Трудновоспитуемые подростки, студенты и картошка
Любовь, конечно, не картошка, но если вспомнить молодость наших родителей, то и любовь, и дружба, и студенчество связаны как раз с этим овощем.
В советское время была очень популярна тенденция вывозить студенческую молодежь на «картошку» или формировать стройотряды. МИЭМ всячески поддерживал и способствовал данной тенденции - хотя, попробовал бы он в те времена не способствовать и не поддерживать.
Выезжали в сёла, строили кирпичные дома, асфальтировали зернохранилище и так далее, в общем, выступали в роли «московских гастарбайтеров» (цитата Александра Кондрашова, российского писателя, журналиста, а также и миэмовца с 1971 года).
Но «картошка» в МИЭМе породила не только массу студенческих воспоминаний, но и место, где потом ещё долгие годы эти самые воспоминания и рождались, а именно - лагерь «Руза».
Да-да, начиналось всё как история о том, что студентам негде жить на полевых работах (к слову, осенью во время «картошки» студенты ночевали по домам и хатам – квартировались в ближайшей к полю деревне), а потому неплохо бы для них выделить землю под лагерь, который будет построен своими руками. Именно так озвучил свою позицию Евгений Викторинович Арменский во время обсуждения этого вопроса с председателем местного колхоза, где и работали ребята. Землю выделили, стройотряд собрали, лагерь построили. Звучит всё, конечно, просто и быстро, но на деле было всё немного не так.
Долгое время в лагере вообще не было основательных построек – только времянки и палатки, в которых студенты жили. Но в 1970-м году эти палатки уже были электрифицированы.
Первые годы в лагере не было даже столовой, а только печь с пространством для приема еды и над ней навес. Эту импровизированную столовую по некоторым данным (Е.В.Арменский) окрестили «Сказками Шульгинского леса», по другим («Советский спорт», 1970) – «Харчевней трех пескарей».
Студенты МИЭМ начали ездить в Рузу с 1965 года, точнее строить. К 1981 году было 8 домов, шалаши, коттеджи, медпункт, штаб, сауна, эллинг, столовая… и успели смениться несколько поколений студентов.
Постепенно Руза стала не только местом для работы, но и для отдыха, стройотряд составлял уже не основную часть отдыхающих, а был одним из нескольких отрядов, сформированных отдыхающими. Участники стройотряда были несколько старше студентов-отдыхающих и более серьезны, ведь они всё-таки приезжали работать.
В те годы из общей массы выделялся еще один отряд. По рекомендации райкома ВЛКСМ в лагерь приезжали трудновоспитуемые подростки. Однако, даже несмотря на такой разношерстный контингент, в Рузе никогда не было конфликтов, все смены проходили без инцидентов.
В начале 2000-х лагерь закрыли для приема студенческих смен, а в 2010 он возродился вновь. И, хотя тенденция создания стройотрядов была уже не так актуальна, но для ремонта Рузы они создавались и в нашем веке. Многие, недавно закончившие МИЭМ, там тоже что-то копали и ровняли спортплощадки.
В 2016 году состоялась последняя смена в лагере, и сейчас заезды приостановлены из-за общего состояния лагеря, требующего серьезного ремонта.
Все студенты, которые бывали в Рузе, с ностальгией вспоминают её потрясающие пейзажи с видом на водохранилище, но, на самом деле, не все. В первые годы еще не было плотины Рузского водохранилища, благодаря которой лагерь оказался прямо на берегу водоема.
Ну, а наше поколение никогда не забудет одинокого дерева на берегу!
Лагерь для студентов, которые впервые приехали сюда собирать картошку, стал в итоге лучшим местом для отдыха многих поколений студентов и сотрудников. И я считаю, что сотворить такое чудо помогли молодость, смелость и сплочённость, а также любовь к родному вузу, которую, пусть она и появилась у многих на «картошке», в окошко уж точно не выкинешь.
Материал подготовлен выпускницей МИЭМ Екатериной Новинской