Новый факультет — новые формы обучения
В следующем году в Высшей школе экономики откроется факультет дизайна, и студенты ныне действующего отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ продолжат обучение на новом факультете. О том, чем будет отличаться программа обучения на этом факультете от аналогичных программ в других вузах страны, рассказывает советник ректора, организатор направления «Дизайн» ВШЭ Татьяна Ривчун.
— Татьяна Евгеньевна, прежде всего, давайте уточним, что ожидает преподавателей и студентов отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ в связи с организацией нового факультета? Можно не сомневаться, что этот вопрос сейчас живо интересует не только их, но и абитуриентов бакалавриата, которые подали документы на это отделение.
— На отделении «Дизайн» МИЭМ ВШЭ очень сильный преподавательский состав, который, конечно, продолжит работу в составе нового подразделения. То же касается и студентов — они будут обучаться и дальше, но уже в рамках факультета. Так что переживать ни преподавателям, ни студентам, ни тем более абитуриентам по этому поводу не нужно. Наоборот, надо радоваться, потому что новый факультет мы планируем создать по самым современным международным «лекалам». Во всяком случае мы приложим максимум усилий для того, чтобы он отвечал всем требованиям сегодняшнего рынка труда (причем именно мирового, а не только отечественного) и чтобы новый факультет соответствовал самым передовым трендам собственно высшего образования в области дизайна. Мы предложим программы обучения бакалавриата, магистратуры, а также «короткие» программы дополнительного образования.
— Напрашивается вопрос о том, каковы будут отличительные особенности факультета дизайна, но прежде этого — по каким конкретно направлениям будет идти обучение?
— На нашем факультете будут готовиться специалисты в таких сферах, как графический дизайн, веб-дизайн, теле- и кинодизайн, издательские технологии, дизайн среды (включая архитектуру, дизайн интерьера, мебели), далее — дизайн костюма, реклама, анимация и другие. Словом, все направления, кроме того, что принято называть промышленным дизайном, хотя тут следует оговориться, что четкие границы между узкими направлениями современного дизайна иногда бывает трудно прочертить.
Теперь о самом образовательном процессе. Мы планируем внедрить на факультете новые формы обучения. Под этим, прежде всего, подразумевается введение системы мастерских (или проектных групп). В этих мастерских студенты под руководством арт-директоров смогут выполнять конкретные работы, применяя на практике получаемые знания. Это важный момент: студенты будут выполнять не только и даже не столько «отвлеченно» учебные, сколько именно коммерческие работы. Хотя наряду с учебными и коммерческими проектами, мастерские могут выполнять и работы в социально-ориентированной сфере (например, государственные заказы на социальную рекламу), а также обслуживать в соответствии со своим профилем нужды самого университета. Так или иначе, студенты будут работать с реальными заказами, и тем самым полученные в аудитории теоретические знания смогут сразу применять в мастерских.
Мастерские могут быть как универсальными, так и специализированными. Это зависит от конъюнктуры рынка, то есть от наличия тех или иных заказов, или — от предпочтений арт-директора, руководителя мастерской.
Таким образом, система мастерских создаст на факультете модель настоящего рынка труда, и благодаря этому учащиеся смогут приобрести не только чисто профессиональные навыки, но и определенный опыт в современном бизнесе в области дизайна.
— Арт-директорами будут те же преподаватели? Это одно и то же?
— Не совсем. Наставниками в мастерских будут не преподаватели в классическом понимании этого слова. Роль этих экспертов — не преподавать какую-либо дисциплину, а учить студентов работать, выполняя, повторюсь, реальные проекты реальных заказчиков. Кстати, в перспективе на роль арт-директоров мастерских нашего факультета могут приглашаться студенты старших курсов или выпускники нашего факультета.
— А собственно преподавателями факультета дизайна станут нынешние преподаватели отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ?
— Не только. Во-первых, мы собираемся привлекать сотрудников уже существующих в Вышке образовательных подразделений по направлениям различных искусств. «Как и полагается», на факультете будут созданы несколько кафедр, к примеру, кафедра истории искусств, так что дополнительные кадры понадобятся. А во-вторых, обязательно будут привлечены к обучению преподаватели из-за рубежа.
Планируется, что иностранными партнерами нашего факультета станут The Pratt University, США, и The University of the Arts, Великобритания, которые входят в десятку лидеров по ряду программ по дизайну в мире. Сотрудничество с этими вузами поможет привлечь иностранных специалистов как для преподавательской деятельности, так и для руководства мастерскими, а главное — это позволит создать совместные программы обучения различных уровней, наладить обмен студентами и прочие виды межвузовской кооперации.
Понятно, что учеба на таком факультете потребует от студентов и соответствующего уровня знания иностранных языков, прежде всего английского. Поэтому мы будем развивать также и программы профильной языковой подготовки.
— Кто будет руководить факультетом, уже известно?
— Руководителем станет известный графический дизайнер Арсений Мещеряков. Он еще в начале 1990-х создал дизайн-бюро «АГЕЙ ТОМЕШ», которое в короткий срок заняло лидирующие позиции на рынке российского дизайна, в 2000 году стал издателем журнала «WAM (World Art Museum)», посвященного мировому искусству, создал издательство «Книги WAM», открыл галерею «АГЕЙ ТОМЕШ/WAM».
— Любой полноценный факультет немыслим без библиотеки…
— Да, в Высшей школе экономики уже полным ходом создается библиотека по искусству и дизайну. Закупаются дорогие альбомы, книги, журналы. Планируется, что библиотека факультета будет открытой, то есть студентам и преподавателям не понадобится заказывать нужные материалы заранее, а можно будет просто прийти и взять книгу с полки.
Сергей Нагаев, Новостная служба портала ВШЭ.