• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
60/10/3
60 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
126/40/15
126 бюджетных мест
40 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
50/20/10
50 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/75/5
40 бюджетных мест
75 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
87/40/6
87 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«В науке на слово никто не верит, что делает написание любых работ увлекательным квестом…»

До 15 октября продолжается подача заявок на конкурс научно-исследовательских работ студентов-2020 (НИРС). Мы поговорили с победителями конкурса 2019 года и расспросили их о своих работах.

«В науке на слово никто не верит, что делает написание любых работ увлекательным квестом…»

Unsplash

Принять участие в конкурсе может любой студент или выпускник 2020 года российского или зарубежного вуза. Конкурс НИРС проводится в ВШЭ с 2003 года для поддержки исследовательской деятельности среди студентов и на данный момент имеет 23 направления.

Короткова Галина, студентка образовательной программы магистратуры «Интернет вещей и киберфизические системы», представила на конкурс свой проект «Разработка инвертора для управления бесконтактным электродвигателем на постоянных магнитах с помощью ШИМ-регулятора» (прим. «ШИМ-регулятор - широтно-импульсный модулятор для управления подачей мощности к нагрузке»). 

Галина Короткова
Галина Короткова

Со своим научным руководителем, Ивановым Ильёй Александровичем, она была знакома ещё до конкурса, а тема проекта была предложена сторонней компанией ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт». Несмотря на то, что работа была закончена ещё на 4 курсе бакалавриата, студентка продолжает заниматься в данном направлении.

В рамках проекта был реализован инвертор - частотный преобразователь, который обеспечивает запуск и остановку двигателя. «Нужно было изучить теоретические аспекты, затем составить алгоритмы его работы, разработать схему и подобрать компоненты. И в конечном счёте собрать инвертор, - рассказала Галина, - Также нужны были различные проверки и тесты устройства. Это применимо во всех сферах, где используются двигатели на постоянных магнитах». Например, в промышленности или авиации. 

Одна из сложностей в реализации проекта заключалась в том, что достаточно часто нелегко подбирать нужные компоненты для устройства - иногда приходилось менять один и тот же транзистор по нескольку раз, потому что результат был неудовлетворительным. Основные приобретённые навыки связаны, конечно, с разработкой плат, электроники и схемотехники. 

Прототип устройства
Прототип устройства

О прототипе Галина рассказала следующее: «В данном прототипе используется силовой модуль PM450CLA120 (2). Для питания использовался источник напряжения, а вторичный источник электропитания (1) для силового модуля представлен компанией Traco Electronic AG. Для обеспечения помехозащищённости поставили конденсаторы (3). Главная плата управления инвертором (4) состоит из микроконтроллера и периферии».

Говоря о конкурсе научно-исследовательских работ, студентка выделяет следующие аспекты: перед отправкой желательно внимательно несколько раз перечитать свою работу, а также условия подачи заявки, и не стоит откладывать отправку работы на последние дни. 

Анастасия Лапшинова и Абрамов Павел (который, кстати, является победителем НИРС-2017), выпускники бакалавариата ОП «Информатика и вычислительная техника», занимались под руководством Воскова Леонида Сергеевича исследованием многошаговой гетерогенной сети Lora-Iridium для труднодоступных районов Арктики. Данный проект – развитие предыдущих работ, выполненных на аналогичную тематику. В том же направлении была написана дипломная работа. 

Анастасия Лапшинова и Абрамов Павел
Анастасия Лапшинова и Абрамов Павел

Как известно, при передаче данных между устройствами Интернета вещей важную актуальность имеют требования к энергоэффективности передачи, автономности работы устройства и увеличение зоны покрытия. В ходе исследования был получен результат, позволяющий расширить зону покрытия в 3 раза. Была предложена математическая модель многошаговой наземной сети, которая позволила исследовать увеличение зоны покрытия наземной части гетерогенной сети (то есть, состоящей из «неодинаковых» частей в структуре, в данном случае, LoRa – технология беспроводной связи, Iridium – система спутниковой связи). Затем практически с помощью железа были выполнены моделирование и подсчёт предела расширения.

По словам Анастасии, основные навыки, полученные в ходе реализации проекта – исследовательские:

Нужно отвечать за каждое слово и подтверждать теорией и практикой, что ты прав. В науке на слово никто не верит, что делает написание любых работ увлекательным квестом, где под сомнение ставится всё. Нужно уметь держаться за суть, не закапываться в детали, если они не важны, и видеть те, что нельзя игнорировать.

Мы спросили у Анастасии, какие советы она могла бы дать студентам, планирующим участвовать в конкурсе НИРС. Основной тезис – начинать никогда не поздно: «Я не писала научных работ со школы, а первую в университете на конкурс написала на 4 курсе. Тогда мне казалось, что уже поздно и вся академическая жизнь в разрезе статей и конференций уже прошла мимо меня, но, на самом деле, там она только началась. Я рада, что решила попробовать, хоть и не считала себя частью научно-исследовательского мира».