«МЫ СЕГОДНЯ, КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ: ВСЕ РАЗРУШЕНО, И НУЖНО ВОССТАНАВЛИВАТЬ…»
В октябрьском номере журнала "Национальный Контроль" вышла статья профессора, доктора технических наук, академика РАО, научного руководителя, директора МИЭМ НИУ ВШЭ Тихонова Александра Николаевича:
- Александр Николаевич, как бы Вы оценили современное положение российского образования?
- Если сравнивать с очень тяжелым периодом начала 90-х, нынешнюю ситуацию нельзя назвать стагнацией. Ведь, вспомните, с 90-х наша система образования должна была выживать сама по себе, в условиях очень жесткого дефицита бюджета. Образование тогда подвергалось атакам и деформациям. Но сегодня государство обратилось к образованию лицом.
- Тем не менее, новый закон об образовании вызвал шквал критики...
- Образование, как и здравоохранение - это такая область, где, пожалуй, нет жителя нашей страны, который бы ни считал себя экспертом или специалистом. Говорю это без иронии, поскольку вопрос касается лично каждого из нас либо наших детей и внуков. Образование - наиболее чувствительная сфера. Поэтому Закон об образовании и его стандарты подвергаются такому острому анализу. Этот Закон обсуждался в течение нескольких лет, были не просто тысячи отзывов, а десятки тысяч личных предложений граждан, общественных организаций, а также школ, институтов, академий, которые занимаются проблемами образования. Но все равно Закон имеет существенные недостатки, приведу несколько примеров.
Одно из серьезных понятий, которое пытались сформулировать в Законе, о том, что образование - это «услуга». Если «услуга», то кто ее предоставляет? Это вызвало серьезные споры и замечания - и сейчас такой формулировки нет. В первых главах Закона декларируется, что образование - это именно общественное достояние, благо. Однако в дальнейших статьях понятие «услуга» все-таки остается - и это вызывает у людей опасение...
- У меня, как у многих, при слове «услуга» сразу возникает мысль о том, что за «услугу» нужно платить!
- Да, получается, эта услуга платная. И здесь возникают вопросы. Вообще образование не бывает бесплатным. И в советское время наши родители платили небольшие деньги за школьную форму, за учебники, платили за дополнительное изучение английского языка, музыкальную школу, художественные кружки. Но речь, скорее, идет о рациональном соотношении потребительской корзины, имущественного комплекса семьи к той сумме, которую нужно заплатить за образование.
Образование является социальным лифтом - и на это все рассчитывают. А если плата становится для большинства семей в стране непомерной? Если стоимость «услуги» неадекватна? Поэтому требуется рациональное распределение платности, учет семей с малым достатком, сохранение возможности все равно воспользоваться этим социальным лифтом.
- ЕГЭ - один из острейших и спорных вопросов. Очень многие обеспокоены, что в результате ЕГЭ атрофируется способность самостоятельно и творчески мыслить. Школа уже изначально вынуждена «затачивать» ученика на угадывание тестов?
- Увы, в этих опасениях есть доля истины. Я разговаривал с академиком РАО Евгением Викторовичем Ткаченко - это бывший министр просвещения в 90-е годы - он тоже переживает по поводу ЕГЭ и приводит эти же аргументы. И выражает позицию большого сообщества учителей. С другой стороны, есть стандарт - и в стандарте нет ни одного параметра на это натаскивание. Конечно, можно все обучение свести к «натаскиванию», и снова будут возникать репетиторы.
Вот, говорят, нужно, чтобы экзамен «глаза в глаза». Но мы в другой век перешли! Надо увеличивать мобильность, принимать из глубинки и регионов. Феномен Ломоносова - это же чудо, что он тогда получил высшее образование!
И у нас должны поступать в столичные - но мы не даем этой возможности. Дорогие билеты на дорогу, сложно поселиться в Москве, Санкт- Петербурге и областных центрах. В Москве самые высокие цены, в Санкт Петербурге чуть ниже, в Томске еще ниже - но все равно они выходят за рамку среднего достатка семьи. И более того, мы же понимаем, что при нынешней стипендии прожить в столицах субъектов федерации невозможно.
- В прошлые-то десятилетия было нелегко.
- А сейчас вообще невозможно. И все же в вопросе ЕГЭ я не сторонник шарахания и истерии. Что самое неприятное, во время выборов разные партии используют ЕГЭ в качестве политической карты. Как только выборная компания - сразу звучат требования отменить ЕГЭ. Это популярно, это игра. Но лучше, чтобы этим занимались ученые. Отменить ЕГЭ или ввести ЕГЭ - это правый и левый край. А есть золотая середина - мировой опыт. Хоть и говорят, что мы у американцев откопировали ЕГЭ, на самом деле у них существует «портфолио».
- Что такое «портфолио» учащегося?
- В Америке ведущие университеты выбирают абитуриентов не только по тестированию. Хотя, по сравнению с нашими 10-15 годами, там почти столетний опыт применения тестирования, есть мощные центры по разработке инструментария для тестирования. На базе этих центров американцы стали выявлять дальнейший результат, например, почему женщины менее склонны к математической науке, почему поступающие с черным цветом кожи хуже воспринимают инженерные науки. И эти тестирования корректируются, чтобы расширить диапазон поступления. Мы же пока только критикой занимаемся. А портфолио - это сопроводительная информация о каждом школьнике: что и как он изучал, с какой мотивацией, его активность в общих мероприятиях. В самодеятельности, бойскаутстве, уборке территории и т.п. Этот показатель определяет контактность в коллективе, мотивацию к общественно полезному труду. Все это фиксируется в характеристике. Даже участие в спортивных соревнованиях.
Не секрет, что все звезды американского хоккея и баскетбола вышли из школ и лицеев - это студенческий, школьный спорт. На базе университетов существуют очень мощные баскетбольные команды, из которых потом переходят в NBA. То есть это уже серьезная профессиональная подготовка, которая приводит к достижениям и на мировой арене. У нас же тоже когда-то были нормативы ГТО, но мы все потеряли... По крайней мере, в портфолио наших абитуриентов этого нет.
К тому же мы ведь понимаем, что сейчас за деньги можно взять в школе любую характеристику. Получить справку, что ты не сумасшедший, не наркоман - 5 минут. К сожалению, падает доверие и к самой педагогической среде.
- Несмотря на то что современное образование подвергается критике, Россия все равно продолжает вкладывать большие средства?
- Вкладывает. Но, к сожалению, мы сегодня, как после войны: все разрушено, и нужно заново восстанавливать экономику, в том числе, и образование. В период распада Союза и формирования новой России мы понесли значительные потери. Хотя бы в оснащении университетов, даже несмотря на значительные вливания из бюджета. Все равно университеты у нас со старым оборудованием, особенно инженерные, с разваливающимися, практически музейными экспонатами в виде лабораторных баз.
Проблема в том, что еще не сформирована и не объявлена научнотехническая политика государства. Нужно сформулировать задачи высшего образования. К примеру, у нас же есть стратегия формирования оборонзаказа, а в образовании - нет. И что в итоге происходит? Проходит выпуск наших специалистов, а потом они уезжают за рубеж.
- Получается, государство вкладывает большие деньги...
- В подготовку специалистов для иностранных государств.
- И потом уже подготовленных нами специалистов просто покупают.
- Даже не покупают (покупают - это когда нам за них заплатили). А здесь выходит, что их просто так получают. Некоторых берут на контракты на 2-3-4 года, без грин-карты, с временным проживанием. Порой, не предоставляя ни медицинских услуг, ни пенсионного обеспечения. Им гораздо дешевле взять к себе уже подготовленного специалиста - нами подготовленного!
- Какой-то абсурд: Россия заранее готовит высококлассных специалистов для иностранных государств!
- В США на 1500 университетов приблизительно только 50 инженерных, а остальные гуманитарные. И из этих 50-ти инженерных - только 10 ведущих в мире, в которых готовят научную элиту.
- Откуда тогда у них НТП?
- А они набирают специалистов у нас. Смотрите, инженерное образование дороже гуманитарного в 4-5 раз. А США и не требуются такие капитальные вложения - им легче получать уже готовых инженеров отсюда, которые приезжают и сразу работают. Такова американская экономика, политика и образование - это деньги, и они умеют их считать. Да, они инкорпорируют специалистов из разных стран, в том числе, из Китая и России.
- Есть ли перспективы, что Российское государство одумается и перестанет поставлять наших специалистов на запад?
- Есть, конечно! Об этом же и Президент говорит, что надо уйти от топливной зависимости, от ресурсной зависимости, следует самим развивать новые технологии. Но надо их создавать у себя и для себя, надо вкладывать в это деньги. Предоставить здесь, и своим, рабочие места, заняться нормальной научно-технической политикой. И у нас эти рабочие места постепенно появляются, и ребята здесь прилично уже зарабатывают. Сейчас в корпорациях, связанных с космосом, оборонкой очень неплохие зарплаты. Даже для Москвы! Наши выпускники, приходя в эти сферы, сразу получают 50-60 тысяч рублей. Это не слабая зарплата, а если в регионе, то вообще супер!
- Разрешите мои сомнения: на сайте ФМС РФ увидел странное определение термина ВКС (высококвалифицированный специалист) - там говорилось не об уровне образования, а исключительно об уровне зарплаты. То есть, согласно определению на сайте ФМС, высококвалифицированный специалист - это человек с доходом в несколько миллионов рублей...
- Я тоже не очень понимаю такое определение...
- По этой логике мы все, кто с высшим образованием, с двумя высшими образованиями, отработавшие по специальности 15-20 лет - под определение ВКС не подпадаем, по крайней мере, большинство? Бели только по зарплате судить?
- Вообще-то термин ВКС относится, скорее, к магистерской подготовке в нынешнем определении. Раньше это был специалист с удлиненным сроком обучения.
- Аспирантура?
- Аспирантура тоже, это кандидат наук, магистратура - это тоже исследовательская работа высокого уровня, это серьезный задел для защиты кандидатской. Это уже ядро, очень серьезные работы! А определять ВКС, исходя от зарплаты - ну, не знаю.
- Что ж, у кого-то больше денег, у кого-то - мозгов. К сожалению, у нас «отток» и того, и другого.
- Отток мозгов? Многие, конечно, уезжают в Европу, но я бы сказал, что «мозги» - это ученые. А у нас еще есть просто эффективные специалисты высокого класса, и это достижение нашей системы образования! Ведь не берут же в Европу выпускников турецких вузов. Очень ограниченно
- индийских, в основном, математиков, потому что математические школы Индии известны веками. Именно Россия, Франция, Индия славятся традицией крупнейших математических школ. Да, многие наши математики находят работу за рубежом. Беда в том, что мы отдаем свои достижения «туда».
- То есть наши воспитанники, вскормленные государством и отечественной наукой, уходят за рубеж на ПМЖ. В этой связи, как Вы относитесь к новой Концепции миграционной политики РФ до 2025 года? В ней от имени государства декларируется буквально следующее: для восполнения численности населения России и для развития нашей экономики государство намерено приглашать в Россию на ПМЖ иностранных гастарбайтеров (возможно, ФМС имеет в виду высококвалифицированных специалистов - Концепция очень запутанная). Но наши читатели никак не могут понять, на каких «высококвалифицированных специалистов» рассчитывают разработчики этой Концепции? Кого они хотят приглашать на ПМЖ в Россию. предположим, из Таджикистана?
- Затрудняюсь ответить. В Таджикистане даже система образования сейчас - 8 классов, и на этом обучение заканчивается. Те профессора, наши профессора, которые раньше там работали - их оттуда давно выдавили. И какие теперь оттуда к нам приедут «специалисты»?!
А я уверен, что наша задача в том, чтобы к нам стремились образованные люди! Я знаю много таких из Армении - там очень хорошая система образования, инженеры. Но они приезжали к нам и просто домики строили. Аналогичная ситуация с украинскими рабочими - среди них многие с высшим образованием. В Белоруссии хорошее высшее образование. Да, им нелегко найти работу по специальности в Москве. Но все равно нам нужно заново осваивать Сибирь, населения там у нас мало, но там же колоссальные природные ресурсы и как раз там возможно развитие новых технологий!
И это наша проблема - все стремятся в Москву, и стремятся на неквалифицированные работы. И это при том, что у нас для своего населения рабочих мест нет или не хватает.
- Вот тут читатели могут поспорить: рабочие места есть даже в Москве - только почему-то работодатели стараются москвичей на них не брать. Им нужно платить адекватную зарплату, заботиться о семье, детях, заводить трудовые книжки, права, гарантии и прочее. И зачем это, когда легче и дешевле - нанять стройбат из Таджикистана?!
- А, кстати, недавно приняли закон о дистанционном работнике. В секторе информационных технологий - это очень эффективно. Есть отличные научные коллективы, они могут быть разбросаны - и в Иваново, где нет работы, и в Туле, где тоже для них нет работы. Я думаю, в наукоемких секторах, где нужен интеллектуальный труд, это один из перспективных векторов. То есть я могу дома работать, живу с семьей, не нужно переезжать в столицу - в эти жуткие общежития, съемные квартиры, близкие к криминалу складские помещения... А еще мы совершенно позабыли о наших подмосковных наукоградах! Смотрите, Зеленоград, Троицк, Черноголовка...
- Инфраструктура там сохранилась?
- У нас там все есть! Но мы же почему-то будем строить Сколково. Вот это мне непонятно, вообще не поддерживаю эту идею. У нас какая задача? Выбрать научные коллективы и дать им возможность работать. Так в наукоградах у нас до сих пор сохранились очень эффективные и высокого уровня специалисты. Посмотрите: по индексам цитируемости работающие в Черноголовке часто превосходят многие институты по Москве или Санкт-Петербургу. А Дубна? Местное правительство, мэр занимается там строительством - город молодых, город процветает!
- И даже с Тверской области приезжают, рядом загнивающий городок Кимры - для него Дубна уже становится столицей.
- Когда приезжают иностранные делегации, им показывают Дубну. Просто там эффективно работают местные власти и руководство научного центра. И у нас много по стране таких научных центров - не только Черноголовка, но и Саров, и другие.
А «сколковские» деньги у нас уходят на оплату непонятно чего - подчас только пресса этим интересуется - на какие-то лекции странных людей. Если бы эти средства направили, допустим, в тот же Зеленоград. Тем более, там есть прекрасный университет со своим бизнес-центром, с технологическим центром. Он один уже может выпускать продукцию - у него и так хватает зарубежных заказов по технологиям очень высокого уровня - но опять, заказов зарубежных!
Ладно, будем жить на зарубежных заказах, потом появятся и свои. Но, к сожалению, некоторые лица, доступные к власти, проводят лоббирование странных - если ни сказать - чуждых интересов.
-Премьер-министр Дмитрий Медведев, защищая министра образования, однажды шутливо произнес, что министр образования в России - это всегда «расстрельная должность».
- Ничего подобного! Ни одного министра образования еще не расстреляли - ни в прямом, ни в переносном смысле. Ни Луначарского, ни всех последующих. Наоборот, в большинстве своем они до сих пор очень уважаемы. Может быть, это касалось конкретно Дмитрия Ливанова, но тут трудно сказать, какой он оставит после себя след.
- То есть сфера образования - вовсе не суицид, и не болото.
- В котором утонешь, прямо подвиг какой-то!.. Не подвиг. Сфера образования является служением. И, думаю, в нем должна быть не революция, а модернизация. Есть вопросы сложные, например, состояние Академии наук. К ней у Ливанова отношение весьма критическое - хотя я не видел подтвержденных примеров - и такие оценки не для министра. Надо проводить исследования, давать объективную оценку. У него же, на мой взгляд, оценка субъективная. В России уже традиция, что Академия - это сосредоточение науки! Да, недостатков масса, старение кадров и тому подобное. Но вообще-то академиком в 20-25 лет никто и не становится. Есть, конечно, редкие фигуры - например, у нас в Высшей Школе Экономики есть академик Виктор Павлович Маслов, крупнейший из живых математиков страны, с международным именем, лауреат Ленинской премии. Он избирался академиком в возрасте 41 года - но это редкость.
- А если Академия становится неэффективной?
- Простите, но это ведь государство, нынешние министерства виноваты в том, что не созданы схемы трансферта научных достижений и их развития. Не дело ученого осуществлять маркетинговые исследования! Должна быть создана инфраструктура. Но говорить, что наша Академия «не эффективна». Да не ее это задача! Ее задача: получать научный результат
- отрицательный, положительный
- но получать. И в советское время Академия получала эти результаты и вполне эффективно работала, правда, с креном на оборонку. Как и наукоемкая промышленность. Но они получали мировые результаты.
- А как с прикладным использованием?
- Этим занимались специальные организации: так, комиссия ВПК при Совете министров СССР по этим результатам распределяла дальнейшие заказы или, наоборот, давала Академии какие-то заказы на разработку определенных систем. А дальше этим занимались специальные проектные организации, они и сейчас сохранились. Поэтому я категорически не согласен с позицией и оценками министра в этой сфере. Нужно устранять недостатки, но нельзя коммерциализировать Академию наук! Прежде чем замарать что-то, нужно сначала самому что-то позитивное сделать. Но, честно говоря, пока не вижу ни одного такого позитивного действия в Министерстве.
У нас ведь исторически с Петра Великого сложилась своя модель. Мы много заимствовали из Германии, но в результате появилась Академия, которая, по сути, не имеет аналогов. Кстати, в Китае создали академию по нашему образу - и страна прекрасно развивается, но что-то критики в адрес их академии я не слышу.
Вот университет Гумбольдта - это была модель всех университетов, его строило государство, чтобы получить квалифицированных управляющих. Тогда это еще не называлось менеджментом. Но такая задача перед университетом Гумбольдта уже была. И наша система университетского образования во многом тоже отражала эту же задачу - не только личностная самореализация, но и служение государству.
- Так это и надо возрождать!
- Сегодня, на мой взгляд, в системе образования уже наметилась стабилизация, появились векторы. Поэтому на будущее развитие я все-таки смотрю оптимистически!.
Беседовал Виктор СЕНЧУК