• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
61/5/3
61 бюджетное место
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
115/30/15
115 бюджетных мест
30 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
45/15/10
45 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/50/5
40 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
80/40/6
80 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Информационная безопасность киберфизических систем

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Наноэлектроника и квантовые технологии

2 года
Очная форма обучения
35/5/1
35 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системный анализ и математические технологии

2 года
Очная форма обучения
65/15/9
65 бюджетных мест
15 платных мест
9 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Киберфизические системы для программистов

Агамирзян И. Р., Буров В. В.

В кн.: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы восемнадцатой открытой всероссийской конференции. М.: Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, 2020.

Глава в книге
Using of Automatically and Semi-automatically Generated Diagrams in Educational Practice

Patarakin Y., Burov V.

In bk.: Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia. EGOSE 2019 (Communications in Computer and Information Science). Vol. vol 1135. Springer, 2020. P. 308-319.

Глава в книге
The Effective Dielectric Constant of a Composite with Conductive Nanoparticles

Abrameshin A. E., Chetverikov V.

In bk.: 2020 Moscow Workshop on Electronic and Networking Technologies (MWENT). IEEE, 2020. P. 1-6.

Книга
Fiber Optic and Atmospheric Optical Communication

Blaunstein N., Engelberg S., Krouk E. et al.

Wiley, 2020.

Статья
Electron Transport in Polyethyleneterephthalate

A.P.Tyutnev, V.S. Saenko, A.D. Zhadov et al.

Polymer Science - Series A. 2020. Vol. 62. No. 3. P. 300-306.

«Если кто-то из комиссии будет критиковать и «заваливать» моих студентов, все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними»

Сегодня в рубрике «Интервью с руководителем проекта» - разговор с одним из самых молодых преподавателей МИЭМа Святославом Якименко. Будучи аспирантом, он первый год работает в МИЭМ и уже возглавляет целый ряд проектов. Студенческие годы, начало работы в Вышке и личный опыт того, как молодому преподавателю с нуля выстраивать собственную стратегию работы со студенческими проектами – в нашем материале.

«Если кто-то из комиссии будет критиковать и «заваливать» моих студентов, все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними»

Вы первый год преподаватель. И сразу стали активным участником проектного процесса. Каково?

Я не сказал бы, что это легко. В мою недавнюю студенческую бытность, которая прошла не в Вышке, мы, конечно, тоже делали проекты, но они были ближе к классическим курсовым работам и «висели в воздухе». Здесь же на выходе требуется готовый продукт, результаты проекта нужны или уже сейчас, или в ближайшем будущем. Держать в тонусе проектные команды (а у меня их в целом 6 и есть ещё взрослые, аспирантские и преподавательские проекты) непросто. Но однозначно интересно! На ходу учусь и справляюсь. Спасибо студентам за доверие в выборе меня руководителем. 

Расскажите, где и на какой специальности Вы учились. Каким образом попали в Вышку?

Я закончил с отличием Донецкий национальный технический университет по специальности "Инфокоммуникационные технологии и системы связи". Был в 2019 году на церемонии награждения лучших выпускников магистратуры. Если сравнивать учебные планы, то мой был ближе к миэмовскому ИТСС, но с вкраплением тех предметов, которые актуальны и на ИВТ. Поэтому профиль достаточно широк.

Как я попал в Вышку? С первого курса магистратуры я начал работать на кафедре "Автоматика и телекоммуникации" ДонНТУ. Это мощная кафедра с 60-летней историей. Я был там лаборантом, отвечал за исправность оборудования, а также учебным ассистентом по нескольким предметам. В нашей серверной среди очень старых книг лежала книга "Управление трафиком и качество обслуживания в сети Интернет" профессора Е.А. Кучерявого – тоже достаточно старенькая, но поновее остальных. Мне понравилась эта книга и после прочтения появилась пара вопросов. Я решил задать их по электронной почте, которая прилагалась на задней обложке книги. На мое удивление, Евгений Андреевич ответил очень быстро, подключил своего аспиранта мне в помощь с магистерской работой. От него я узнал, что профессор Кучерявый, кроме Университета Тампере в Финляндии (как было написано в книге), работает в Высшей школе экономики. Когда речь пошла о поступлении в аспирантуру, я подал документы в несколько вузов, в том числе - по квотному конкурсу для иностранцев – в Вышку. Мне посчастливилось пройти этот конкурс, а Евгений Андреевич согласился стать моим научным руководителем, за что ему большое спасибо. 

Какие дисциплины здесь преподаете?

Сейчас я работаю приглашенным преподавателем департамента электронной инженерии, читаю дисциплину "Компьютерный практикум "Администрирование систем и сетей" у первого курса образовательной программы «Информационная безопасность». Этот курс новый, тестовый и пишется с некоторым запасом прямо по ходу преподавания. Его главная цель - дать студентам базовые знания о компьютерных сетях, чтобы в дальнейшем подготовить к более сложным дисциплинам. Мне помогают с этим приглашенные преподаватели Виктор Минченков и Алексей Бозров. Тем не менее, я не очень строг со студентами: во-первых, потому что преподаю первый год, во-вторых, потому что этот предмет еще обкатывается, а, в-третьих, я, как человек, помнящий синдром отличника у себя в студенческие годы, не хотел бы, чтобы гонка за оценками подпортила молодому поколению жизнь. Ведь не для школы, а для жизни мы учимся!

Но в целом я больше взаимодействую с департаментом компьютерной инженерии по проектной деятельности, написанию бакалаврских ВКР, управлению академией Cisco МИЭМ и лаборатории, которую я возглавляю. Поэтому с начала 3 модуля я стал работать приглашенным преподавателем и в ДКИ, чтобы получше познакомиться с ребятами, которые придут ко мне на проекты в будущем. Мой новый курс – это «Проектирование компьютерных сетей» у третьекурсников.

Если не брать строгостью, то тогда чем? Вы верите, что все студенты одинаково высоко мотивированы?

Все студенты воспитывались в разных семьях, а потому, конечно, мотивированы обучаться тоже в разной степени. Руководитель не волшебник, и при всем желании редко когда может сменить приоритеты другого взрослого человека. Мы ищем тех, у кого горят глаза, и испытываем большое удовольствие от работы со студентами, которые способны копать и исследовать самостоятельно. Но если учеба – это не "top priority" студента, ничего не поделать, он реализует себя в других сферах, и это тоже нормально.

 

 

Расскажите немного об аспирантуре и той теме, которой занимаетесь.

Я аспирант школы по техническим наукам второго года обучения. Где-то читал, что из зачисленных в аспирантуру Вышки только 1 из 8 защищает диссертацию. Думаю, озвученного факта достаточно, чтоб понять, что это извилистый путь. В аспирантуре действительно много возможностей для роста: я до поступления не мог подумать, что напишу статью в журнал квартиля Q2 на первом году обучения. Занимаюсь в аспирантуре, по сути, тем же, чем и 20 лет назад. Тогда я играл в машинки, а сейчас исследую распространение и кэширование трафика в автомобильных самоорганизующихся сетях (VANET).

Воспользуюсь случаем представить свой паблик, там как раз много об аспирантуре!

Какие профиты для своей исследовательской работы, предоставляемые Вышкой, Вы уже успели оценить?

Во-первых, это то, что, если у тебя готова статья более чем за 2 месяца до конференции, участие в ней тебе оплатит Вышка. Это для моего прошлого опыта в Донецке настоящая роскошь. Во-вторых, существуют серьезные гранты РФФИ, и в МИЭМ уже есть примеры, когда их получали аспиранты.
В-третьих, проектная деятельность. Ты можешь вместе со студентами взять подзадачу, которая интересна в свете твоей диссертации, статьи. По итогу работы студенты в курсе твоих научных интересов и крутятся в твоей орбите, знают тебя. Если есть нужда в программном обеспечении и оборудовании - заполняем на это сметы, чаще всего они удовлетворяются. Словом, в проектах главное хотеть. И не просто хотеть всё и сразу, а хотеть сделать что-нибудь конкретное. Если это искренне так, то возможности претворить идеи в жизнь всегда найдутся. 

Поговорим о проектах. У Вас сейчас первый опыт работы в качестве руководителя студенческих проектов. И сразу шесть проектных команд. Каково это?

Мне повезло тем, что предыдущий заведующий лабораторией, Александр Алексеевич Овчинников, перед увольнением представил меня своему активу. Часть из ребят, которые занимались в прошлом году с ним, пишут проекты и ВКР со мной. К части его прошлогодних проектов, например с сенсорными моноблоками, я находил уже новых исполнителей, чтоб обеспечить преемственность.
Я далеко не идеальный руководитель и на первом году тем более не хотел бы себя переоценивать. Но мои студенты фибрами понимают, что я всегда за них, я тоже неотъемлемая часть команды. Если кто-то из комиссии будет критиковать и заваливать моих студентов – все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними. Если студентам от взаимодействия со мной нужна публикация, хорошо написанная ВКР, опыт работы с ПО или оборудованием – по итогу я постараюсь дёрнуть за нужные ниточки так, что всё это они получат. В таком процессе "хочешь - стараешься - получаешь" при поддержке руководителя и есть, наверное, суть эффективности.

Расскажите, пожалуйста, о деятельности лаборатории и ее проектах

Одним из направлений учебно-исследовательской лаборатории Интернет-технологий и сервисов является формирование современных сетевых компетенций у студентов. С этой целью на базе 513 аудитории создана и сертифицирована Академия Cisco МИЭМ, оснащенная самым современным оборудованием данного вендора: маршрутизаторами, коммутаторами, межсетевыми экранами и т.д. Инструктора в Академии пока два: я и четверокурсник ОП "Информатика и вычислительная техника", один из самых талантливых сетевиков Кирилл Михайлов.
На базе Академии можно подготовиться к сдаче сертификата Cisco CCNA, что позволит сделать первый шаг в карьере по сетевому профилю. Все топологии и протоколы, которые необходимы для сдачи этого экзамена, можно собрать и изучить в прямо в стенах МИЭМ.
Но если работа со стендами Cisco требует уже определенных навыков, то первые шаги в сетях, на уровне понимания модели OSI и базовых протоколов стека TCP/IP, происходят на отечественном оборудовании - настольном сетевом тренажере "НаСТя" производства петербургского НТЦ "СОТСБИ". Это оборудование активно внедряется лабораторией в учебный процесс.

Следующее направление деятельности лаборатории - это цифровизация сетевых курсов в МИЭМ. На это как раз и направлен ряд моих студенческих проектов. Например, в прошлом учебном году семинары по проектированию компьютерных сетей делались на бумажке и проверялись преподавателем, что было очень неудобно. В этом году две из проектных групп готовят тренажеры в форме веб-приложения, которое обучит студентов делать семинарские задания на оценку. Похожий проект и с автоматизацией проверки лабораторных работ в среде Cisco Packet Tracer. Если хочется поработать не только с коммутаторами и маршрутизаторами Cisco, то и мультивендорный эмулятор для дистанционного выполнения лабораторных работ мы тоже разворачиваем на наших серверах. С помощью него студенты смогут собирать стенды, включающие оборудование вендоров Huawei, Juniper, MikroTik и других, что более точно отвечает реально существующим сетям.
Конечно, мы этим не ограничиваемся. Есть интересный и смелый проект, связанный с обоснованием возможности замены традиционных IP-сетей на сети именованных данных, когда идентификатором пакета являются не IP-адреса, а названия кусочков контента. Есть и практические наработки: так, мы доводим до ума наш интерактивный киоск, который был на Техношоу в прошлом году. Когда всё будет готово, эти киоски (сенсорные моноблоки) появятся на каждом этаже МИЭМ, давая гостям информацию о расписании, свежих новостях университета, навигации в здании и не только.

Как вы организуете работу с несколькими командами, каким образом осуществляются Ваша с ними коммуникация, контроль?

Касаемо коммуникации, здесь самый лучший вариант, как по мне, это брейнсторминг и обсуждение задач с участниками проекта в стенах лаборатории. К сожалению, сейчас мы этой опции практически лишились из-за пандемии, но вначале года мне удавалось так собирать ребят. Нынешний формат взаимодействия гибкий, он всегда обсуждается, иногда ребята приходят работать лично в МИЭМ, а в основном это видеосозвоны раз в две недели. Мы традиционно обсуждаем результаты по старым задачам и ставим новые.
Каждый участник проекта знает, что я люблю быть честным с самим собой, поэтому в трекере Trello на вопрос "Планируете ли вы дальше работать со студентом?" в конце каждого проектного цикла я отвечаю тоже честно. Если прогресса нет, то моя рука не дрогнет исключить участника. Несмотря на то, что я молодой и добрый преподаватель, халявить у меня не получится, так как перед нами серьезные задачи.