"Я чувствую свою обязанность заинтересовать, не спугнуть!"
Как возникло желание стать преподавателем? Оправдались ли ожидания от работы?
Ещё с детства окружающим людям было понятно, что моё призвание – быть учителем. Неудивительно, я из педагогической семьи: мама и бабушка были связаны со сферой образования. Склонность к педагогике начала активно проявляться во время обучения в школе, но перетекать в профессию стала в институте (иногда нужно было провести занятия с абитуриентами или студентами на факультете). Когда подходило к концу моё обучение, сообщила своему академическому руководителю о планах остаться работать преподавателем в МИЭМе. Разумеется, такое желание выпускницы «Компьютерной безопасности» сильно удивило его!
Сейчас я очень довольна местом своей работы. Чтобы стать преподавателем, можно было закончить педагогический университет, но я ни разу не пожалела о том, что поступила в МИЭМ. Возможно, моя нынешняя должность менее «крутая», чем у одногруппников, но я счастлива находиться здесь – это мой кайф и это приносит мне счастье!
Тяжело ли было влиться в работу в самом начале преподавания?
Не было сложностей с тем, чтобы выйти к аудитории, начать взаимодействовать с коллективом и привлекать внимание – эти навыки педагогической профессии у меня были давным-давно отработаны. Проблема состояла в том, что на начальных этапах не хватало заготовок по учебным материалам. Понятно, что существуют учебники и методички, но нужно было составить адаптированную под себя учебную программу. В первый год подготовка к каждому семинару занимала день-два. Сейчас уже проще, поскольку все наработки скапливаются, и по возникающим моментам можно заглянуть в соответствующий конспект. Аудитория всегда разная, и иногда приходят «звёздочки», которые хотят услышать материал, сильно выходящий за рамки плана. Моя подготовка должна соответствовать уровню их интереса!
Какие ваши любимые курсы для преподавания? Есть ли дополнительные проекты, которыми вы занимаетесь в университете?
В студенчестве меня часто привлекали в проекты по взаимодействию с абитуриентами. Это до сих пор моя отдушина. Очень люблю работать со школьниками и в профориентационных программах, и в общеобразовательной развивающей деятельности. Например, миэмовский лекторий «Будущему инженеру», где я регулярно выступала с научпоп-лекциями по математике. Такие встречи - всегда очень интересный опыт, особенно когда приходят мотивированные ребята с горящими глазами, стремящиеся узнать что-то новое и понять себя.
В ходе работы я осознала, что, если тебе не нравится предмет – ничего провести не получится. Поэтому, когда меня не цепляют какие-то дисциплины, стараюсь дополнительно почитать или пройти курсы для большей вовлечённости. Фавориты, конечно, есть. Матанализ был моей отдушиной во время учёбы, и я была очень обрадована, когда мне дали его вести. Кроме того, сильно увлекаюсь криптографией (математические методы защиты информации). Основы этой науки очень показательны и доступны даже школьникам, так что, если меня просят провести что-нибудь абитуриентам, всегда готовлю этот раздел. Есть различные по длительности курсы, и для каждого я отдельно анализирую, как глубоко мы успеем пройти темы и какой математический аппарат нужно отдельно дать. Основная цель в этой работе – заинтересовать ребят.
Что нужно делать, чтобы заслужить звание лучшего преподавателя?
По поводу конкурса: я давно о нём слышала и знала, какие преференции он даёт. Но «рецепта» победы так составить и не смогла. Решила просто вести занятия и вкладываться в профессию. О первой своей победе узнала от друга, случайно увидевшего списки на сайте. Конечно, удивилась. В этом году работа уже двигалась проще, ничего особого для повторной победы в конкурсе я не делала.
Почему меня выбирают? Непростой вопрос. Понятно, что у всех студентов разные точки зрения на преподавателей. Моя философия состоит в том, что не получиться научить человека многому, просто показав пример. Поэтому семинары у нас всегда проходят в активном режиме, мы всё делаем вместе, рассматриваем множество способов, обсуждаем. Эта работа очень энергозатратна для педагога и сильно выматывает, но даёт результат. Ребята не дистанцируются от меня, ведь я молодой преподаватель, хорошо понимаю их интересы и ощущения, открыта к диалогу и по учёбе, и по личным вопросам. Я люблю разговаривать со своими студентами и использую простой неперегруженный терминами и интонациями язык. Возможно, всё это меня отличает от других преподавателей.
Как проходила работа в дистанционном формате?
Все мы индивидуальны. Есть разные преподаватели с разными скиллами, кому-то работа в онлайне удобна и подходит, другим приспособится сложно. С другой стороны, какие-то предметы прекрасно ложатся в дистант, какие-то – нет. Я справляюсь с ведением предметов в обоих форматах. Конечно, личные встречи со студентами и творческое решение задач намного атмосфернее работы через экраны, но и транспортный вопрос играет немалую роль. Некоторые же дисциплины как будто созданы для онлайна – я должна что-то демонстрировать, ребята - смотреть на экран.
Что самое важное для вас в работе со студентами? Откуда черпаете вдохновение?
Все студенты - абсолютно разные личности. Понять человека достаточно легко, всё начинается с того, как он приходит на семинар или экзамен, как далеко он садится, как часто идёт на разговор. В дальнейшем люди сами открываются, сами того не замечая, и становятся всё более интересными. Когда для меня группа – серая безликая масса, 30 человек, которые совсем не понятны как личности, я абсолютно не чувствую этот коллектив, не получаю отклика и очень сильно переживаю по этому поводу. Мне очень важно видеть именно человека, с его интересами, желаниями, мечтами. Когда я ощущаю это, то сильно сближаюсь с ребятами.
Случались ли в вашей работе какие-нибудь интересные и запоминающиеся моменты?
Когда я первый год работала, действовали сильные ковидные ограничения, и мы с одним из потоков создали общий чат в VK для коммуникации. Из-за активности в этой переписке стала часто замечать у себя в ленте записи со страниц студентов. Я узнала, что кто-то из ребят пишет стихи, кто-то поёт. Эти истории помогли мне «через экран» разглядеть их, узнать личностей, которых я никогда не видела вживую. Наша совместная работа длилась полтора года, и после выхода на очный режим у меня возникло желание пересечься с кем-нибудь из желающих в университете. Думала, на встречу заглянет человека три. Я была в полном шоке, когда ко мне пришёл весь поток… Это был великолепный случай из моей преподавательской практики! Он доказал, что люди могут стать важными и значимыми независимо от того, как их разделяют субординационные роли.