В МИЭМ прошла постерная сессия проектных команд
В течение четырех дней, с 25 по 29 января, проходила постерная сессия проектов студентов МИЭМа, где команды представляли свои работы и общались с членами комиссий. Параллельно с этим шло голосование экспертов и гостей – для каждой категории своё. Сегодня наш рассказ – о проектах, набравших наибольшее число положительных оценок. Руководители некоторых из них – совсем молодые специалисты, которые на сегодня даже еще не завершили студенческую карьеру.
Максим Чуяшкин, советник МИЭМ НИУ ВШЭ
Проектная деятельность преимущественно осуществляется онлайн. Даже в тех проектах, в которых физическое присутствие необходимо, всю основную работу и коммуникацию команды осуществляют дистанционно, а в МИЭМ приезжают только для решения задач, которые иначе выполнить невозможно.
Проект «Походный генератор электроэнергии на термоэлектрических модулях» (№ 600)
Команда проекта, состоящая из студентов 4 курса, разрабатывает устройство, которое позволит вырабатывать электроэнергию в походных условиях.
Туристы с легкостью смогут добывать электричество вдали от цивилизации и заряжать свои гаджеты, устанавливать освещение вблизи палаточного лагеря. Будет достаточно развести костер, положить туда устройство и подключить к нему насос, который будет забирать воду из ближайшего водоема (Александр Калягин, 4 курс ИВТ).
У проекта молодой руководитель – аспирант Владимир Кулыгин. Представления о задачах сильно менялись на этапе задумки: приходилось несколько раз за день с нуля обдумывать конструкцию, отказываться от сложных решений в пользу простых или придумывать сложные системы для решения возникших проблем. После осенних тестов в условиях, близких к походным, члены команды поняли, что конечный продукт сможет вырабатывать столько энергии, что хватит на одновременную зарядку 8 мобильных телефонов или для питания достаточно мощной музыкальной установки и освещения.
По мнению ребят, причиной высоких оценок со стороны экспертов может быть уникальность конструкции генератора, который имеет немало преимуществ. Например, легкий вес, малые габариты и универсальность устройства. Как рассказал Александр, проект уже нашёл отклик у многих людей, которые так или иначе связаны с туризмом или электроникой.
Ольга Корнева, менеджер центра управления проектными разработками
Особенность постерной сессии в онлайне была в том, что каждый эксперт мог встретиться с проектными командами напрямую и оперативно - как бы это выглядело, если бы постерная сессия проводилась очно.
Проект «Система мониторинга технического состояния мостов» (№ 310)
Проект реализуется на основе идеи научного руководителя Ильи Иванова и был концептуально дополнен командой, состоящий из студентов третьего курса ИТСС - бывших одногруппников, примкнувших к проекту. Функционирование прибора заключается в работе лазерного модуля, который крепится в самой уязвимой части моста и направляется на мишень, установленную в самой устойчивой части. При колебаниях моста лазер отклоняется от мишени, и микрокомпьютер, использующий машинное зрение, детектирует критическое отклонение. Далее пользователю приходит сообщение о неисправности моста.
Почему проект мог так понравиться экспертам? По мнению участника проектной команды Михаила Ганина (ИТСС, 3 курс), во многом повлияла именно новизна проекта и актуальность решаемой проблемы. Более того, команда движется по плану, все делается вовремя, студенты не встречают серьезных проблем, не решаемых общими усилиями. Как отмечает Михаил, немаловажным фактором успеха является умелое руководство проектом: помощь Ильи Александровича и его идеи важны как никогда.
Изначально мы ожидали от проекта просто интересный продукт, который, возможно, кому-то пригодится. По мере работы всё чаще приходится думать о том, что получится реализовать что-то большее, в первую очередь коммерчески успешное, а также полезное для общества и государства.
Зрительское голосование
Проект «Разработка алгоритмов и базовых игровых механик для многопользовательской игры с помощью среды разработки компьютерных игр» (№ 450) представляет из себя использование современных технологий для достижения простых целей – дать пользователю продукт интерактивного развлечения, который сможет его заинтересовать в многопользовательском режиме. Соответственно, это игра, которая будет обладать всеми современными игровыми механиками и тенденциями. Как отмечает руководитель проекта Илья Семичаснов (6 курс, КБ), создание игры – тяжело, потому что это не поддается обычным правилам разработки ПО.
Компьютерная игра – своего рода творение искусства. Игре важен не столько холодный расчет, сколько способность «попасть» в аудиторию и поддерживать интерес пользователей.
Такая сложная сфера, как разработка игр, требует от студентов решение разного рода проблем. Проектных преград было тоже немало: смена среды разработки в самом начале, недостаток информации и опыта, нехватка специалистов, которые могут подсказать. «В итоге планка начнет падать. Однако остается достаточно высокой, чтобы проект понравился зрителям. Возможная причина привлекательности данного проекта проста: члены команды сделали ставки на все тренды игровой индустрии, такие, как шутер от первого лица, многопользовательская часть. А на постерной сессии показали наработки наших персонажей», - рассказывает Илья.
В нашем проекте 3D-моделирование с последующей адаптацией под игровой движок. Методы решения, сам процесс работы такие же, как и в уже зарегистрированных студиях. Наша главная мечта – выступить на Техношоу уже с портфолио проекта и отзывами журналистов и издателей, которым мы отправим проект на экспертизу. Важно не то, что ты сделал проект, а то, что о нём говорят специалисты этой сферы и как проект зарекомендует себя у конечной аудитории.
Как известно, с этого года проектная деятельность является обязательно для студентов второго курса. Так, в проекте трудятся второкурсники ИВТ. По словам Ильи Семичаснова, особых отличий в работе второкурсника от работы студентов более старших курсов нет. Все сталкиваются с определенными сложностями, которые пытаются решить командными усилиями.
Денис Королев, доцент департамента компьютерной инженерии
В этом году массово включились второкурсники. Это правильно, но многие оказались не до конца готовы к проектному формату работы. Есть опасения за команды, где собрались только второкурсники: им бы пригодился пример старших. Проекты - это хороший способ передачи опыта и знаний внутри команды, нужно стараться работать с более опытными студентами. Одним из экспериментов этого года стало участие студентов-ветеранов в роли руководителей проектов. Я вижу, как они работают со своими командами, для них это испытание ответственностью, огромная нагрузка и полезнейший опыт. Итоги подведем летом, но я уже вижу, что для старшекурсников и магистров у нас появилась возможность для роста, о которой академические образовательные программы не могли и мечтать.
Еще один проект, понравившийся зрителям, - Smart-медицина (№ 19058), который продолжается в МИЭМе два года. Команда полностью поменяла свой состав этим летом – теперь трудятся студенты 3 курса – и используемые технологии на более современные.
Проект – медицинское ПО по анализу данных для практикующих медиков. Есть пользовательский интерфейс в виде знакомых всем окон Windows, там пользователь что-либо читает или заполняет с пояснениями. После этого открывается интерактивный dashboard в браузере. За полгода работы, начатой с нуля, студентами было сделано немало: создан кастет архитектуры, собраны прототипы интерфейсов, сделано GUI и три модуля программы.
Сначала кажется, что успеешь всё, а на деле нужно сдвигать ожидания наполовину: натыкаешься на подводные камни. Для большой команды очень сложно собирать всё воедино. Ожидания ближе к середине работы уменьшаются. Хотя чуть позже кажется, что вы всё успеваете. Такая своеобразная парабола. (Анатолий Крестенко, 3 курс, ПМ)
Вот такими результатами порадовала постерная сессия в онлайне. Надеемся увидеть на Техношоу не только победителей голосования, но и многие другие интересные проекты от студентов МИЭМа.
Материал подготовили Ирина Тараскина и Эльвира Полякова (Медиацентр МИЭМ)