По велению времени. Как Черноголовка вплелась во Всемирную паутину
Источник: ПОИСК. Еженедельная газета научного сообщества. № 25(2017)
Для исследователя важно постоянно общаться с коллегами из разных уголков России и зарубежья, оперативно получать и анализировать научную информацию, иметь электронные подписки на научные журналы. Кажется, сейчас уже сложно представить жизнь без Интернета. Между тем всего каких-то три десятилетия назад о поиске информации в Сети никто даже и не задумывался: Интернета в его нынешнем виде не существовало. О том, как постепенно менялось информационное пространство в одном из подмосковных научных центров РАН - в Черноголовке, рассказал создатель интернет-сети ChANT, ведущий научный сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау РАН (ИТФ РАН), заместитель председателя НЦЧ РАН по науке, заведующий базовой кафедрой «Прикладные информационно-коммуникационные средства и системы» федерального государственного бюджетного учреждения науки Вычислительный Центр им. А.А. Дородницына РАН» МИЭМ НИУ ВШЭ доктор физико-математических наук профессор Лев ЩУР.
Лев Николаевич, вы помните, когда в институтах Черноголовки начался живой обмен электронными письмами с внешним миром?
Тридцать лет назад, в 1987 году. Уже тогда мы обменивались с зарубежными коллегами электронной корреспонденцией. При этом способ пересылки может сегодня вызвать улыбку, а может и в некоторой степени гордость за энтузиазм: каждый день мы собирали по лабораториям электронную почту на дискету, чтобы раз в сутки отсылать с ней “гонца” в Москву. Сотрудник садился в обычный маршрутный автобус и ехал с этой дискетой в Курчатовский институт. Лишь оттуда письма отправлялись по миру по кабельным каналам, в то время по протоколу X-25.
Наверное, тогда это выглядело довольно прогрессивно: минимум недельное ожидание доставки бумажного письма обычной почтой сменилось сутками ожидания ответа электронного, верно?
Конечно, но все-таки было понятно, что нам есть к чему стремиться. Так, большинство компьютеров ИТФ РАН были соединены в единую локальную сеть фирмы Digital - DECnet, и внутри своего института мы могли свободно обмениваться сообщениями в режиме реального времени. Тогда не существовало единой Глобальной сети, основанной на унифицированном протоколе. Сеть состояла из кусочков сетей крупных фирм, которые были соединены друг с другом.
Во время достаточно длительной научной работы в Турине, в Италии, в 1991 году я получал сообщения по электронной почте со всего мира прямо на свой персональный компьютер. С помощью сети я мог решать научные задачи, используя компьютеры, расположенные в США. Там я изучил, как это работает, и решил создать такую сеть и в Черноголовке.
Научный центр в Черноголовке расположен в некотором отдалении от Москвы, где сконцентрирована вся инфраструктура. Академическая телефонная станция была расположена в новом здании Президиума РАН на Ленинском проспекте, поэтому там же, в одном из кабинетов мы поставили маршрутизатор - устройство, необходимое для перенаправления пакетов данных. На свои деньги сотрудники ИТФ купили вскладчину телефонные модемы и через модемное соединение связывались с Москвой, отправляя из Черноголовки и получая обратно электронную почту. Из Москвы письма уходили через IP-соединение к нашим друзьям в Голландию, а оттуда - по всему миру. Это был март 1992 года, когда система стала работать на регулярной основе.
В начале 1993 года мы получили грант недавно образованного РФФИ на развитие интернет-сети в Черноголовке. Купили на эти деньги новые компьютеры с операционной системой UNIX, обучили работе с ней системных администраторов из всех институтов, проложили выделенные телефонные кабели для обмена сигналами между институтами и Москвой. Интересно, что этим занималась группа вычислительной физики ИТФ РАН. Фактически в развитии сети в той или иной мере принимали участие все институты Черноголовки.
Сколько лет вы пользовались сетью через модем-соединение?
Около года. Уже в 1993-м все заработало в режиме онлайн, но тогда мы могли только пересылать сообщения и различные файлы, поскольку протоколы веб-сети находились еще в разработке.
В том же году весной Европейский центр ядерных исследований ЦЕРН объявил о создании и возможности свободного пользования Всемирной паутиной (World Wide Web). Очень быстро появились первые веб-серверы, сайты, браузер. Что они собой представляют и зачем нужны, мало кому было понятно. Как вы думаете, сколько сайтов было на осень 1993 года? Не более 50, их создавали передовые научные центры и университеты, такие, например, как Оксфордский, Корнельский, Калифорнийский в Беркли, которые могли себе позволить вложить в это серьезные деньги. Графического браузера еще не существовало. Выглядело все примерно так: ты обращаешься к сайту, например, ЦЕРН, видишь светлый текст на темном фоне, подводишь курсор к определенным словам, открываешь новые текстовые страницы. Уже была создана библиотека препринтов в Лос-Аламосе, ею до сих пор пользуются физики и математики.
Я сразу понял, что интернет-технологии будут стремительно развиваться и мы в Черноголовке должны иметь возможность пользоваться ими на самом современном уровне. Очень быстро пришло осознание, что телефонные кабели недостаточно надежны для передачи интернет-сигналов, их нужно заменить на оптоволокно. Но увидеть перспективу - мало, надо еще показать ее другим, а это всегда сложно: доказывать, что направление правильное, спорить, убеждать. Ты как бы бежишь немного впереди паровоза, а не повторяешь то, что кто-то сделал вчера, говоришь непопулярные вещи, и только через какое-то время люди соглашаются с тобой.
Кто поддержал идею проложить оптоволокно в Черноголовке?
Председатель Президиума Научного центра РАН в Черноголовке академик Юрий Андреевич Осипьян и академик Владимир Евгеньевич Фортов, который был тогда председателем Российского фонда фундаментальных исследований. Мне запомнилась одна очень важная дата - 7 ноября 1993 года. Был праздник, день Великой Октябрьской социалистической революции, но в Институте теорфизики проходило совещание: перед Фортовым лежало письмо от Осипьяна с просьбой выделить деньги на строительство оптоволоконной сети. Стараясь обосновать необходимость этого шага, я показал им сайт ЦЕРН и увидел недоумение в глазах: мол, что ты нам показываешь, в ближайшие десятилетия это никому, кроме тебя, нужно не будет; сделал электронную почту, спасибо, все работает, нам уже хорошо, больше ничего не надо. Но у них были необыкновенный дар предвидения и способность воспринимать новое, а также доверие к моей позиции. В результате документ был подписан, и уже в августе 1994 года в научных учреждениях Черноголовки мы запустили оптоволоконную сеть, которой пользуемся по сей день. Конечно, все эти годы мы развивали ее, но основа была заложена именно тогда. По велению времени собственный сайт появился у каждого института Черноголовки, а потом и у любой мало-мальски заметной организации.
Всемирная паутина за эти годы значительно разрослась: выдерживает ли новую нагрузку ChANT?
Да, мы постоянно работаем над развитием сети. Более того, с ее помощью мы решаем не только коммуникационные задачи, как это было в самом начале, но и чисто научные, используя вычислительные возможности суперкомпьютеров, расположенных за тысячи километров от нас. Основная работа моей лаборатории - это научная работа в области вычислительной физики и информационных технологий для научных исследований. Мы проводим распределенные научные конференции, семинары. Используем возможности удаленной научной работы с коллегами из Германии, Англии, Франции, США и других стран. Это совершенно новый уровень развития информационных технологий.
Что же касается современного Интернета, то теперь это несравненно большие объемы потоков и хранения разноплановой информации. Появляется новая научная задача - научиться быстро и эффективно ее обрабатывать. Сейчас оцифровано и доступно много научной и околонаучной информации, в актуальности и достоверности которой бывает подчас трудно разобраться. Тексты, фотографии, документы - все разнородное, разноформатное. Возникла принципиально новая задача - извлечение научного знания из больших объемов информации, что, возможно, станет дополнением к теории, эксперименту и компьютерному моделированию. Исследования в этом направлении, которое охватывается емким понятием «большие данные» (big data), нужно развивать уже сегодня. Очень серьезная задача сама по себе - построить инфраструктуру для использования таких технологий обработки информации, разработать новые методы, создать программное обеспечение, позволяющее собирать необходимые данные, сохранять и быстро обрабатывать их. И сделать это доступным широкому кругу исследователей, аналогично тому, как сегодня доступен Интернет. В Научном центре РАН в Черноголовке нами заложена серьезная база для развития технологий извлечения нового знания из больших данных: есть суперкомпьютерный кластер, облачные системы, информационные системы для удаленной работы, методы и средства работы с данными большого объема, а также специалисты, понимающие, как все организовать. И конечно, научные задачи в институтах. В этом направлении НЦЧ РАН совместно с Институтом теоретической физики РАН и Институтом физики твердого тела РАН уже начал работу. Так что нас ждет интересное творческое время и, надеюсь, получение важных научных результатов.
Подготовила Елена МОРГУНОВА