Владимир Александрович Старых отмечает юбилей!
Владимир Александрович, Вы выпускник МИЭМ, окончили факультет автоматики и вычислительной техники. Впоследствии именно на его базе был сформирован департамент компьютерной инженерии, возглавляемый Вами. Насколько за прошедшее время изменилась предметная область и образование в ней?
Содержание образования в главном не поменялось: мы готовим в первую очередь инженеров. Что изменилось, так это структура образования. В мои студенческие годы была система обязательного распределения: все выпускники имели гарантированное распределение в ведомственные профильные организации в области электронного машиностроения. Была система понятной и отлаженной государственной поддержки выпускников, помогающая им управлять и своей будущей профессией, и даже своими доходами. Во время обучения студенты получали достойную стипендию, позволяющую сосредоточиться на учёбе, а после вуза - гарантированное трудоустройство. На предприятиях, где ребята начинали свою трудовую деятельность, работали четкие механизмы дальнейшего профессионального роста и карьерного движения.
Сейчас же государство институционально остановилось на том, что финансово обеспечивает обучение в университете. Долгие последние годы было очевидное противоречие: многие ребята обучались за бюджетный счет, а потом собирались в стаю и улетали за рубеж.
А как эту ситуацию поправить?
Сегодня определен набор специальностей, имеющих принципиальное значение для экономики на данном этапе развития государства. Теперь необходимо сделать второй шаг – сформировать механизм, когда ребята идут на отечественные предприятия, причем с желанием, интересом. В первую очередь сейчас необходимо работать с мотивацией. Надо вернуть в эту систему понятие лифта – профессионального, карьерного, социального. Ведь как было в моем студенчестве: молодой специалист приходил в НИИ или на предприятие и знал, что через какое-то время у него гарантированно будет профессиональное и социальное продвижение, будет продвижение вверх. Государственная система поддержки молодых специалистов, тем более в стратегических областях – необходимость сегодняшнего дня.
Что касается самого образования, то, на мой взгляд, необходимо возвращаться к формату, который был до нашего присоединения к болонскому процессу. Для инженерии пять лет – эмпирически найденная и многократно испытанная золотая середина. Ведь смотрите, основные наши образовательные конкуренты в Германии, Европе, Америке оставили у себя пятилетнее образование в инженерных областях.
Вы довольно много сотрудничали и сотрудничаете с бизнесом в области конструирования больших систем. Расскажите об этот подробнее.
В начале моей деятельности в 80-е годы был взрыв интереса к микропроцессорным системам, они тогда только начали активно внедряться в системы управления, локальной автоматики, обработки сигнала. Был настоящий бум. Особенность состояла в том, что в нашей промышленности процессоры на одном кристалле уже начали выпускать, а отладочные средства для них еще не сделали, не успевали. Вот мы и создавали такие системы практически с нуля, с колес. Это были кроссовые системы, которые моделировали системы команд для микропроцессоров.
Следующий этап - появление больших территориально-распределенных и распределенных систем. Это системы для банков, корпоративного бизнеса, различные базы, информационные системы. Главный конструктор такой системы – архитектор, человек, отвечающий за все решения на всех этапах проектирования и создания системы. Мы за довольно короткие сроки запускали большие серьезные проекты, где мне довелось выступать в роли главного конструктора.
Что в работе главного конструктора наиболее важное для успеха?
С одной стороны, конструирование большой системы – строго регламентированный процесс, требующий жёсткой организации, когда всё подчинено главному конструктору. В то же время, в проекте участвует множество профессионалов, настоящих специалистов, объединенных в большие проектные команды, работающие на единый результат. И самое важное – дать максимально возможное пространство для творчества, инициативы внутри команд, тогда они выдадут свой максимум. Но на каждом этапе принятие итогового решения остается за конструктором, будь то проектирование, разработка, отладка, тестирование или какой-то иной этап работы. То есть работа конструктора – это всегда чёткое движение в рамках определенной системы принятия решений, это немалый труд.
При таком уровне ответственности можно предположить, что именно Вы определяли, какие специалисты или команды будут работать.
Да, я набирал всегда сам. Это та прерогатива, которая мне была предоставлена.
Какие компетенции нужно сегодня развивать студенту МИЭМ, чтобы стать конструктором больших сложных систем?
Почаще заниматься тем, что нравится – в первую очередь, чтобы набрать опыт. Причем всё равно, в каких областях: главное, чтобы эта область вам нравилась. Очень важно ощущение, что у вас в этой области что-то получается, тогда вы обязательно себя проявите.
Второе – понимание всех составляющих успеха для достижения результата. В данном случае – конкретного продукта как результата – оформленного, задокументированного, протестированного и прошедшего все этапы ввода в эксплуатацию и приемки.
То есть главный конструктор – и квалифицированный инженер, и хороший администратор?
Если главный конструктор, то да. Хороший инженер может быть прекрасным специалистом, но всячески избегать ролевого назначения и ответственности, у нас таких ребят среди студентов немало. Они иногда приходят и говорят: «Я могу то-то и то-то, но только один». Опыт показывает, что со временем такие ребята сами меняются, уже в студенческие годы. Они прекрасно видят, что время индивидуальных проектировщиков, разработчиков уходит в прошлое. Сейчас даже инструменты, среды проектирования создаются с учетом на групповую работу, ролевое взаимодействие, предполагающее тайминг, совещания, встречи… Рано или поздно начинающий специалист сегодня всё равно понимает, что ему необходимо объединяться с коллегами, другими специалистами. Возьмём хотя бы написание кода. Разработчику здесь нужен тестировщик. Если разработчик нацелен на созидательное начало, создание кода, то у тестировщика совершенно другая логика – он ищет уязвимости, чтобы сломать программу. Это лишь один частный пример ролевого взаимодействия в работе.
Чем быстрее студент настроит себя на такое командное взаимодействие, тем лучше для его карьеры в целом. Я поддерживаю отношения со многими выпускниками разных лет. Среди них есть очень много тех, кто в студенческие годы были чистыми индивидуалами в своей работе. Практически все они сейчас работают в больших серьезных командах. Буквально совсем недавно общался с выпускником, который участвовал в разработке яндексовского сервиса «Алиса», а это огромный коллектив. И таких ребят очень много. Многие из них сейчас владельцы бизнеса.
На Вашем департаменте трудится немало молодых специалистов. Расскажите, пожалуйста, о них. Что между ними общего, что их отличает от предыдущих поколений?
В первую очередь, они хорошо понимают основы проектирования – наверное, главное, что их объединяет. Это Сергей Полесский, Денис Королёв, Александр Романов, Александр Американов, Евгений Лежнев, Дмитрий Попов, Ирина Иванова. Студенты видят и знают, что в проектах у этих преподавателей всегда получишь опыт, знания, правильно выстроенную модель проектного взаимодействия, поэтому в проекты к этим специалистам всегда есть очередь, работает и сарафанное радио. Хотя у них в проектах студентам часто бывает непросто, там нужно действительно работать. Но многие студенты еще и поэтому выбирают их: они стремятся уже в студенческие годы получить качественный проектный опыт.
Сейчас у нас очень сильные аспиранты, ассистенты, совсем молодое поколение – это и Глеб Некрасов, и Виталий Сепанянц, и Сорокин Игорь, и Владимир Зунин, и Владимир Старостенко, и Илья Мотайленко. Они большие молодцы, я очень рад, что у нас такая отличная молодёжь.
Если говорить о студентах департамента, как бы Вы определили их главные черты? Что их отличает от более старших поколений?
Первое: они легче и быстрее перестраиваются. И в повестке дня, с одной темы на другую, и в работе – с позиции на позицию. Это хорошо.
Второе – они более самостоятельны, конечно, при этом я имею в виду тех, кто хочет учиться. И более свободны в выборе своей предметной области. Если они выбрали, то уже бьют в конкретную точку. К 4-му курсу ребята обычно уже четко понимают, чего хотят.
С чем Вы это связываете?
По сравнению с предыдущими поколениями, ребята в студенческом возрасте сегодня более грамотные в цифровом плане в силу широкого кругозора, общей развитости современной информационной среды, в том числе образовательной. Эта среда в целом кардинально изменилась. Совершенно другой уровень информированности. Они привыкли перерабатывать совершенно иные объемы информации. Раньше мы шли в библиотеку, чтобы посидеть за книгой – это не идет ни в какое сравнение с объемами и скоростью потребления информации, которые привычны для современного студента и позволяют очень быстро и эффективно продвинуться в понимании изучаемого предмета, подхода или методики. У них значительно больше возможностей для самостоятельной работы, и они к этому более готовы.
Какие задачи, цели Вы бы сегодня определи как главные в своей работе руководителем департамента?
Мы обучаем инженерии, и это главное. Инженер должен знать «железо», он должен понимать, как работает архитектура, как работает система команд, многое другое, что составляет саму суть инженерного дела, ее основы. Есть такое понятие – основы инженерного дела, даже Президент РФ недавно упомянул такое понятие. Знать основы инженерного дела означает быть инженером, специалистом. Наша задача – дать именно эти основы.
В юбилей все поздравляют юбиляра. А что Вы, как юбиляр, хотели бы пожелать студентам и сотрудникам Вашего департамента, МИЭМа?
В последнее время МИЭМ проходит путь к тому МИЭМу, который создавался его первым Ректором (Евгений Викторинович Арменский – ред.). Время сегодня и тогда во многом схожее: что тогда, что сейчас воспитание инженерных кадров приобретало особенное значение в масштабах государства. Мне кажется, что МИЭМ сейчас совершает путь во многом к самому себе классического периода расцвета, и последние решения – на уровне руководства и ВШЭ, и МИЭМ – свидетельство тому. И пожелание только одно: так держать! Всем нам, миэмовцам!