Завершился цикл вебинаров по апробации конкурсных методических материалов программы «Дежурный по планете»
В апреле – мае текущего года силами специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ был проведен цикл семинаров по апробации конкурсных методических материалов для реализации конкурсов программы «Дежурный по планете». Задача цикла – апробировать предлагаемые методики с целью повышения общего уровня преподавания дисциплин, связанных с развитием космических технологий.
В вебинарах приняли участие специалисты региональных центров по работе с одаренными детьми, вузов, лицеев, ЦМИТов, МАОУ, МБОУ, ГБОУ, СУЗов, инженерных центров, школ распределенного лицея НИУ ВШЭ и других образовательных учреждений, а также специалисты компаний-партнеров программы, среди которых есть государственные, коммерческие и образовательные структуры.
Программа «Дежурный по планете» объединяет технологические конкурсы и проекты для школьников и студентов в области космоса и позволяет развивать у ребят интерес к науке, инновациям и предпринимательству. Партнерами программы, помимо ведущих российских вузов, являются крупные организации и компании, такие как Образовательный центр «Сириус», Фонд содействия инновациям, Фонд «Талант и успех», Сколковский институт науки и технологий, Кружковое движение, Госкорпорация «Роскосмос», АО «ИСС», АО «НПО «Лавочкина», АО «РКЦ Прогресс», ПАО «РКК «Энергия», ФГБУ «ЦПК им. Ю.А. Гагарина», Группа компаний «СКАНЭКС», ООО «Спутниковые инновационные космические системы» (ООО «Спутникс»). Благодаря совместной коллаборации осуществляется формирование доступной современной познавательной и образовательной среды в области космических исследований и разработок.
МИЭМ принимает участие в проекте силами учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем, специалистам которой доверено провести апробацию материалов, разработанных в Самарском государственном университете.
Каждый вебинар был посвящен конкретной области информации и задач, связанных с организацией конкурса. Участники успели изучить и обсудить такие важные компоненты конкурса, как структура и наполнение методических материалов, анализ и отбор материалов проектов программы, процесс организации конкурса для компаний-организаторов, процедурные и методические вопросы по организации и проведению защит инженерных проектов и исследовательских работ, информационное сопровождение конкурса на сайтах образовательных учреждений и в социальных сетях.
На последнем, шестом, вебинаре, состоявшемся в последние дни мая, до слушателей были доведены результаты апробации методических материалов с привлеченными структурными подразделениями по работе со школьниками.
Особый интерес в МИЭМ вызвала тема, посвященная защитам инженерных проектов и исследовательских работ участников конкурса, поскольку именно инженерные направления преобладают среди наших образовательных дисциплин, в том числе и в области космических исследований. МИЭМ исторически связан с темой космических исследований, а в последние годы деятельность в этом направлении приобрела новое содержание. В институте функционирует учебно-исследовательская лаборатория безопасности космических аппаратов и систем, являющаяся хабом, объединяющим сразу несколько образовательных программ, связанных с космосом и рассчитанных на школьную аудиторию: «Инженерия спутниковых модулей с помощью RaspberryPi»; «Инженерия космических систем»; «Основы программирования и конструирования спутников»; «Инженерия космической техники»; «Исследование глобальных проблем человечества с помощью космических снимков»; «Изучение с помощью космических снимков атмосферных явлений и составление прогноза погоды».
Кроме того, в МИЭМ реализуется проектная модель образования, институт заинтересован в абитуриентах, имеющих опыт командной работы, направленной на достижение конкретного практического результата.
Вебинары прошло в конструктивной деловой атмосфере, все участники отмечали пользу полученной информации, хорошо выстроенную структуру и логику подачи материалов.
Резепова Ирина Викторовна, ГБОУ "Школа № 1564 имени Героя Советского Союза А.П. Белобородова:
Как организатору Конкурса, мне бы такие методические рекомендации помогли. И еще они позволяют объединить все стороны, задействованные в Конкурсе, вокруг общего ""ядра"" – детей. Идеи хорошие. Предложения были внесены на вебинарах и в тексте рекомендаций написано, по каким моментам их предполагается доработать.
Терехина Анна Олеговна, ГБОУ Школа № 1533 "ЛИТ":
Материал мне показался отлично проработанным, критические ошибки отсутствуют. Пункт «Выбор направления и определение темы для создания научной работы» - один из самых трудозатратных и всегда будет требовать доработки. Мне как раз понравилась возможность выбор темы из предлагаемых, так можно сориентироваться в уровне предлагаемых работ. Считаю правильным предложение предоставлять доступ к сокращённым версиями работ прошлых лет с целью демонстрации уровня работ прошлых сезонов Конкурса.