Поздравляем с юбилеем Елену Михайловну Иванову
Поздравляем Елену Михайловну Иванову с 55-летием. Мы расспросили педагога о студенческих годах, аспирантуре, преподавании и о том, как она адаптируется в своей работе к стремительным изменениям в области информационных технологий.
Елена Михайловна, вы поступали в МИЭМ в конце 80-х годов. Чем был обусловлен такой выбор вуза?
Наверное, по совету взрослых. МИЭМ в те годы был небольшой камерный спокойный московский вуз с хорошей репутацией, в котором учились только москвичи. Мой папа из смежной области, он в своё время оканчивал Бауманку, работал на оборонном предприятии. Коллеги, сокурсники ему рекомендовали именно МИЭМ. Я прислушалась к совету родителей.
Вы в 1992 году окончили МИЭМ, учились на стыке 80-х и 90-х. А после поступили в МИЭМ в аспирантуру, где стали работать преподавателем. Чем был обусловлен такой выбор?
Я не сразу поступила в аспирантуру – сначала год работала на стороне. Мне интересно было учиться, к тому же был очень хороший коллектив на кафедре вычислительных систем и сетей, которую я оканчивала. Наконец, в аспирантуре очень важен научный руководитель, им для меня стал Саксонов Евгений Александрович. Годы, конечно, были непростые: не хватало техники, зарплаты были очень маленькие. Но я была неплохо защищена доходом моей семьи, это позволило тогда заниматься наукой.
В аспирантуре я очень любила программировать, заниматься собственными исследованиями. В преподавательскую деятельность я втянулась уже после защиты, когда стала больше готовиться к занятиям.
Чему была посвящена ваша диссертация?
Диссертация была по поводу анализа взаимодействия параллельных процессов в распределенных вычислительных системах: мы строили математические модели, решали уравнения, вычисляли способы взаимодействия, сравнивали разные варианты моделей и выбирали оптимальные.
Правильно ли говорить, что вы из поколения тех людей, которые в ту пору первые осваивали персональный компьютер? И как внедрялся в те годы интернет?
Да, как раз тогда у нас на кафедре появились первые персоналки. Это было интересно, иногда весело. Так, например, у нас на кафедре работал в те годы Юрий Леохин, который вместе со своим сокурсником очень активно осваивал персональный компьютер, и один из них очень ревностно относился к своему компьютеру, установил пароль и никому не позволял его использовать. Но Евгений Александрович сообщил по секрету, что у этой техники есть общий аппаратный зашитый пароль, которым мы все активно пользовались.
Что касается интернета, сначала появились электронные письма. Мы обменивались письмами, причем использовали транслитерацию. А также тогда уже появились первые поисковики, в частности «Рамблер», благодаря которым можно было найти определенную нужную информацию. Я таким образом собирала материал для диссертации. Но в то время мы активно пользовались и библиотеками, например, Ленинкой.
Что вам нравится в преподавании? И насколько изменилась преподаваемая вами область знаний? Как вы успеваете за стремительными изменениями в ней?
Преподавание нравится в первую очередь тем, что зачастую со студентами очень интересно пообщаться и даже поучиться чему-то у них. Мы были более дисциплинированные студенты, учиться надо было более серьезно. Сегодняшние студенты более нацелены на зарабатывание денег. Но у них есть очевидное преимущество: сегодня можно намного быстрее и без особых затрат времени и сил найти большие объемы нужной информации.
Что касается изменений: конечно, я учусь, меняю что-то, нахожу ошибки в своих старых лекциях. Развитие идет, но я бы не сказала, что что-то кардинально меняется. Видимо, я просто привыкла к этим изменениям, когда постоянно надо что-то обновлять. Готовясь к новому лекционному году, я обязательно пересматриваю свои лекции, нахожу новую информацию, добавляю описания новых устройств, схем, разъяснения. Порой почти полностью переписываю лекции. Я, наверное, просто привыкла к такому режиму постоянных изменений, и на регулярной длинной дистанции процесс, скорее, носит поступательный характер, чем какой-то взрывной. Хотя, конечно, если оглядываться на десять-двадцать-тридцать лет назад, то область ИТ изменилась кардинально.
Вы застали объединение МИЭМ и Вышки. Как для вас прошел этот процесс?
Сначала была какая-то растерянность, менялось руководство, коллектив кафедры, меняли регламенты, правила. Но поскольку процесс шел постепенно, я не могу сказать, что для меня этот процесс был болезненным. Обошлось без стрессов.
Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе сегодня.
Сохранился костяк кафедры: Надежда Константиновна Трубочкина, Карпова Ирина Петровна, Фархад Ярулаевич Якубов, Любовь Михайловна Афонина, Тамара Васильевна Мисюля. Стержнем нашей компании всегда был и остается Андрей Владленович Вишнеков. Позже к нам присоединились Елена Альфредовна Ерохина, Топоркова Анна Станиславовна. Мы очень дружим, вместе праздники отмечаем, занимаемся и научной деятельностью, в частности, недавно вышла статья, где соавторы – я, Андрей Владленович, Елена Альфредовна и Надежда Константиновна. Когда ковид раскидал нас по домам, мы освоили онлайн и постоянно собирались на свои встречи в конференции.
Насколько сложно, непривычно было работать в онлайн-формате в пандемию?
Сначала было очень сложно перестраивать работу: сидишь один, не видишь никакого отклика от студентов. А потом, когда все привыкли, оказалось, что у такого формата очень много преимуществ, плюсов.
Насколько сложно работать в режиме онлайн со студентами, у которых вы являетесь научным руководителем, в частности, по дипломным проектам?
Я бы сказала, что в онлайне даже проще взаимодействовать. Лично зачастую сложно встретиться, совместить графики, расписания, а в онлайне мы можем встретиться в любой момент, когда в этом появилась необходимость: студенты могут продемонстрировать результаты своей работы, задать вопросы, обсудить какую-то проблему. Кстати, отмечу еще одно удобство. Во время общения ты всегда видишь имя и фамилию студента, всё написано, в то время как в большой аудитории это сложнее, особенно на первых порах общения с группой, курсом, когда даже не знаешь, кого и как зовут.
Вы ведете научную деятельность?
Да, мы по смежному направлению изучаем механизмы улучшения образовательной деятельности с помощью компьютерных технологий. В частности, недавно вышла наша статья, описывающая способы выбора наиболее подходящих траекторий обучения для отдельного студента и для группы с работающими механизмами обратной связи, что позволяет подстраивать структуру и содержание образовательного процесса под эту траекторию.