• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Алексей Борисович Лось отмечает юбилей!

Поздравляем академического руководителя образовательной программы «Компьютерная безопасность» Алексея Лося с 70-летием!

Алексей Борисович Лось отмечает юбилей!

Алексей Борисович Лось, академический руководитель образовательной программы «Компьютерная безопасность», отмечает юбилей – 70 лет.

Юбиляр погрузился в область защиты информации еще в те годы, когда не было персональных компьютеров. Криптография, шифрование – с этого начинался профессиональный путь студента в советские годы, когда он овладевал специальностью инженера-математика. Мы немного расспросили юбиляра о его пути в профессии и преподавании, возглавляемой им образовательной программе, ее предметной области и происходящих изменениях. 


Алексей Борисович, расскажите, пожалуйста, о вашей школе и студенческих годах. 

В 9 и 10 классах я учился в московской физико-математической школе №52 в районе метро «Университет», сейчас гимназия 1514. Класс у нас был очень дружный, встречаемся до сих пор, стараемся помогать друг другу по возможности.

В школе работали очень квалифицированные преподаватели. Почти все выпускники поступали в вузы, лично мне полученные знания очень помогли при поступлении в институт, особенно, на устном экзамене по математике.

В год окончания школы я поступил в Институт криптографии, связи и информатики на специальность «Прикладная математика». Кстати, на мандатную комиссию института при зачислении приходили представители МИЭМа и приглашали не прошедших по конкурсу уже без экзаменов поступить к ним на ФПМ.

Программа обучения оказалась сложная, не уступающая МГУ, работать приходилось очень много. И состав курса получился сильный, много ребят поступило после интерната для одаренных детей при МГУ, из моей школы только 5 человек были из разных классов. Сейчас среди однокурсников одних только докторов наук 6 человек.

Курс тоже дружный, хотя только все лица мужского пола, мы с ними тоже периодически встречаемся.

Что представляла собой защита информации в те годы? Как начинался ваш трудовой путь?  


Приходилось заниматься и теорией, и практикой, много работать головой. Персональные компьютеры еще не появились, все исследования проводились на бумаге. Из вычислительных средств пользовались небольшими калькуляторами. Документы изготавливались на печатных машинках, большие проблемы возникали при необходимости внесения исправлений.

Персональные компьютеры появились в середине 80-х, и еще надо было осваивать работу на них. Но уже сразу стало намного легче, работы и отчеты делали, как сейчас, в редакторах и печатали на принтере.

Сейчас все гораздо легче, появились в открытом доступе государственные стандарты по защите информации, проверенные многолетними испытаниями. 

Кстати, на кафедре компьютерной безопасности МИЭМ НИУ ВШЭ в настоящее время работает ряд разработчиков указанных стандартов, которые передают опыт молодежи.

Когда и как вы начали преподавать? Что казалось сложным в те годы молодому преподавателю?

Преподавательская деятельность началась в конце 80-х годов во время обучения в аспирантуре ИКСИ и работы над кандидатской диссертацией. 

Основная работа в МИЭМ началась в 2001 году, и это совпало с введением первой версии образовательного стандарта по направлению «Компьютерная безопасность». 

Высшее образование в то время после 90х годов переживало не лучшие времена, зарплата преподавателей совсем маленькая, и на кафедре информационной безопасности (она тогда так называлась) я был единственным штатным преподавателем, остальные работали по совместительству, так что кафедру надо было создавать практически с нуля.

В МИЭМе не было общежития, закрывалась военная кафедра, и конкурс на поступление был низким - 11-12 баллов из 15 возможных по трем экзаменам.

Сложно было то, что при таком конкурсе школьные знания студентов крайне низкие, у многих не наблюдалось желания учиться и выполнять требования образовательной программы. Кроме того, МИЭМ не выделял средств на приобретение необходимого оборудования и, при изучении многих дисциплин, приходилось ограничиваться только теоретическими положениями. 

Сейчас ситуация значительно улучшилась, проходной один из самых высоких в университете, однако, финансирования оборудования так же недостаточно, а зарплаты преподавателей давно не повышались.


Что бы вы определили в качестве специфики обучения на программе «Компьютерная безопасность»? В чем ее сложность для студентов?  

Учеба на специальности «компьютерная безопасность», возможно, требует несколько больших усилий, чем на аналогичных программах бакалавриата, поскольку дает не только базовые знания, но и необходимые для дальнейшей работы профессиональные навыки. Стараемся приблизиться к тому уровню образования, который был при социализме и при котором наше образование считалось лучшим в мире.

Сложности в обучении возникают по нескольким причинам. Во-первых, школьные знания поступивших на обучение сильно просели за последнее время из-за повсеместного насаждения тестов в виде ЕГЭ. Во-вторых, наши партнеры-работодатели сейчас с большим удовольствием берут на работу студентов не только старших курсов, но теперь уже и 2-3 курсов. В результате нередко у студентов возникают проблемы с успеваемостью, посещаемостью и своевременной сдачей самостоятельных и лабораторных работ. Да и отсутствие зачетов и ежедневные экзамены в сессию, возможно, годятся для гуманитарных программ, но это не самая удачная система для технических направлений, где студентам на подготовку к каждому экзамену нужно минимум 2-3 дня.

Какие советы вы бы дали абитуриентам, рассматривающим вашу программу в качестве своего базового высшего образования? 

В первую очередь, необходимо внимательно знакомиться с программой обучения, она у нас специфическая. У нас много сложной математики, поэтому рекомендую «на берегу» оценить свои знания и, главное, дать себе ответ на вопрос: «готов ли я к такому количеству математики?» 


Если не секрет, что из предметной области сегодня находится в фокусе вашего внимания как ученого и как руководителя программы?

У каждого преподавателя на кафедре КБ есть свои научные интересы - это и криптографические исследования, и вопросы компьютерно-технической экспертизы, расследования компьютерных инцидентов, методы поиска уязвимостей в информационных системах, а также общие вопросы защищенности информационных систем. Весьма важными являются направления безопасности современных технологий – «блокчейна», интернета вещей, цифровых и криптовалют. 

Представляется очень важным изучение оставляемых в информационном пространстве цифровых следов пользователями всевозможных ресурсов и социальных сетей, а также поиск эффективных методов борьбы с мошенниками во всех проявлениях, таких как телефонные мошенничества, фишинги, социальная инженерия и подобные попытки мошенников овладеть личными данными граждан и их денежными средствами. Всеми этими направлениями стараемся заинтересовать студентов и привлечь их к поиску решения указанных проблем.


Алексей Борисович, спасибо большое. Искренне поздравляем вас с юбилеем!


Спасибо!