• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Миллион показов и контракт с VK Games

Завершилась олимпиада школьников НТО, прошедшая 13-18 марта в Учебном Центре “Вороново” НИУ ВШЭ. Наша редакция уже рассказывала о начале этого выезда. Но все самые яркие события ждали впереди.

Миллион показов и контракт с VK Games

Андрей Тарасов

НТО - это командная Олимпиада, поэтому изначально все ребята уже были разделены по группам. Для расширения круга общения и снижения конкурентного напряжения были созданы отряды из двух-трёх команд одного и того же профиля. В этом составе ребята ходили на завтрак, обед и ужин, проводили вечерние мероприятия и собирались на дневные встречи для текущего обсуждения вопросов по заданиям Олимпиады.

Дмитрий Истомин, г.Екатеринбург: GameDev - любовь, а НТО - способ получить призы и 100 баллов к ЕГЭ, занимаясь любимым делом. Я познакомился с геймдевом в “IT-кубе” (центр цифрового образования) и понял, что это моё, и я хочу в этом развиваться. Главное захотеть и полюбить создавать игры также, как и играть в них.

Белых Матвей, г.Екатеринбург: Когда я приехал на финал,  удивился, что меня знала половина ребят (всё-таки, я был активным в беседах, плюс во всех социальных сетях стоит фотография на аватарках). Мне очень понравились мотивированные люди с нашего направления и организаторы, которых я буду ещё долго вспоминать с улыбкой (отдельная благодарность Марселю, Егору и Илье). Предметный тур можно описать одним словом - “боль”. После пошла командная деятельность. Здесь мы с сокомандником решили работать ночью посменно (был один общий ноутбук), поэтому спали по 2,5 часа. Но, даже не смотря на это, все пять дней НТО я был очень заряженным. А из-за фантастических розеток в комнате мы с геймдизом часто были “заряженными” буквально. 

И всё-таки, большинство времени уходило именно на работу по олимпиадным кейсам. Для участников было выделено несколько аудиторий: две для “Спутниковых систем” и одна для “Разработки компьютерных игр”. В помещениях всегда находились кураторы и научные наставники, готовые ответить на все вопросы школьников и помочь им разобраться с возникающими багами. Но деятельность финалистов не была привязана к лаборатории. В некоторых ситуациях  свободное перемещение даже было обязательным критерием для успешного выполнения заданий: например, на секции “Разработки компьютерных игр” ребятам понадобилось срочно записать реплики персонажей.  На помощь приходили коллеги, кураторы, организаторы и даже работники УЦ со всего корпуса!

На профиле разработки спутниковых систем одной из ключевых задач было создание собственной платы микроконтроллера. Школьникам необходимо было владеть (или оперативно овладеть) навыками паяния. Мастерская находилась отдельно от рабочих аудиторий, участник сопровождался куратором и находился под контролем ответственного за безопасность. Но и в этих условиях не обошлось без креативности. Параллельно с выполнением кропотливой и точной работы по дизайну платы ребята слушали аудиокниги, подключались на онлайн встречи с сокомандниками, додумывали задания предыдущих дней. 

Возможно, кажутся непривычными свободное перемещение, многодневное решение кейсов, обсуждения в перерывах. Обычно на Олимпиадах выдаётся конкретное количество задач и строго определённое время, за которое участник должен справиться и сдать свои ответы комиссии. Но не здесь. По похожим правилам построены лишь два академических индивидуальных тура в начале смены: спутникостроители сдали физику и математику, гейм-разработчики решили информатику и математику. Но основной командный этап был разбит на несколько дней, при этом задание одного дня можно было сдать и в следующие дни с некоторым понижением баллов. В случае технических трудностей или непредвиденной сложности “дисконты” продлевались. Не переживайте за списывание, командная работа допускала использование интернета, подручных средств, дополнительные литературы. Некоторые участники также изъявляли желание передохнуть, попить чаю во время тура. Организаторы учитывали все поступающие просьбы. На этаже все время дежурил вожатый, следящий за сменой локаций школьников на точке проведения.

Многие принципы организации работы в командах были закреплены с начала участия в отборочных состязаниях Олимпиады. Финал проводился по той же соревновательной системе, что и предшествующие ему этапы.

Султанов Арман, г.Красноярск: До финала были ещё этапы: первый - индивидуальный, где мы решали олимпиадные задачи по предметам профиля (в частности, на “Спутниковых системах” это были информатика и физика). После было необходимо найти или сформировать команду. Именно на этом моменте определялись роли участников. Мы вместе выполняли задачи профиля по каждой.

Команда олимпиадного проекта - малая копия рабочего производственного отдела. Участники отвечали за свои сферы деятельности.

Янушевский Николас, г.Балашиха: В нашей команде было 2 дизайнера, 1.5 кодера и 0.5 геймдизайнера, потому что тимлид писал механики и, в то же время, настраивал баланс. Кстати, я бы сделал значение командного проекта выше, не 70-15-15, а 80-10-10, потому что дизайнерам не требуется углублённо разбираться в программировании, достаточно знать азы.

Султанов Арман, г.Красноярск: О распределении ролей: всего их было 4 - инженер связи, схемотехник, программист микроконтроллеров и баллистик. На финал наша команда приехала не в полном составе: один сокомандник прошел в финал двух профилей, которые совпадали по времени проведения. Получилось так, что нам не хватало баллистика. Однако были и другие ребята, попавшие в схожую ситуацию. Один из них присоединился к нашей команде. Компетенций баллистика он не имел, поэтому сначала занимался задачами программиста. Такое распределение оказалось совсем не выигрышным, поэтому, после нескольких обсуждений внутри команды, было решено каждому заниматься задачами только одной роли. Но мы все равно помогали друг другу при возникновении сложных ситуаций, да и организаторами не было запрещено "смешение" ролей.

Было бы неправильно скрывать, что ребятам приходилось засиживаться до ночи с задачами. Конечно, Олимпиада потребовала от них большого усердия и постоянного поиска информации. Но есть и те, кому участие давалось легко. Если оставалось время и желание вечернее время, они могли посетить развлекательные мероприятия, подготовленные организаторами выезда. Как правило  это были командные квесты и интеллектуальные игры. Например, “О, счастливчик”, “Зоопарк”, “Своя игра”.

Никто не запрещал и удалиться после тяжёлого дня отдыхать (или ещё больше работать) в комнату. Проживание финалистов было организовано на высоком уровне. Помимо удобств в номерах обустраивалась рабочая зона, софы для размещения гостей, места отдыха.

Янушевский Николас, г.Балашиха: Проживание нас полностью устраивало. В номере был диван и рабочий стол, сидели всей командой до 3 ночи в приятной обстановке. Впрочем, это было обыкновенное  рвение к победе. Касательно еды, я  "оторвался по-полной". Кстати говоря, после этой поездки у меня появилась страсть к салатам, так что я ни о чем не пожалел. 

Вечернее время могло быть посвящено и посещению лекций от партнёров выезда, в частности, своим опытом работы и мыслями о современных тенденциях отраслей делились эксперты компании VK. 

Взаимодействие с такими крупными игроками рынка несомненно сыграло огромную роль в дальнейшей профориентации и академическом пути ребят. В качестве источника мотивации всем участникам были выданы стартерпаки НТО и компаний-партнёров, содержащие брендированный блокнот, ручку и графичные стикеры. За активное участие в мероприятиях олимпиады ребятам доставались значки VK, а победителям НТО выдавались шоколадки, носки, спортивная бутылка с известными логотипами.

Результат в Личном зачёте каждого участника зависел от общего командного проекта и индивидуальных академических достижений в пропорции 70:15:15. На протяжении всего времени соревнования действовала турнирная таблица, отражающая актуальное состояние конкурсного списка. Несмотря на то, что практически постоянно участники могли сориентироваться о своей позиции, итог стал для всех сюрпризом. 


Белых Матвей, г.Екатеринбург: После сдачи репозиториев у нас началась презентации проектов. Мы с коллегами заранее обсудили, что будем вставать и максимально хлопать на особо отличившихся командах. Решили, что жюри оценит креативность: подготовили убедительный текст для своей защиты, но не отказались и от импровизации и шуток в тему. У нашей команды 2 человека вышли на представление в тапочках - это было смешно. Для меня выступление на такой большой зал было впервые, я очень рад, что всё получилось!

Финальные результаты были объявлены на закрытии, в пятый день проведения Олимпиады. Каждое направление выбрало победителей и призёров (по правилам их число не могло превзойти 25% участников) и одну лучшую команду, результаты работы которой представители компании-партнёров обеспечат дальнейшим продуктовым продвижением. 

Шумилов Роман, г.Мытищи: К результатам нашей команды лично у меня претензий нет. Критерии оценки были изначально известны, разделены по группам, соответствующим ролям в команде. То есть каждый участник отвечал за конкретный набор критериев. При этом задачи у людей с разными ролями могли быть связаны. 

В завершение торжественного закрытия гости посмотрели яркий номер от кураторов и сфотографировались на память всем профилем. Выезд закончился, но длинная и яркая история НТО продолжается!

Марсель, организатор, геймдизайнер ninsar.games: “Я считаю, что финал НТО - это то место, где нужно знакомиться и искать своих единомышленников! Сейчас мы продолжаем общаться в общих чатах, кто-то собирается в новые команды, кто-то своим старым составом хочет продолжать делать игры, а мы (наставники) пытаемся поддерживать их и дальше: создали дискорд сервер с тематикой gamedev, я провел стрим, поиграв во все игры финалистов. Верю, что наше gamedev комьюнити будет продолжать стремительно развиваться и дальше!”

Данил, организатор, “Образование будущего”: “Основной темой финала стало межспутниковое взаимодействие. Участникам предлагалось спланировать миссию и реализовать полную циклограмму полёта двух спутников, начиная со стабилизации в магнитном поле и обработки данных с имитатора полезной нагрузки и заканчивая получением и расшифровкой сигнала со спутника на «земле». Этот год не стал исключением, и команды показали высший пилотаж, несмотря на то, что сложность задач сопоставима с теми, что решают профессиональные «спутникостроители». Участникам остаётся только пожелать дальнейшего развития и реализации себя, ведь они – будущее нашей космической отрасли.”