс" и ГК «Сканэкс». На базе платформы, разработанной в "Спутникс", 22 марта этого года были запущены спутники CUBESX-HSE и CUBESX-SIRIUS-HSE. ГК «Сканэкс» - единственная в России компания, осуществляющая непосредственный прием данных со спутников ДЗЗ на собственную сеть станций и обработку спутниковой информации по своим технологиям.