• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Преподаватели на дистанте

На этой неделе ровно год с выхода на дистанционное обучение, которое вызвало немало споров. Преподаватели факультета МИЭМ рассказали о своем опыте работы удаленно и ответили на самые распространенные вопросы.

Преподаватели на дистанте

 

Воронцова Татьяна Дмитриевна

 

К началу года, я уже имела опыт работы в дистанционном формате со школьниками, поэтому адаптация прошла успешно и быстро, но некоторые моменты в преподавании пришлось изменить. Большая трудность - организация расписания, а точнее выделение свободного времени. Ушло четкое разграничение рабочего и личного во всем. Из-за неправильной планировки дня у меня сутки целиком стали уходить на рабочие задачи. Если раньше работа оканчивалась условно в 6 вечера и все остальное время было отведено для личных дел, то теперь работа вообще не заканчивается. 

Также огромный минус удаленного обучения - отсутствие коммуникации. Условно, каждый засел в своем коконе и просто по интернету должен слушать занятия, отправлять домашние задания.  

Однако для меня в таком формате жутко удобно преподавать! Огромная экономия времени. Не уходит несколько часов на дорогу в душных и тесных электричках. Также существуют платформы, которые позволяют оптимизировать учебный процесс. Например, благодаря дистанционному обучению, меньше времени уходит на проверку тестов. Теперь достаточно создать Google форму.  Стоит отметить, что в онлайн формате можно вести запись лекций и семинаров, которые всегда можно пересмотреть или повторить. 

Думаю, что на мотивации студентов дистант не отразился, дело в том, что есть люди, которые хотят учиться, и не важно, в каком формате проходит обучение. Если ты хочешь участвовать в образовательном процессе, ты будешь стараться в нем участвовать. Могу отметить, что студенты младших курсов с рвением и энтузиазмом подходят к обучению, а старшие курсы уже показывают неохоту и нежелание. Если взвесить все за и против, то могу сделать вывод, что гибридная форма обучения была бы идеальна для меня.

 

Ерохина Елена Альфредовна

 

С переходом на удалённое обучение мелкие проблемы возникли не только у студентов, но и у преподавателей. Были трудности в расписании, приходится отслеживать,  даны ли верные ссылки на занятия. Были сложности на летней сессии, связанные с техническими проблемами системы для проведения экзаменов. Также, если не весь поток учится дистанционно, а только часть студентов, для них нужно было организовывать отдельные занятия. Это очень сложно, т.к. это не целая группа, а отдельные студенты из разных групп. Были некоторые трудности с интернетом. Основная сложность состояла в том, что у меня не было интернета там, где я самоизолировалась, поэтому пришлось очень быстро и дорого его провести. Лицензионный Zoom в прошлом году был недоступен, поэтому лекции проводились без визуального контакта со студентами, использовался чат. Это было неудобно, но других вариантов на тот момент не было. Дистанционное обучение - своеобразный формат. Но то, что для проведения занятий мне не надо тратить 3,5 часа на дорогу на работу и обратно - огромное преимущество. Также стоит отметить, что вырос уровень мотивации студентов. На семинарах работают даже те студенты, которые в очном формате отмалчивались, стали более своевременно сдавать лабораторные работы, более выраженная обратная связь на занятиях. Несмотря на все плюсы дистанционного обучения, я бы выбрала традиционную форму. Ведь это живой контакт с преподавателем, учебными ассистентам.

 

Кузьмина Людмила Ивановна

 

Дистанционный формат обучения для меня давно не новость – испробовала его на себе, пройдя различные онлайн курсы. В том числе на платформе Coursera. В разное время использовала в своей работе некоторые дистанционные форматы. С 2012 - Lms. Поэтому основная сложность в адаптации к дистанционному формату – то, что переход произошел с бухты-барахты. 

С переходом на дистанционный формат в разы возросла преподавательская нагрузка. Одна только проверка значительного количество студенческих работ с экрана чего стоит! Также огромный минус - отсутствие живой коммуникации, невозможность полноценного контроля знаний студентов. Мне лично неприятна роль проктора, которая сейчас навязана преподавателям обстоятельствами. 

Сплошной онлайн в течение года – серьёзное испытание для всех, в особенности для первокурсников. Однако можно выделить положительные стороны удаленной учебы - это возможность практически молниеносной коммуникации. Также нет проблем организовать консультацию. Вопросы от студентов приходят в чат класса постоянно. И ответы на эти вопросы они получают очень быстро. 

 Тяготы дистанционной работы скрашивало то, что весь период карантина ощущалась поддержка различных служб университета. Я бы выделила, во-первых, ДИТ ВШЭ. Все технические вопросы, а их возникало поначалу немало, решались очень быстро и квалифицированно. Легко было общаться с учебным офисом. Обмен опытом преподавания в новых условиях с коллегами очень помогал. Было организовано много тренингов, семинаров по работе на различных обучающих платформах. До сих пор с благодарностью вспоминаю мастер-класс по MS Teams, который провела в рамках проекта Teach for HSE Ольга Вениаминовна Максименкова. 

Если бы у меня была возможность выбирать форму обучения, я бы выбрала смешанную с преобладанием традиционной. Это только на первый взгляд - «живая» лекция или онлайн -значения не имеет. Сейчас можно любой музей, спектакль, футбольный матч, наконец, посетить онлайн. И на экране даже лучше видны детали! Но почему же зрители так горевали из-за того, что они лишены возможности присутствовать в зале на спектакле или концерте, на стадионе во время матча? Так же и с занятиями! Важна атмосфера, общение.

 

Ролич Алексей Юрьевич

 

Адаптация к новым условиям дистанционного обучения прошла успешно. Однако первое время трудно было себя дисциплинировать, правильно распределять время. Также большая трудность – работать в лабораториях. Практика с реальным оборудованием в лаборатории для наших специальностей и курсов очень важна. Дистанционное обучение отразилось на мотивации студентов. На разных группах можно видеть, что многие очень уж сильно расслабились. Особенно это видно по школьникам. К сожалению, дистанционная форма их сильно расслабляет. Первокурсники не стали слабее, как мне кажется. А вот будущие первокурсники (которые поступят в 2021), скорее всего, будут слабее. Но вряд ли это коснется НИУ ВШЭ, т.к. к нам поступают самые мотивированные и талантливые. Из плюсов удаленной работы: не нужно физически ездить в институт. Имея возможность выбирать форму обучения, я бы отдал предпочтение традиционной с лекционными днями, реализующимися в смешанной форме (можешь приезжать очно, можешь смотреть в записи). Ну и побольше практики.