В МИЭМ прошел финал конкурса «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии»
В феврале в МИЭМ прошел финал Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum».
Конкурс проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Конкурс включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов на 2023/24 учебный год Минпросвещения России. Дипломанты получают дополнительные баллы за индивидуальные достижения к сумме баллов ЕГЭ.
Направление «Спутникостроение и геоинформационные технологии: Terra Notum» рассчитано на школьников, интересующихся инженерными, техническими, компьютерными науками, географией, а также на тех, кто просто любит космос. Партнерами конкурса являются ГК «СКАНЭКС» и ООО «СПУТНИКС» — одни из лидеров в стране в разработке космического оборудования.
В этом учебном году участниками конкурса стали более 100 учащихся, к финалу были приглашены школьники из 13 регионов России – Москвы и Московской области, Железногорска, Екатеринбурга, Казани, Калужской области, Комсомольска-на-Амуре, Краснодара, Обнинска, Пскова, Ростова-на-Дону, Челябинска, Якутска.
Для удобства участников финал прошел в гибридном формате: 16 февраля конкурс проводился в дистанционном режиме для иногородних участников конкурса, 17 февраля – очный формат.
Всего на финальном этапе экспертам были представлены 34 проекта, из которых 5 проектов стали победителями и еще 9 – призерами конкурса.
Темы победивших проектов:
- Применение технологии блокчейн для построения орбитального сервера (Мария Андреева, 9 класс, г. Ростов-на-Дону);
- Анализ влияния золотодобычи на реки Красноярского края (Ульяна Андронова, Юрий Тарабрин, 10 класс, г. Железногорск);
- Оценка последствий шторма от 27 ноября 2023 (Анна Грибакина, 10 класс, г. Москва);
- Создание прототипа многоцелевого модульного планетохода (Ангелина Лебедь-Юрченко, 11 класс, г. Москва)
- Анализ теплового загрязнения городской среды Красноярска (Егор Фанин, 11 класс, г. Железногорск).
Среди финалистов немало ребят, которые уже не первый раз участвуют в конкурсе. Так, Ангелина Лебедь-Юрченко становилась призером и победителем в 9 и 10 классах, а Мария Андреева впервые стала призером уже в 8 классе школы с проектом по внедрению технологии блокчейн на малых космических аппаратах. Идея Марии оказалась настолько новаторской, что год назад ей было предложено продолжить свою работу под руководством специалистов НИУ ВШЭ.
О своем проекте Мария рассказала следующее: «Блокчейн, или цепь из блоков, - платформа, которую используют в основном в операциях с криптовалютой. Я решила рассмотреть технологию блокчейн как технологию шифрования и хранения данных, которую можно использовать непосредственно на спутнике. Внедрение такой технологии позволяет говорить о возможности накопления данных в зашифрованном виде, поступающих с Земли или других спутников, что само по себе открывает огромные потенциальные возможности».
Впервые со своим проектом Мария защищалась в 2022/23 учебном году, после чего у нее появился новый научный руководитель – сотрудник учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ Алексей Коваленко. В течение минувшего года Мария занималась созданием кода для обеспечения работы систем спутника, а также был проведен эксперимент по передаче данных с Земли на спутник и обратно. Эксперимент прошел успешно, в настоящее время принято решение о применении разработки девушки на третьем спутнике Вышки, запуск которого ожидается уже в 2024 году.
Мы поздравляем всех финалистов с успехом! Желаем им новых ярких проектов в науке!