• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Если кто-то из комиссии будет критиковать и «заваливать» моих студентов, все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними»

Сегодня в рубрике «Интервью с руководителем проекта» - разговор с одним из самых молодых преподавателей МИЭМа Святославом Якименко. Будучи аспирантом, он первый год работает в МИЭМ и уже возглавляет целый ряд проектов. Студенческие годы, начало работы в Вышке и личный опыт того, как молодому преподавателю с нуля выстраивать собственную стратегию работы со студенческими проектами – в нашем материале.

«Если кто-то из комиссии будет критиковать и «заваливать» моих студентов, все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними»

Вы первый год преподаватель. И сразу стали активным участником проектного процесса. Каково?

Я не сказал бы, что это легко. В мою недавнюю студенческую бытность, которая прошла не в Вышке, мы, конечно, тоже делали проекты, но они были ближе к классическим курсовым работам и «висели в воздухе». Здесь же на выходе требуется готовый продукт, результаты проекта нужны или уже сейчас, или в ближайшем будущем. Держать в тонусе проектные команды (а у меня их в целом 6 и есть ещё взрослые, аспирантские и преподавательские проекты) непросто. Но однозначно интересно! На ходу учусь и справляюсь. Спасибо студентам за доверие в выборе меня руководителем. 

Расскажите, где и на какой специальности Вы учились. Каким образом попали в Вышку?

Я закончил с отличием Донецкий национальный технический университет по специальности "Инфокоммуникационные технологии и системы связи". Был в 2019 году на церемонии награждения лучших выпускников магистратуры. Если сравнивать учебные планы, то мой был ближе к миэмовскому ИТСС, но с вкраплением тех предметов, которые актуальны и на ИВТ. Поэтому профиль достаточно широк.

Как я попал в Вышку? С первого курса магистратуры я начал работать на кафедре "Автоматика и телекоммуникации" ДонНТУ. Это мощная кафедра с 60-летней историей. Я был там лаборантом, отвечал за исправность оборудования, а также учебным ассистентом по нескольким предметам. В нашей серверной среди очень старых книг лежала книга "Управление трафиком и качество обслуживания в сети Интернет" профессора Е.А. Кучерявого – тоже достаточно старенькая, но поновее остальных. Мне понравилась эта книга и после прочтения появилась пара вопросов. Я решил задать их по электронной почте, которая прилагалась на задней обложке книги. На мое удивление, Евгений Андреевич ответил очень быстро, подключил своего аспиранта мне в помощь с магистерской работой. От него я узнал, что профессор Кучерявый, кроме Университета Тампере в Финляндии (как было написано в книге), работает в Высшей школе экономики. Когда речь пошла о поступлении в аспирантуру, я подал документы в несколько вузов, в том числе - по квотному конкурсу для иностранцев – в Вышку. Мне посчастливилось пройти этот конкурс, а Евгений Андреевич согласился стать моим научным руководителем, за что ему большое спасибо. 

Какие дисциплины здесь преподаете?

Сейчас я работаю приглашенным преподавателем департамента электронной инженерии, читаю дисциплину "Компьютерный практикум "Администрирование систем и сетей" у первого курса образовательной программы «Информационная безопасность». Этот курс новый, тестовый и пишется с некоторым запасом прямо по ходу преподавания. Его главная цель - дать студентам базовые знания о компьютерных сетях, чтобы в дальнейшем подготовить к более сложным дисциплинам. Мне помогают с этим приглашенные преподаватели Виктор Минченков и Алексей Бозров. Тем не менее, я не очень строг со студентами: во-первых, потому что преподаю первый год, во-вторых, потому что этот предмет еще обкатывается, а, в-третьих, я, как человек, помнящий синдром отличника у себя в студенческие годы, не хотел бы, чтобы гонка за оценками подпортила молодому поколению жизнь. Ведь не для школы, а для жизни мы учимся!

Но в целом я больше взаимодействую с департаментом компьютерной инженерии по проектной деятельности, написанию бакалаврских ВКР, управлению академией Cisco МИЭМ и лаборатории, которую я возглавляю. Поэтому с начала 3 модуля я стал работать приглашенным преподавателем и в ДКИ, чтобы получше познакомиться с ребятами, которые придут ко мне на проекты в будущем. Мой новый курс – это «Проектирование компьютерных сетей» у третьекурсников.

Если не брать строгостью, то тогда чем? Вы верите, что все студенты одинаково высоко мотивированы?

Все студенты воспитывались в разных семьях, а потому, конечно, мотивированы обучаться тоже в разной степени. Руководитель не волшебник, и при всем желании редко когда может сменить приоритеты другого взрослого человека. Мы ищем тех, у кого горят глаза, и испытываем большое удовольствие от работы со студентами, которые способны копать и исследовать самостоятельно. Но если учеба – это не "top priority" студента, ничего не поделать, он реализует себя в других сферах, и это тоже нормально.

 

 

Расскажите немного об аспирантуре и той теме, которой занимаетесь.

Я аспирант школы по техническим наукам второго года обучения. Где-то читал, что из зачисленных в аспирантуру Вышки только 1 из 8 защищает диссертацию. Думаю, озвученного факта достаточно, чтоб понять, что это извилистый путь. В аспирантуре действительно много возможностей для роста: я до поступления не мог подумать, что напишу статью в журнал квартиля Q2 на первом году обучения. Занимаюсь в аспирантуре, по сути, тем же, чем и 20 лет назад. Тогда я играл в машинки, а сейчас исследую распространение и кэширование трафика в автомобильных самоорганизующихся сетях (VANET).

Воспользуюсь случаем представить свой паблик, там как раз много об аспирантуре!

Какие профиты для своей исследовательской работы, предоставляемые Вышкой, Вы уже успели оценить?

Во-первых, это то, что, если у тебя готова статья более чем за 2 месяца до конференции, участие в ней тебе оплатит Вышка. Это для моего прошлого опыта в Донецке настоящая роскошь. Во-вторых, существуют серьезные гранты РФФИ, и в МИЭМ уже есть примеры, когда их получали аспиранты.
В-третьих, проектная деятельность. Ты можешь вместе со студентами взять подзадачу, которая интересна в свете твоей диссертации, статьи. По итогу работы студенты в курсе твоих научных интересов и крутятся в твоей орбите, знают тебя. Если есть нужда в программном обеспечении и оборудовании - заполняем на это сметы, чаще всего они удовлетворяются. Словом, в проектах главное хотеть. И не просто хотеть всё и сразу, а хотеть сделать что-нибудь конкретное. Если это искренне так, то возможности претворить идеи в жизнь всегда найдутся. 

Поговорим о проектах. У Вас сейчас первый опыт работы в качестве руководителя студенческих проектов. И сразу шесть проектных команд. Каково это?

Мне повезло тем, что предыдущий заведующий лабораторией, Александр Алексеевич Овчинников, перед увольнением представил меня своему активу. Часть из ребят, которые занимались в прошлом году с ним, пишут проекты и ВКР со мной. К части его прошлогодних проектов, например с сенсорными моноблоками, я находил уже новых исполнителей, чтоб обеспечить преемственность.
Я далеко не идеальный руководитель и на первом году тем более не хотел бы себя переоценивать. Но мои студенты фибрами понимают, что я всегда за них, я тоже неотъемлемая часть команды. Если кто-то из комиссии будет критиковать и заваливать моих студентов – все знают, что я буду «отстреливаться» вместе с ними. Если студентам от взаимодействия со мной нужна публикация, хорошо написанная ВКР, опыт работы с ПО или оборудованием – по итогу я постараюсь дёрнуть за нужные ниточки так, что всё это они получат. В таком процессе "хочешь - стараешься - получаешь" при поддержке руководителя и есть, наверное, суть эффективности.

Расскажите, пожалуйста, о деятельности лаборатории и ее проектах

Одним из направлений учебно-исследовательской лаборатории Интернет-технологий и сервисов является формирование современных сетевых компетенций у студентов. С этой целью на базе 513 аудитории создана и сертифицирована Академия Cisco МИЭМ, оснащенная самым современным оборудованием данного вендора: маршрутизаторами, коммутаторами, межсетевыми экранами и т.д. Инструктора в Академии пока два: я и четверокурсник ОП "Информатика и вычислительная техника", один из самых талантливых сетевиков Кирилл Михайлов.
На базе Академии можно подготовиться к сдаче сертификата Cisco CCNA, что позволит сделать первый шаг в карьере по сетевому профилю. Все топологии и протоколы, которые необходимы для сдачи этого экзамена, можно собрать и изучить в прямо в стенах МИЭМ.
Но если работа со стендами Cisco требует уже определенных навыков, то первые шаги в сетях, на уровне понимания модели OSI и базовых протоколов стека TCP/IP, происходят на отечественном оборудовании - настольном сетевом тренажере "НаСТя" производства петербургского НТЦ "СОТСБИ". Это оборудование активно внедряется лабораторией в учебный процесс.

Следующее направление деятельности лаборатории - это цифровизация сетевых курсов в МИЭМ. На это как раз и направлен ряд моих студенческих проектов. Например, в прошлом учебном году семинары по проектированию компьютерных сетей делались на бумажке и проверялись преподавателем, что было очень неудобно. В этом году две из проектных групп готовят тренажеры в форме веб-приложения, которое обучит студентов делать семинарские задания на оценку. Похожий проект и с автоматизацией проверки лабораторных работ в среде Cisco Packet Tracer. Если хочется поработать не только с коммутаторами и маршрутизаторами Cisco, то и мультивендорный эмулятор для дистанционного выполнения лабораторных работ мы тоже разворачиваем на наших серверах. С помощью него студенты смогут собирать стенды, включающие оборудование вендоров Huawei, Juniper, MikroTik и других, что более точно отвечает реально существующим сетям.
Конечно, мы этим не ограничиваемся. Есть интересный и смелый проект, связанный с обоснованием возможности замены традиционных IP-сетей на сети именованных данных, когда идентификатором пакета являются не IP-адреса, а названия кусочков контента. Есть и практические наработки: так, мы доводим до ума наш интерактивный киоск, который был на Техношоу в прошлом году. Когда всё будет готово, эти киоски (сенсорные моноблоки) появятся на каждом этаже МИЭМ, давая гостям информацию о расписании, свежих новостях университета, навигации в здании и не только.

Как вы организуете работу с несколькими командами, каким образом осуществляются Ваша с ними коммуникация, контроль?

Касаемо коммуникации, здесь самый лучший вариант, как по мне, это брейнсторминг и обсуждение задач с участниками проекта в стенах лаборатории. К сожалению, сейчас мы этой опции практически лишились из-за пандемии, но вначале года мне удавалось так собирать ребят. Нынешний формат взаимодействия гибкий, он всегда обсуждается, иногда ребята приходят работать лично в МИЭМ, а в основном это видеосозвоны раз в две недели. Мы традиционно обсуждаем результаты по старым задачам и ставим новые.
Каждый участник проекта знает, что я люблю быть честным с самим собой, поэтому в трекере Trello на вопрос "Планируете ли вы дальше работать со студентом?" в конце каждого проектного цикла я отвечаю тоже честно. Если прогресса нет, то моя рука не дрогнет исключить участника. Несмотря на то, что я молодой и добрый преподаватель, халявить у меня не получится, так как перед нами серьезные задачи.