• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Интервью с руководителем проекта. Алексей Ролич

Проектный цикл 2019-2020 учебного года подходит к концу, начинаются защиты студенческих проектов. А мы в связи с этим начинаем цикл интервью с научными руководителями проектных команд. Сегодня наш собеседник – Алексей Ролич.

Алексей – из тех преподавателей, которых называют молодыми специалистами. Еще будучи студентом магистратуры МИЭМ, он активно включился в работу совсем новой лаборатории. Сегодня Алексей – научный руководитель студенческих проектных команд как в рамках проектной деятельности МИЭМ, так и в рамках МКР, ВКР, конкурса НИРС (научно-исследовательских работ студентов). Многие из этих проектов стали призерами и победителями самых серьезных научных студенческих мероприятий как в университете, так и за его пределами.

Как построить работу с командами, когда их много. Что сделать для поднятия уровня мотивации в команде. Как организовать контроль за эффективностью работы всех и каждого. Какие направления для себя могут найти студенты в лаборатории 3D-визуализации и компьютерной графики. Об этом и многом другом – в интервью с Алексеем.

Алексей Юрьевич, вы за несколько лет сумел обрасти целой командой студентов, работающих в проектах. Как складывалась эта группа? Как в проекты приходят студенты?

Не знаю, можно ли сказать, что сложилась какая-то постоянная группа. Студенты постоянно меняются, приходят и уходят. С некоторыми из них мы работаем более длительное время, так как совпадают наши общие интересы, получается выстроить хорошую коммуникацию. Это в итоге и помогает организовать коллективы для реализации проектов.

Ребята просто приходят. Стучатся в дверь, спрашивают, кто здесь Алексей Юрьевич, и потом все начинается.

Ответы на вопрос «Почему приходят именно в лабораторию 3D-визуализации?» очень разные. Кому-то просто хочется попробовать себя в этой сфере, кому-то друзья рассказали, что им нравится работать именно со мной как научным руководителем, только единицы отмечают техническое обеспечение лаборатории как первоочередную причину прийти и делать проект именно здесь.

А есть такие, которые приходят и говорят: "Я знаю, чего хочу, у меня есть идея, понимание пути"?

Конечно есть. Обычно с ними и складывается хорошая коммуникация, потому что ребята мотивированные.

Тогда про большинство. С чего они начинают? Как происходит их процесс знакомства с лабораторией и поиск своего места в ней?

Мы заранее формируем список проектов и выкладываем его на сайт лаборатории. Там студенты могут познакомиться с кратким описанием проекта и с тем, что от них ждут. После согласования формальностей и закрепления студента в определенном проекте начинается работа. Сначала проводится обзор и анализ предметной области, иногда я прошу сделать эту работу заранее, если есть некоторые сомнения в заинтересованности студента в проекте.

А нельзя просто ходить к вам? Как на кружок, без участия в проекте. Интересно и всё.

Непонятно зачем просто ходить к нам. Это же не кинотеатр. Тут каждый занят своим делом. Но если даже нет проекта, а получить какие-то навыки хочется, например, поработать с 3D-принтерами, это тоже приветствуется. Но в итоге все равно перерастет в проект.

Команды появляются по-разному. Где-то ребята из одной учебной группы. А если команда из разных групп, где никто толком не знаком? Как вы помогаете команде состояться, начать нормальное взаимодействие, правильно распределить функции? И помогаете ли? 

Главное в таких командах - это развитие коммуникации. Многие студенты в начале чего-то стесняются, и с коммуникацией возникают проблемы. Выход простой - постоянное общение, проведение мозговых штурмов и обсуждение деталей проекта.

Все участники проекта не должны забывать, что они не только выполняют какую-то профессиональную роль, но и все же остаются обычными людьми, которые могут заболеть, влюбиться или попасть в ситуации, когда им нужна помощь.

Помогают также системы трекинга проектов и различные инструменты для оперативного общения и связи.

Как бы вы описали вашу личную стратегию в вашем взаимодействии с командами проектов?

Тут очень важен вопрос мотивации. Многие студенты остались еще в школе и ждут, когда их постоянно будут пинать, подстегивать и стимулировать. Я стараюсь показать те возможности, которые есть у студентов при выполнении проекта. Это многоуровневая система, которая может развиваться в разных плоскостях, принося результат. Многие студенты не знают, что со своим проектом они могут участвовать в научных конференциях, конкурсах, получать за свои успехи стипендии и баллы в будущее портфолио для поступления в магистратуру. В данном случае деньги и перспектива могут сыграть свою мотивирующую роль.

На финальных этапах проекта большое внимание уделяется его презентации. Печально признавать, но очень многие студенты не могут убедительно выступить со своей технической презентацией.

Мы собираемся вместе со всеми командами и делаем прогоны выступлений в виде предзащит.

На каждой такой предзащите ребята получают реальный фидбек от слушателей, что позволяет им стать более уверенными и делать правильные акценты при представлении своей работы перед жюри. Причем здесь нет сильной разницы между тем, где проект будет представляться - на конкурсе инновационных работ «УМНИК» или на нашем Техношоу. Главное - таких предзащит должно быть минимум три.

Что вы делаете, если человек в проекте "отсиживается"? Команда разбирается сама или есть какие-то механизмы вмешательства?

Во-первых, это вопрос "респекта". Если ты «отсиживаешься» в проекте, с тобой с будущем никто не будет работать, и все будут знать, что ты ненадежный. Как говорится, "береги честь смолоду".

В проекте выясняется причина, почему человек не выполняет свои обязательства. Если это происходит без какой-то веской причины - его просто выгоняют.

Но, конечно же, сначала команде дается шанс решить эту ситуацию самостоятельно. Обычно такие проблемы возникают только в тех командах, где участники ранее не знали друг друга, когда есть проблемы с коммуникацией.

Вам приходилось быть инициатором удаления студента из проекта?

Мне не нравится кого-то выгонять, по-моему, это слишком серьезная мера. В моем случае студент просто получит «0». По сути, это то же самое, что исключение из проекта, но с психологической точки зрении более действенно. Ведь практически все учатся на своих ошибках.

Самая большая беда, когда студенты сами уходят из проекта, обычно из-за отчисления. Это всегда происходит неожиданно и становится большой головной болью. Потому что в текущей модели нужно срочно искать замену, а все студенты уже куда-то распределены. Или же перераспределять обязанности между оставшимися членами команды, к чему они не всегда готовы.

Бывают несостоявшиеся проекты, когда команда собралась, а проект не пошел? Что в таком случае происходит?

Я бы не назвал такие проекты несостоявшимися. Я бы говорил о недоработанных проектах. Конечно же они бывают, и не только в рамках нашей проектной деятельности в МИЭМ, но и в рамках научной или инновационной деятельности. Нужно в таком случае понять причину. Если виновата команда, то санкции применяются к команде. Но бывают и другие причины, однако в проекте львиная доля успеха всё равно зависит от настойчивости команды.

С точки зрения проектной деятельности студентов 3 курса: им просто не зачтут проект и отправят на пересдачу. Но главное, чтобы все наработанные материалы остались и были переданы другой команде студентов для продолжения работы.

Расскажите о действующих проектах. Какие темы вам кажутся наиболее интересными? Какие направления вы бы выделили сами как приоритетные для лаборатории?

Проектов действительно много. Мы выделяем для себя несколько основных направлений.

Образовательный приложения в VR/AR - симуляторы, виртуальные тренажеры, обучающие системы с дополненной реальностью. Одним из примеров такого приложения является разработка Дарьи Романовой и ее команды, которая получила недавно грант «УМНИК».

Второе направление - конвергентные технологии в области Industry 4.0. Мы разрабатываем различные приложения для промышленности, в которых интегрируем системы трехмерной визуализации в существующие системы предприятия. Таким образом, происходит интеграция новейших технологии Интернета вещей и различных киберфизических систем с системами трехмерной визуализации. Эти разработки позволяют получить качественно новые сервисы для предприятий.

Третье направление - системы управления реальными физическими объектами посредством VR/AR. По сути мы создаем как реальные системы мониторинга или любые другие киберфизические системы, которыми управляем в средах виртуальной или дополненной реальности.

Четвертое: экспериментальное направление по использованию всех наших инструментов трехмерной визуализации в так называемом "сохранении культурного наследия". По сути это разработка продуктов в сфере культуры с использованием VR, AR, IoT и трехмерной печати.

И, наконец, аддитивные технологии и прототипирование. Это направление является скорее прикладным, чем исследовательским. Мы имеем достаточно большой опыт работы с различными 3D-принтерами, что позволяет нам реализовывать комплексные проекты, в которых главную роль играет именно аддитивное производство. Затем каждый проект перенаправляется в какую-то междисциплинарную область (нейроинтерфейсы, VR/AR, IoT, или что-то другое).

Как видите, у нас очень много проектов и направлений находятся именно на стыке технологических трендов. Поэтому иногда можно встретить и проекты только в области Интернета вещей (IoT).

Сколько у вас проектов единоразово в работе? Как вы выстраиваете личную работу, чтобы успевать?

Одновременно бывает до 25 проектов (это могут быть проекты, МКР, ВКР).

И тогда действительно сложно уделять достаточное время каждому проекту. Я пытаюсь, во-первых, воспитать самостоятельность в студентах. Это не всегда получается. Но нужно тесно работать с лидером проекта.

При этом нужны четко расставленные дедлайны по каждому виду работ и контроль за их выполнением. Но так или иначе, на это действительно нужно тратить очень много времени.

Расскажите о тех возможностях, которые дает лаборатория и МИЭМ для практической работы студентов.

Во-первых, у нас уже создан сервис по приему заявок на 3D-печать. Любой студент может подать заявку на печать какого-то изделия. При это он должен подтвердить, что это нужно для его учебы, приложив к заявке служебную записку от руководителя. В данный момент сервис дорабатывается в одном из проектов под моим руководством. Данный сервис позволит не только подать заявку на печать, но и производить отслеживание заказа, как в любом интернет магазине. https://sites.google.com/miem.hse.ru/3dmiem

Во-вторых, в лаборатории есть всё оборудование, необходимое для работы в проектах в области VR/AR. Это и мощные компьютеры, и сами шлемы виртуальной и дополненной реальности (от 1k до 8k), а также много различных интересных аксессуаров для исследований (например, специальные окулографические линзы для отслеживания взгляда в VR, перчатки-контроллеры с обратной связью или шлемы ЭЭГ для снятия показаний мозговой активности при использовании VR/AR шлемов).

Ну и, в-третьих, все, что может понадобиться для разработки устройств Интернета вещей или других киберфизических систем. Датчики, микроконтроллеры, оборудование для монтажа электронных компонентов, модули беспроводной связи и многое другое.

В-четвертых, связи с партнерами лаборатории, среди них есть компании-разработчики ПО и различных решений в области Интернета вещей. Это как промышленные предприятия, в которых можно потенциально стажироваться или работать в будущем, так и другие подразделения НИУ ВШЭ, с которыми можно реализовывать любые междисциплинарные проекты.

В-пятых, наш опыт в реализации проектов, научном росте студентов, подготовка их к конкурсам и олимпиадам, выстраивание и планирование их деятельности на 3-5 лет вперед (если, конечно, им это нужно).

Как вы сейчас встраиваетесь в новую реальность? Проект - коллективный процесс, далеко не всё можно сделать онлайн. Что сегодня самое сложное?

Большинство задач можно выполнять удаленно в распределенном формате. Единственная проблема - это работа с реальным оборудованием. Некоторые команды под моим руководством сейчас не имеют возможности тестировать и дорабатывать проекты, так как доступа к лаборатории и оборудованию нет по причине карантина. Видимо, защита нескольких проектов будет перенесена на более поздние сроки.   Для некоторых задач можно использовать эмуляторы, но это скорее исключение, чем правило.

Как вы видите развитие своей лаборатории с точки зрения процесса обучения и проектной деятельности для студентов на ближайшие два-три года?

У лаборатории достаточно много интересных и перспектив направлений развития. Мы будем делать упор на цифровизацию процесса обучения и работы в лаборатории. Но самое главное - это мотивированные и желающие учиться студенты.