• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

МИЭМ: чтобы обеспечить конкурентоспособность

Решением Правительства РФ Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) присоединен к Высшей школе экономики. О перспективах совместной работы двух вузов рассказывает Алексей Шалковский, новый проректор ВШЭ, курирующий вопросы интеграции ВШЭ и МИЭМ.

Алексей Шалковский
Алексей Шалковский
Решением Правительства РФ Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) присоединен к Высшей школе экономики. О перспективах совместной работы двух вузов рассказывает Алексей Шалковский, новый проректор ВШЭ, курирующий вопросы интеграции ВШЭ и МИЭМ.

— Каковы основные стратегические направления развития МИЭМ в связи со слиянием двух вузов?

— Ориентир для развития МИЭМ НИУ ВШЭ (как и других структурных подразделений Вышки) задан Правительством России в 2008 году — необходимо обеспечить конкурентоспособность университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам соответствующего профиля. Для этого необходимо предпринять ряд серьезных шагов, прежде всего расширить магистратуру, привлечь новые научные и педагогические кадры и создать новые исследовательские центры, в рамках которых будет осуществляться подготовка специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов), а также установить устойчивые связи с производством и бизнесом, формирующим рынок труда в соответствующих областях.

— Руководство ВШЭ объявило о том, что прием в магистратуру МИЭМ должен резко увеличиться. По предварительному решению совещания руководителей университетов с деканами МИЭМ в 2012 году здесь будет 100-120 магистерских мест. В связи с этим будут ли открыты новые магистерские программы?

— Сегодня стандарт качественного, элитного образования в высшей школе — это сбалансированная бакалаврская и магистерская подготовка. Но в инженерном образовании до сих пор магистратура занимает несопоставимо малую с бакалавриатом долю. В частности, в 2011 году в МИЭМ соотношение бюджетных бакалаврских и магистерских мест — 408 к 32. Поэтому одной из первостепенных задач для нас является создание новых магистерских программ по перспективным направлениям.

Одной из самых интересных программ может стать магистерская программа по информационной безопасности, открытие которой планируется совместно с факультетом бизнес-информатики ВШЭ. Через три года МИЭМ выпустит первых бакалавров по этому направлению, но уже сегодня на рынке труда наблюдается существенный дефицит квалифицированных специалистов в этой области. Поэтому получившие образование по данному направлению получат стопроцентную гарантию трудоустройства после завершения обучения.

— В начале интервью вы упомянули одну из важных проблем инженерного образования — разрушение связей между производством и образованием, в том числе сказавшееся на трудоустройстве выпускников технических вузов. Как можно изменить сложившуюся ситуацию?

— На мой взгляд, возврат к советской системе с обязательным трудоустройством невозможен, но администрация вуза должна оказывать студентам существенную помощь в профориентации, в выборе предложений. Вузы не должны оставлять своих выпускников один на один с проблемами трудоустройства. Мы ведем переговоры с промышленными предприятиями и концернами, которые заинтересованы в том, чтобы после окончания университета наши выпускники приходили к ним.

С этой целью планируется открытие магистерских программ на базовых кафедрах, которые создаются при участии концернов и холдингов, например, «РТИ-Система», «Сириус», «Вега», «Созвездие». Они должны стать одним из каналов, связывающих вуз и реальное производство. Восемьдесят процентов преподавателей на этих кафедрах — это люди из бизнеса, из промышленности, практики, которые реально знают рынок. В том формате, о котором мы ведем речь, руководитель кафедры — это руководитель или первый заместитель руководителя предприятия, и он отвечает успешностью своего предприятия за то, каких специалистов он «закажет» в вузе и по какому направлению.

Кроме того, так как обучение магистрантов по таким программам идет параллельно с научной работой, которую студенты выполняют в интересах концерна и которая оплачивается, то ребята получают шанс зарабатывать деньги во время обучения. На мой взгляд, это некий аналог аспирантуры полного дня, которая открыта в Вышке. Только здесь уже не бюджетная стипендия, а заработок. И я надеюсь, что он будет больше, чем академическая учебная стипендия. Благодаря подобному формату сотрудничества с компаниями студенты выходят на рынок труда с двухлетним опытом работы, а соответственно, они могут претендовать на более высокую стартовую зарплату по сравнению с выпускниками других программ.

— Подобное слияние — это сложный, многоуровневый процесс, требующий учета интересов всех контрагентов. Какие сложности вы видите на этом пути?

— Основная сложность — это сроки. Поэтому, прежде всего, необходимо в кратчайшее время завершить аудит — во-первых, с точки зрения востребованности тех специальностей, по которым сейчас ведется подготовка в МИЭМ, и во-вторых, с точки зрения оценки соответствия рынку труда того количества выпускников, которые оканчивают вуз по разным направлениям.

— В Вышке уделяется большое внимание международному сотрудничеству, работе с иностранными университетами. Какие перспективы вы видите в этом направлении?

— Я бы обратил внимание на нетрадиционные для наших межвузовских партнерских отношений рынки (это, скажем, Индия, Бразилия, Южная Корея), где сейчас в образовании динамично развиваются технические направления. Возможно, сотрудничество с этими странами будет даже более интересно и перспективно, чем работа с европейскими и американскими вузами, которые относительно «избалованы» вниманием с российской стороны.

— Как будет строиться кадровая политика в институте, отразятся ли перемены на профессорско-преподавательском составе МИЭМ?

— В МИЭМ есть хорошие научные коллективы и педагогические кадры: к примеру, имеется научный потенциал, связанный с разработками в области высокотехнологичной медицины, исследованиями для госкорпораций, в том числе в рамках технологических платформ, которыми активно занимается Вышка. И здесь есть широкий спектр возможностей для молодых исследователей, привлечение которых является одной из важных задач кадровой политики нового университета.

Сейчас обсуждается идея трехлетней работы в МИЭМ молодых кандидатов наук из различных технических вузов страны с последующим возвращением их в альма-матер.

В МИЭМ постоянно будут поступать молодые кадры — талантливые исследователи, представители различных научных школ. Последний аспект мне кажется очень важным — в России существует несколько сильных научных школ технического профиля, развивающихся в отдельных вузах, и нам бы хотелось привлечь людей из разных вузов.

Кадровая политика должна строиться с учетом специфики дисциплин. Например, я убежден, что программированию, микроэлектронике должны учить молодые, так как это отрасли знаний, которые очень динамично меняются. Человек в 35 лет уже перестает быть программистом как таковым — или он находит себе новую нишу, или уходит из собственно программирования в менеджмент. Если вы обратите внимание, кривая зарплаты «чистого» программиста такая же, как и у футболиста: 35-38 лет — предел, и дальше постепенное снижение по зарплате. При этом есть дисциплины, где возраст совершенно не имеет значения, человеку может быть и восемьдесят, а он будет поражать ясностью ума и трудоспособностью.

— Каким образом, на ваш взгляд, объединение двух вузов может повлиять в целом на ситуацию в инженерном образовании? Каков ваш прогноз?

— В связи с присоединением МИЭМ к Высшей школе экономики Вышка выходит на рынок технического образования. Появление такого мощного игрока как МИЭМ НИУ ВШЭ может существенно изменить ситуацию в инженерном образовании страны. Например, есть все шансы, что таким образом будет решена задача по подготовке кадров менеджмента на основе базового технического образования. При этом очевидно, что увеличение бюджетных мест в технических вузах, укрупнение вузов и другие реформы в области инженерного образования сами по себе не решат проблемы. Эти усовершенствования должны сопровождаться изменениями в промышленно-производственном комплексе. Необходимо создать условия для того, чтобы в высокотехнологичном сегменте трудилась значительная доля населения страны (если конкретнее, в ряде выступлений председателя Правительства Владимира Путина говорилось о 25 миллионах человек). Это тренд, которому должна следовать страна, если мы не хотим остаться ресурсным придатком для развитых стран. И для этого многое должно измениться.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ