Сегодня Александру Николаевичу Тихонову исполнилось бы 75 лет
Александр Николаевич Тихонов окончил МИЭМ в 1972 году и в нём же начал свою трудовую деятельность. Уже в студенческую пору его отличали высочайшая работоспособность и лидерские качества, которые в полной мере проявились в последующие годы. В 1986 г. А.Н. Тихонов одним из первых в стране на демократической основе был избран на должность ректора МИЭМ. В этой должности он проработал до 1990 года. Длительное время, с 1990 по 1999 год, А.Н. Тихонов занимал ключевые посты в сфере государственного управления образованием и наукой. С 1998 г. по 1999 он являлся Министром общего и профессионального образования РФ.
Именно Александру Николаевичу довелось вновь возглавить МИЭМ в 2012 году в период присоединения к Вышке, перестраивая всю ткань образовательного процесса, научно-исследовательской работы, жизни института в целом.
Чувство такта, интеллигентность, умение слушать и слышать, брать на себя ответственность, творческий подход к решению сложных задач – эти и многие другие качества всегда были маяком для всех миэмовцев, ориентиром в их собственной работе. Мы сегодня собрали некоторые воспоминания тех людей, которым довелось не только знать Александра Николаевича, но и тесно взаимодействовать с ним в работе и жизни.
Львов Борис Глебович
Департамент электронной инженерии: Руководитель департамента
Я работал с Александр Николаевичем под его началом с 1973 г. Отмечу одну особенность его работы. На мой взгляд, он всегда не соответствовал своей должности. Он всегда намного превышал уровень того места, которое занимал. Такого работника либо задвигают, «не высовывайся», что бывает нередко, либо начальство ничего не может сделать, кроме как продвигать такого сотрудника. Второй вариант: другого не могло быть для Тихонова.
Я знал его руководителем группы, начальником СКБ, заведующим кафедрой, проректором, ректором. В чем секрет его успеха? Да, высокий профессионализм, широкий кругозор, неординарность мышления, масштабность. Но не только это.
Опережающее видение необходимых потребностей, формулировка ясных целей, четкая постановка масштабных задач, прекрасное знание людей, умелый подбор творческой команды-команды единомышленников. Убеждение и мотивация один из основных методов его работы. Личное обаяние, оказание помощи по любому вопросу.
Вот пример. Будучи проректором, а затем и ректором, Александр Николаевич в середине 80-х годов организовал в МИЭМе и возглавил по заданию и совместно с МЭП крупномасштабную работу по созданию гибких автоматизированных производств в электронной промышленности.
Были задействованы десятки предприятий, отраслевых НИИ, академические институты. Москва, Зеленоград, Саратов, Ужгород, Минск, Выборг, Брянск, Фурманов и др. Уже тогда по сути была осуществлена интеграция образования, науки и производства, созданы научно-образовательные центры. МИЭМ осуществлял разработку ключевых компонент управления производством без участия человека. Были получены весомые результаты. Знаете, я тогда изменил свою профессиональную научную деятельность, вот пример влияния Тихонова. Но, к сожалению, работа была не завершена. Наступили 90--е годы. Затем работа заместителем министра, министром МОН, руководство «Информикой», и снова руководитель МИЭМ. Где бы ни работал Александр Николаевич, там успешное решение задач и проблем и прогрессивное развитие.
Каперко Алексей Федорович
Департамент электронной инженерии: Профессор
Судьба, заслуживающая подражания
Я познакомился с Александром Николаевичем в 1978 году, когда после окончания института пришел устраиваться на работу в СКБ (студенческое конструкторское бюро – ред.) МИЭМ. Александр Николаевич был в это время руководителем СКБ, и в это время коллектив бюро стал лауреатом Премии Ленинского комсомола. Александр Николаевич активно занимался модернизацией растровых электронных микроскопов с использованием современных вычислительных средств и специализированного программного обеспечения. Его докторская диссертация была посвящена разработке методов контроля и моделей обработки изображений на базе компьютеризированного растрового электронного микроскопа. Интерес к использованию современной вычислительной техники и возможностей применения сетевого взаимодействия между учеными у Александра Николаевича был всегда. Особый талант и организаторские способности проявились у него на административной работе в Государственном комитете РСФСР по делам науки и высшей школы. Обладая даром руководителя, он активно продвигал работы по созданию в России федеральной компьютерной сети RUNNet для научной и образовательной сферы. Успехи в области инфокоммуникационных технологий сегодня во многом являются большой заслугой Александра Николаевича.
Оглядываясь на неутомимую деятельность Александра Николаевича, можно сказать, что его мысли и желание создать в России информационную образовательную среду заложило основу современного научного познания и возможность сохранить все, что было наработано выдающимися учеными в предыдущие десятилетия.
В день 75-летия со дня рождения академика Российской академии образования А.Н. Тихонова я считаю, что судьба Александра Николаевича заслуживает подражания.
Иванников Александр Дмитриевич
Профессор, главный научный сотрудник Института проблем проектирования в микроэлектронике РАН
Кое-что об А.Н. Тихонове
Воспоминание 1.
О том, как создавался портал «Российское образование»
Будучи первым заместителем министра высшего образования, а затем министром, Александр Николаевич Тихонов большое внимание уделял развитию в высшей школе современных информационных технологий. Так, он инициировал создание в вузах России центров новых информационных технологий (ЦНИТов), а впоследствии введение должностей проректоров по информационным технологиям. Это были девяностые годы. Персональные компьютеры и Интернет только появлялись. Оптоволокно было безумно дорого, в основном связь с Интернет осуществлялась по телефонным линиям. Тем не менее, это был период реального появления методов дистанционного обучения, которое развивалось, естественно, на базе обычного заочного, но приобретало совершенно новое качество в связи с прорывным развитием информационных технологий - электронной почты, Интернета, видеовещания через спутниковые каналы связи, мультимедийных технологий.
В вузах России было создано более сотни ЦНИТов, к работе которых были привлечены молодые наиболее восприимчивые к новому специалисты. Впоследствие из директоров ЦНИТов вышли ректоры вузов, проректора по научной работе, заведующие кафедрами.
Большое внимание Александр Николаевич уделял созданию отечественных средств спутниковой магистральной связи. В частности, помню, что в дворе Люсиновки – Министерства высшего образования России - стояла спутниковая станция «Славянка», созданная в ОКБ МЭИ.
Впоследствии, когда он ушел с поста министра и стал директором НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», к своим основным заботам по ИТ добавил содержательный аспект. По телекоммуникациям ведь надо что-то полезное передавать, Интернет надо чем-то содержательно наполнять. Так у него совместно с ректором НИУ ВШЭ Кузьминовым появилась идея создания Интернет-системы образовательных порталов, в которых хранился бы большой набор электронных образовательных ресурсов по различным направлениям и уровням образования, а также исчерпывающая справочная информация по образовательным учреждения России и системе российского образования вообще. Содружеством научно-исследовательских организаций и ведущих ВУЗов такая система была создана, ежедневное количество обращений к центральному порталу «Российское образование» исчислялось десятками миллионов.
Воспоминание 2.
О том, как миэмовцы первые в стране осуществили электронную регистрацию участников большого съезда в Кремлевском дворце съездов.
В 1988 году ЦК КППС решило провести Всесоюзный съезд работников народного образования. Основные заседания проходили в Кремлевском дворце съездов, регистрация делегатов должна была проходить в Большом кремлевском дворце, в Грановитой палате. Съезд, естественно, состоялся, вот ссылка на имеющейся в Интернете стенографический отчет Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/vsesoyuzny-syezd-rabotnikov-narodnogo-obrazovaniya_1990/
Молодой ректор МИЭМ А.Н.Тихонов вызвался организовать регистрацию делегатов съезда в Большом кремлевском дворце, но на современном уровне, с использование персональных ЭВМ и компьютерных баз данных. Это сейчас задача не сильно сложная, а тогда персональный компьютер видели не все преподаватели вузов. Как настроить программное обеспечение, как объединить компьютеры в сеть, кто будет грамотно наполнять базу данных по предварительным сведениям, кто будет проводить очную регистрацию делегатов и вносить исправления в данные, если это будет необходимо?
Ректор поставил задачу перед факультетом Автоматики и вычислительной техники МИЭМ: вы тут вроде как специалисты, вот вам три недели, чтобы к открытию съезда компьютеры, на которых будет проводиться регистрация делегатов, стояли в Большом кремлевском дворце, готовые к работе, и чтобы молодые студенты нашего вуза были теми, кто осуществляет эту компьютерную регистрацию!
Персоналок в МИЭМ тогда не было, но в Минобре на Люсиновской был экспериментальный класс персоналок. Афанасьев Валерий Николаевич тогда работал руководителем департамента на Люсиновской. Он организовал временной размещение этого класса в МИЭМ, что позволило установить и проверить программное обеспечение, заполнить базу данных делегатов по предоставленным министерством данным, обучить студентов работе с системой. Ведущую роль в нахождении и установке нужной сетевой базы на компьютеры для регистрации сыграл Владимир Александрович Старых. И в назначенный срок сеть из персональных компьютеров была установлена в Кремле, регистрация делегатов прошла успешно.
Студентам было разрешено сделать групповую фотографию в Большом Кремлевском дворце.
Бондаренко Геннадий Германович
Профессор Департамента электронной инженерии
Вспоминается сентябрь 1981 года. Я, тогда доцент кафедры материаловедения, был послан комиссаром со студенческим отрядом МИЭМ на сельхозработы (как говорили тогда, «на картошку»). В один из солнечных дней на нашу базу, в пионерлагерь близ поселка Михнево, приехал Александр Николаевич Тихонов, бывший тогда заместителем секретаря парткома МИЭМ. Так получилось, что в это время у нас шла замена командира отряда; назначенный на эту должность преподаватель военной кафедры еще не подъехал, и я временно оставался один в руководстве отрядом. С Александром Николаевичем я к тому времени был хорошо знаком, поскольку он в СКБ МИЭМ руководил исследованиями по созданию и совершенствованию электронных микроскопов, а я в начале 70-х годов защитил кандидатскую диссертацию по электронно-микроскопическому исследованию металлических структур, и мы часто обсуждали профессиональные вопросы. Поэтому встретились мы, как старые добрые знакомые.
Сразу же после его приезда мы поехали изучать фронт наших «миэмовских» работ. Встретились с руководителями совхоза, которому студенты МИЭМ помогали собирать урожай; они тепло благодарили наш институт за хорошую работу, и Александру Николаевичу это было очень приятно. Затем мы вместе со студентами пообедали в «полевой» столовой, убедились, что ребят хорошо кормят. Александр Николаевич вел себя со студентами просто и непринужденно, много шутил, смеялся, им это очень нравилось. В послеобеденное время мы поехали объезжать поля и сами поучаствовали в процессе сбора картофеля, пройдя несколько грядок бок-о-бок со студентами.
Вечером Александр Николаевич вместе со мной посетил корпуса, где размещались студенты, побеседовал с бригадирами-сотрудниками института и ребятами. Беседа получилась очень задушевной, причем Александр Николаевич внимательно выслушал рассказы студентов об их работе и быте, их пожелания и просьбы, никого не перебивая. Вообще умение слушать, свойственное интеллигентным людям, было замечательной чертой его характера и поведения. Студенты даже дали в этот вечер небольшой концерт.
Оставшуюся часть вечера мы с Александром Николаевичем играли в шахматы, сыграли несколько партий; он был очень азартен и хорошо играл.
Хорошее было время, мы были молоды и счастливы!