• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«МИЭМ не зависает на паузе, а все время ищет и внедряет новые формы развития»

В учебном центре «Вороново» прошла стратегическая сессия МИЭМ, главной целью которой стала разработка комплексной программы развития платформы проектного инженерного образования в институте.

«МИЭМ не зависает на паузе, а все время ищет и внедряет новые формы развития»

С 26 по 28 января в подмосковном учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» прошла традиционная стратегическая сессия, участниками которой стали сотрудники и преподаватели МИЭМ, НИУ ВШЭ и компании VK, стратегического партнера института.

Сессия была посвящена разработке комплексной программы дальнейшего развития проектного инженерного образования в институте. На первой общей встрече директор МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Крук обратил внимание, что современные потребности общества и отечественной индустрии ставят задачу формирования такого инженерного образования, которое позволит готовить не просто инженеров, обслуживающих существующие комплексы, а инженеров-разработчиков, способных создавать новые продукты и обладать практическими навыками их внедрения и сопровождения на всем жизненном цикле. Такая задача требует быстрой перестройки образования, на уровне как бакалавриата, так и магистратуры, зачастую в режиме эксперимента, поскольку уровень новых задач требует совершенно новых механизмов, методов и подходов к подготовке специалистов.

 

Сергей Тумковский, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

 

С 2018 года МИЭМ перешел на проектную модель обучения. За четыре года ее реализации мы накопили большой опыт, и пришло время определиться в направлении ее развития. Изменения, происходящие в стране, требуют специалистов, способных решать задачи на всем жизненном цикле создаваемых изделий. Подготовка таких специалистов, в свою очередь, требует трансформации образования с учетом современных цифровых платформ, используемых при проектировании и производстве изделий. Обсуждению вопросов подготовки таких специалистов с учетом развития проектной модели и была посвящена сессия

Программа комплексной перестройки системы образования в бакалавриате - в первую очередь по инженерным специальностям – по сути является дальнейшим развитием системы образования в МИЭМ, где проектная деятельность уже на протяжении нескольких лет является неотъемлемой частью этой системы и, во многом, драйвером изменений всей образовательной модели института.

Именно поэтому первое пленарное заседание сессии было посвящено анализу различных практик проектного обучения в МИЭМ, прежде всего тех, которые реализуются в тесной коллаборации с компаниями, являющимися партнерами МИЭМ – VK (на примере совместной с МИЭМ инженерно-математической школы), ИнфоВотч, Webinar, МЦСТ. Впоследствии во время сессии неоднократно и постоянно подчеркивалось, что современное образование в инженерных областях возможно только в тесном сотрудничестве с компаниями и организациями, представляющими реальный сектор как в области коммерческой деятельности, так и в области государственного строительства.

Основное время работа шла в проектных группах, в каждой из которых рассматривались важнейшие организационные и смысловые компоненты новой образовательной модели.

Основное внимание рабочей группы под руководством Сергея Полесского было уделено изменению образовательной модели бакалавриата для программ «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и «Информатика и вычислительная техника». Перед группой стояла задача определить основные контуры новых рабочих программ, спроектировать образ инженера-разработчика, которого МИЭМ планирует выпускать, наметить план внедрения новых образовательных треков по направлениям «электронная техника» и «технологические решения для горнодобывающей промышленности».

Секция, руководимая заместителем директора МИЭМ Сергеем Аксёновым, была посвящена формированию архитектуры и состава технологического полигона (комплекса программно-аппаратных средств) для платформы проектного инженерно-математического образования в МИЭМ. Формирование такого комплекса, определение его структуры и, главное, определение флагманских направлений, требующих оснащения современными технологиями и устройствами – область предметной работы группы.

Еще одна группа уделила особое внимание обсуждению различных форм проектной работы, при этом в фокусе внимания стали недавно созданная в НИУ ВШЭ инженерно-математическая школа, организованная и функционирующая совместно с компанией VK, и поиск модели проектной работы для подготовки инженеров-разработчиков совместно с индустриальными партнерами.

Всегда и независимо от времени, стоящих задач важнейший показатель эффективности образования – выстроенная единая образовательная среда, включающая в себя множество компонентов. Это и лаборатории, и рабочие проектные и научно-проектные группы, и современные формы академического и научного нетворкинга, удобные коворкинговые пространства, и, уже в наше время, наличие единой цифровой экосистемы, удобной для всех участников образовательного процесса – студентов, преподавателей, представителей учебного офиса и административного звена. Группа, обсуждающая дальнейшее развитие и определение структуры такой среды под руководством Ильи Иванова, в частности, выступила с предложением создания Путеводителя студента на единой электронной платформе, где каждый студент и даже абитуриент может при помощи удобного интерфейса и внедренных в систему решений на основе технологий ИИ смоделировать свою образовательную траекторию от момента поступления до момента окончания бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (в зависимости от личных задач и собственного представления о наиболее эффективной для себя модели будущей профессиональной самореализации). 

 

Вероника Прохорова, заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ

 

В МИЭМ стало доброй традицией начинать очередной «революционный» этап с сессии в Вороново. Формат стратегической сессии позволяет сконцентрировать внимание собравшихся на решении непростых задач, от решения которых зависит судьба трех тысяч человек – студентов, преподавателей и сотрудников МИЭМ. Ведь, несмотря на некоторое устоявшееся мнение о жизни во времена перемен, МИЭМ не зависает на паузе, а все время ищет и внедряет новые формы развития. И я думаю, что наша сила именно в этом стремлении не бояться изменений, а воспринимать вызовы времени как драйверы, позволяющие нам двигаться вперед.