• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Совместный бренд МИЭМ и ВШЭ привлечет лучших абитуриентов»

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года к Высшей школе экономики присоединен Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) и два учреждения дополнительного профессионального образования в Москве и Санкт-Петербурге. О том, как будет проходить объединение и как оно отразится на студентах и преподавателях МИЭМ, в интервью РИА Новости рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года к Высшей школе экономики присоединен Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) и два учреждения дополнительного профессионального образования в Москве и Санкт-Петербурге. О том, как будет проходить объединение и как оно отразится на студентах и преподавателях МИЭМ, в интервью РИА Новости рассказал первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

— Вадим Валерьевич, кому принадлежит инициатива объединения?

— Министерству образования и науки Российской Федерации. Это не первый случай, когда государство пытается таким образом усилить вузовскую систему, — наиболее показательны федеральные университеты, создавать которые начали еще в 2006 году в рамках нацпроекта «Образование».

— А как давно возникла идея объединения Вышки и МИЭМ? В СМИ она вообще не обсуждалась.

— Она обсуждалась в профессиональном сообществе в прошлом году, но мы не знали, насколько решительным будет министерство. Оказалось, разговорами дело не ограничится.

— Что представляет собой Московский институт электроники и математики?

— Это был один из лучших инженерных вузов страны в советский период — он назывался Московским институтом электронного машиностроения, потом получил нынешнее название, стал техническим университетом. Сейчас вуз переживает не лучшие времена, и это видно по среднему и минимальному баллу ЕГЭ зачисленных студентов, по объемам финансирования исследовательских работ.

При этом в МИЭМ сохранились хорошие научные коллективы, и лишнее тому подтверждение — его победа во втором конкурсе на получение грантов правительства РФ для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых. У вуза есть бренд. И, очевидно, руководство Минобрнауки думает о том, как укрепить этот вуз, придать новый импульс его развитию. Так что наша совместная задача — получить от объединения синергетический эффект.

— В социальных сетях — первые отзывы: Вышка получает «хорошо расположенную недвижимость». Так, на сайте МИЭМ — заманчивые фотографии почти готового нового корпуса в Строгино.

— Наверное, это первое, что приходит людям в голову, но такое объяснение выглядит довольно смешным. Площади МИЭМ невелики, там учатся студенты, работают преподаватели, учеба и работа продолжатся, никто их не отменит.

И Строгино — это, к сожалению, очень далеко от всех наших зданий. Это окраина Москвы, а наши основные здания (за некоторыми исключениями) расположены по оси Мясницкая, Покровка, Ордынка, Шаболовка; между ними — одна-две остановки метро, иногда можно и пешком дойти. Да, у нас дефицит площадей, но присоединение МИЭМ этих наших проблем, увы, не решает.

— А общежития?

— У МИЭМ их нет и никогда не было. В советские годы он был элитным техническим вузом и набирал лишь москвичей, а вот сегодня это одна из причин его слабости — без общежитий очень ограничены возможности привлечения талантливых абитуриентов из регионов. Так что в этом отношении как раз Вышка поможет МИЭМ, предоставляя общежития его студентам. У нас как раз проблема с общежитиями относительно решена.

— Понятно, что у двух вузов есть точки пересечения: в обоих учат экономике, прикладной математике... Но все же, согласитесь, технический университет, созданный в СССР, и социально-экономический университет постсоветской России — совершенно разные организмы.

— Социально-гуманитарные и экономические дисциплины в Вышке преподаются, видимо, значительно лучше, и здесь мы можем помочь коллегам из МИЭМ. Что касается нашего кластера бизнес-информатики, включающего факультет бизнес-информатики, отделения прикладной математики и программной инженерии, то по этим направлениям в МИЭМ очень много специалистов. Хочется верить, что среди них немало достойных ученых и преподавателей, которые усилят наш университет.

По размерам ВШЭ намного больше, чем МИЭМ, хотя это тоже немаленькое учебное заведение. Конечно, корпоративная культура в двух вузах разная, и, чтобы преодолеть различия, придется затратить немало организационных и финансовых усилий. Вышка будет тратить и свои средства. Ведь мы платим преподавателям значительно больше, чем в МИЭМ, и коль скоро коллеги из другого вуза становятся нашими сотрудниками, они смогут участвовать в программах академического стимулирования, конкурсах на проведение исследований…

— Как вы думаете, многие преподаватели МИЭМ смогут соответствовать стандартам Вышки?

— Думаю, да. Те, кто ведет научные исследования, активно публикует их результаты, будут получать наши надбавки и гранты. Требования будут для всех общими.

— А со студентами что будет?

— Все, кто начал обучение в МИЭМ, получат возможность окончить вуз по выбранным специальностям или направлениям. Другие варианты вообще не рассматриваются. А вопрос об объеме, структуре набора в последующие годы будет решаться совместно с коллегами из МИЭМ.

— Есть ли спрос на выпускников МИЭМ на рынке труда? Или же промышленности, для которой этот вуз традиционно готовил кадры, в России уже не существует?

— На специалистов по прикладной математике спрос очень большой. Что касается микроэлектроники, то эту отрасль пытались активно развивать в СССР, попытка была не очень удачной, но предприятия работают, спрос сохраняется.

— Как в МИЭМ отнеслись к объединению?

— Мы с коллегами неоднократно встречались. И ректор, и деканы, и профессура решение поддержали — можно спросить у них. В противном случае Вышка на это бы не пошла.

— Кто будет руководить новыми подразделениями объединенного университета?

— Новым проректором ВШЭ, отвечающим, в том числе, за вопросы интеграции с МИЭМ, назначен Алексей Шалковский — раньше он работал в СПбГУ информационных технологий, механики и оптики.

Научным руководителем МИЭМ согласился стать Александр Тихонов — он более известен как министр образования РФ, начавший организационно-экономическую реформу образования в 1998 году, но еще в советские годы он был ректором МИЭМ, с тех пор не прерывал с ним связь.

В Вышку переходит работать Владимир Кулагин — действующий ректор. И он, конечно, войдет в объединенный ректорат.

Решения о точках роста, о том, что нужно развивать, где реально обеспечить синергетический эффект, будут приниматься совместно. Никаких резких движений не планируется.

— Некоторые эксперты ВШЭ не раз критиковали практику объединения вузов в рамках федеральных университетов: объединение иногда шло чисто механически, с достижением синергетического эффекта были проблемы. Каков ваш рецепт — чего нельзя делать при объединении вузов?

— Нельзя работать, не имея содержательной стратегии развития. Наивно полагать, что если несколько вузов без такой стратегии механически объединят ресурсы, то это само собой породит какую-то новую траекторию. Новое содержание само не появится, оно должно вырабатываться. У Вышки есть стратегия развития на предстоящее десятилетие, теперь мы будем разрабатывать стратегию для объединенного университета. Нужно понимать: любое объединение — это нелегкое бремя, дополнительные риски, организационная нагрузка. Много усилий уходит на то, чтобы новый механизм отладить, чтобы он складно заработал.

— Растворится ли МИЭМ в НИУ ВШЭ? Изменится ли со временем его название?

— Мы планируем сохранить бренд — очевидно, это будет МИЭМ-ВШЭ, структурное подразделение НИУ ВШЭ. Проектный срок на формальное присоединение университета — полгода. А как пойдет интеграция отдельных структур, увидим.

Уверен: объединение брендов МИЭМ и ВШЭ позволит уже в 2012 году побороться за лучших абитуриентов.

 

Борис Старцев