• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Остальным – пойдем работать, дел много, сроки жмут! Печеньки и чай - в лаборатории на холодильнике»

Продолжаем рубрику «Интервью с руководителем проекта». Сегодня наш собеседник – Денис Королев, большинство проектов которого направлены на развитие цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры в МИЭМ. Разговор получился большой, но он будет интересен всем, кто активно включен в проектную жизнь института или только присматривается к своему проектному будущему.

«Остальным – пойдем работать, дел много, сроки жмут! Печеньки и чай - в лаборатории на холодильнике»

Денис, пожалуй, проекты, руководимые тобой, в наибольшей мере ориентированы на практические миэмовские задачи. Как бы ты сам определил основные направления?

Если совсем общо — это инфраструктура, онлайн-сервисы и медиа (включая видеосервисы, образовательное направление и сопутствующие технологические разработки). А на что они раскладываются — вот тут надолго.

Струкрутра Цифрового МИЭМа
Струкрутра Цифрового МИЭМа

Давай попробуем лаконичнее. По каждому из трех направлений.

Начнем снизу (в смысле — от "железа").

Инфраструктура. Это воплощение идеи, что МИЭМ — это среда для технического творчества, а не офисное здание. Платформа, на которой можно реализовать затеи без долгих приготовлений. Поэтому, когда мы делаем, например, видеозалы, это не просто замкнутая система видеонаблюдения, а открытый источник потоков. Хотите заниматься аналитикой, распознаванием изображений, голоса, текстов? Вот вам круглосуточно работающий источник. Хотите управлять в реальном времени, написать своего "режиссера"? Пожалуйста. В "актовом зале" (коворкинг на минус 1 этаже) мы повесили управляемые по сети сценический свет, звуковой микшер, камеры. Это не просто для того, чтобы провести очередное мероприятие со светом и звуком, такое можно было сделать проще.

Мы делаем это, чтобы поверх наших железок студенты могли воплощать идеи, которые нам и в голову не придут.

Дальше онлайн-сервисы. Тут та же идея - мы не пользователи, мы инженеры и разработчики. Сейчас тот самый момент, когда уже что-то есть и обрело очертания системы, но еще можно войти в проекты, где можно приложиться и оставить заметный след. В команде цифрового МИЭМа очень немного "старших товарищей". И в разработке, и в администрировании, и в интеграции значительную часть работы делают студенты. Мы между собой знаем, какие имена стоят за каждым из сервисов. Причем, последние два сервиса запустили летом ребята с 1-го и 2-го курсов (теперь 2-й и 3-й). И сейчас мы вводим их в эксплуатацию.
Снаружи может показаться, что дело-то плевое: поставил на сервере готовый движок, чего тут делать? На деле все сложнее: мы используем все готовые инструменты в основном как пользовательский интерфейс, а логика работы, связи и правила - все это пишется "позади", невидимо. Кто в прошлом году делал проекты, знакомы с Trello. Казалось бы, сторонний сервис, а там вся соль - на нашей стороне. И так всюду.
И, конечно, стройка не прекращается. В прошлом году запускались "с колес", это приводило к накладкам. Сейчас задача другая - доделать, упаковать, оформить в продукт и подготовить к миграции в среду ВШЭ.

Наконец, медиа. За одним этим словом скрыто больше, чем может показаться. У нас до сих пор отдельно существовали образование, наработки для автоматизации проверки работ студентов и видеосервисы. И совсем не складывался телецентр, хотя для него вели разработки.

Сейчас всё начинает собираться воедино, и мы, наконец, подходим к решению задач, которые ставит перед нами проектная реформа в МИЭМе. Она глубже, чем перекраска курсовых в проекты.

 

Тогда давай немного и сюда углубимся

Во-первых, перед нами стоит задача автоматизировать проверку работ студентов - и на потоковых младших курсах, и особенно на спецкурсах, которые в итоге должны перейти на обучение-по-запросу, там полностью индивидуальные треки, где заказчиком содержания выступает проект, а не учебный план. И мы начинаем выходить из технологических разработок в продуктовые, придуманное начинаем воплощать в курсах. В прошлом учебном году первые такие грейдеры (это не машина, а от слова «grade» — оценка) уже запустили. Проекты так и строятся: в одних создается технология, делается конструктор, чтобы упростить создание задач и проверок, а в других эти разработки применяются к конкретным курсам. Мы, кстати, получили заказы от других факультетов ВШЭ, но и для себя делаем тоже.

Второе. Учебные курсы, разумеется, состоят не только из заданий, нужно и сами материалы сделать. Тут у нас тоже есть что предложить.
Для съемок готовится студия в 505 комнате, которую, пусть с задержкой на ремонте, но запускаем. Там собирается целый телецентр. Причем, даже технику в нем делают наши же студенты — они теперь там работают.
Все видели камеры в нескольких аудиториях? Это "видеозалы". Они работают с сервисом видеозаписи занятий, скоро туда добавим и стриминг. Мы связали расписание, LMS Classroom и видеозалы. Пары, которые проходят по расписанию в этих помещениях, автоматически собираются в склейку и публикуются в соответствующем курсе — все автоматически.

Это запустили в марте, но тут же ушли на карантин. Но помните, что в апреле мы запустили то же самое в Jitsi? Там же только снаружи Jitsi, а позади такая же интеграция с расписанием, Classroom и серверами записи.
Понятное дело, что на запуске что-нибудь сыпется и отваливается.

Но давайте посмотрим на это по-другому: сколько человек за прошедший год "прокачалось" на реальных задачах, на запуске сервисов с аудиторией под 3000 человек? Сколько бы мы их учили на лекциях?

Наконец, медиацентр — он же не только про курсы. У нас большие планы на работу студентов со студентами и студентов с разными представителями МИЭМа. Нам есть что показать, просто до сих пор до этого руки не доходили.

 

Как к тебе приходят студенты? Как происходит формирование проектных команд? И как вы строите свою работу с ними?

Давай кратко отвечу.

1. Как приходят студенты: остаются с прошлых проектов, продолжая их, иногда - переходят с соседних проектов. Приходят по объявленным вакансиям из кабинета. Приходят по "сарафанному радио" — по наводке сокурсников.

2. Команды набираются по ролям, плюс я стараюсь в проектах поддерживать разновозрастные команды, чтобы были более опытные и новички. Мы подошли к тому, что старшие и опытные студенты смогут руководить проектами. Поэтому сейчас у меня вроде бы много проектов, а на самом деле в большинстве есть лидеры из студентов. Я надеюсь, что запуск проектов на втором курсе и включение магистратуры в проектную работу приведут к тому, что у нас будет устойчивая прослойка операционных руководителей проектов из студентов, а курировать их будут преподаватели.

3. В цифровом МИЭМе десятки проектов. Некоторые — весьма крупные. Во всех проектах МИЭМ ведется трекинг — учет задач и трудоемкости, для этого используется сервис Trello.com, с которым работает написанная в МИЭМе система учета. Это уже неплохо, но простые доски Трелло не позволяют выстраивать проект целиком, только задачи. Есть деревья, но нет леса. В маленьких линейных проектах этого достаточно, но для более сложных мы запустили другой сервис — Taiga (track.miem.hse.ru) и туда точечно переводим крупные проекты и техподдержку.

Что нам дает проектный трекер? Картину проекта. Если ведешь сразу несколько проектов, то нужно быстро переключать контекст в голове, а для этого надо видеть текущие задачи, не забывать о задуманных. Видеть, где просрочили, что тормозит всю работу. Как в одновременной игре в шахматы: попробуйте играть без досок, запоминая положение фигур.

Другая сторона вопроса — это живое общение. Предыдущие два года я старался затащить студентов в институт.

Потому что привыкшие к курсовым работам студенты никак не могли себе представить, что работа в проекте — это постоянно, а не за неделю до дедлайна в мае.

Это начало получаться, но мы тут же столкнулись с проблемой тихих зон. В МИЭМе сделали коворкинги — это большой шаг вперед, но лишь шаг. Например, в лаборатории, где я работаю, эффективно могут работать 5-7 человек. И, если там работают с железом, то программистам там сосредоточиться сложно.

 И карантин все расставил по местам. В итоге я бы оставил лаборатории тем, кому нужно работать с железом, а все организационные и совещательные вопросы вынес в онлайн. Мы и раньше использовали видеосвязь для встреч, но меньше. Это не панацея, но есть большая разница между ведением одного-двух проектов и целой пачкой проектов, которые, к тому же, плотно пересекаются.
Большую часть задач обсуждаем в чате МИЭМ (Зулипе). Мы сделали все каналы открытыми и, если что-то нужно от соседей, то можно написать у них или "тегнуть" кого-то нужного. Благодаря такой среде работа сильно ускоряется и участники понимают контекст соседних проектов, понимают, что и зачем они делают — это не просто задачи на оценку, а вот они, пользователи и заказчики.

И, наконец, циклы. Они едины во всем МИЭМе, но кто-то просто игнорирует вводные, кто-то тоже игнорирует, но чуть меньше. За прошлый год работа по циклам была запущена примерно никак. И у меня тоже она смазывалась. Она имеет смысл только в командах с большой автономией, когда сами команды планируют свою работу на четыре недели и отвечают за результат. И "отвечают" здесь имеет практический смысл: либо наработки зачтены, либо нет. Чтобы это работало, руководитель проекта (преподаватель) должен быть вне проекта, и отношения с командой должны строиться, скорее, как «представитель заказчика – исполнитель», при этом должен быть и заказчик — это критично. Такое несколько внешнее положение руководителя возможно только если внутри команды есть кому вести проект хотя бы на операционном уровне. К этой практике мы только-только подходим. Пока же циклы — это лишь регулярный повод поинтересоваться, как у команд дела.

 

Циклы проектной работы
Циклы проектной работы

Практически все ваши проекты рассчитаны не на один год. Как здесь решается вопрос с формированием задачи на годовой цикл? И вытекающий отсюда же второй вопрос: как происходит адаптация новичков в долгий проект? Ведь там уже есть команда.

С задачами на годовой цикл всё просто, если принять мысль, что нет никаких проектов по пять человек. Это лишь абстракция. И нет никаких годовых циклов. Есть непрерывная жизнь, которой наплевать на годовые циклы. Даже в вузе, где вроде бы всё очень ритмично. Или почему карантин ввели не в начале учебного или календарного года? Как посмели? Всё это условности, реальность непрерывна. Я вообще против того, чтобы проекты привязывать к учебному году или другим не связанным с проектными задачами ориентирам. И коллегам это говорю. Они вроде не против, но только вроде - держатся за традиции и, наверное, считают меня террористом по имени Подрыв Устоев.
Вот простой пример: мы много что делаем к началу учебного года. И, когда что-то в сентябре не заводится, идет поток сообщений о проблемах.

Начало учебного года — это для нас не начало проекта, а дедлайн.
Вся работа должна быть весной и летом. Именно летом самая напряженная работа. А там, оказывается, каникулы и проектных циклов нет.

Так вот, задачи на год формируются не для этих микропроектов, а для большого проекта "МИЭМ". Даже не "Цифровой МИЭМ", а весь, и "аналоговый" тоже. Тут мы не в вакууме, это все согласовывается с руководством. Причем, разумеется, мне никто не говорит: "а запустите-ка такую штуку, чтобы делала вот это". Мы видим проблему, думаем, как ее решить, чем тут может помочь наша команда. Мы видим путь развития и возможные структурные реформы - и готовим соответствующую поддержку. Например, все уже слышали, что проектная реформа приведет к тому, что курсы специализаций войдут в проекты. Но мало кто понимает, как это будет на практике, это же полностью ломает все устои - классно-урочную систему, потоки, предметы и все эти общепринятые "ценности" времен Коменского. В аналоговом мире это провести невозможно или очень дорого. В цифровом — ну, я придумал, как это сделать, даже запустил в работу прототип, думаю, к зиме сделаем, но в масштабах МИЭМа (хотя бы) это несколько лет хождения по пустыне. И там много боли будет.
Вот это — наши ориентиры, а как их декомпозировать на группы студентов и задачи — это работа руководителя. Чтобы не терять детали, мы выстраиваем работу проектов по цепочке: одни проекты являются заказчиками и пользователями у других. В командах вырастают руководители из студентов, им уже не надо рассказывать, КАК делать, им надо дать контекст и направление деятельности. Желательно, чтобы и контекст они сами видели и держали нос по ветру — очень уж часто происходят внешние изменения.

Адаптация новичков. Очень, кстати, хороший вопрос! Он несколько глубже, чем забота о новобранцах: это же про построение системы обучения в проекте. Внутри команды. Это ровно то, зачем все затевалось.

Многолетними проекты еще год назад стать не могли. Первый год был слегка игрушечный, хотя определенные результаты он принес, более-менее систематическая работа пошла с прошлого 2019-20 года.

Про то, что проекты станут многолетними, было понятно сразу, но в первые год-два проблема входа не существовала, потому что задел был небольшой, взаимопроникновение проектов тоже незначительное. Сейчас эта тема стала одной из ключевых, но у нас и ответ созрел — раньше бы он тоже не появился.
1. За эти два года мы подрастили студентов, которые могут быть лидерами команд. Когда это пытались запустить сразу в проектах, все превратилось в профанацию. Сейчас есть люди, про которых понятно, что им можно доверить работу с командой, в которой есть новички.
2. С опозданием на год, но мы запустили wiki.miem.hse.ru — это единый центр документации. Не только формальной (хотя, и она нужна), но и накопления опыта и знаний коллективов. Там не просто движок вики, где каждая лаборатория, проект или учебный курс могут записать что-то, что будет искаться, это еще и пылесос, который собирает документацию из гитлаба и «тайги», где ведутся проекты и рождается документация. Более того, мы делаем чат-бота, который поможет искать людей, проекты и документацию по профильным запросам. Искать он будет по чату, вики (то есть, всей проектной документации) и цифровому следу, который накапливается по многим источникам в МИЭМ. И это актуально не только для новичков: неожиданная потребность в каком-нибудь непрофильном действии или специалисте может возникнуть в любом проекте, да и просто по жизни. И может оказаться, что такие специалисты водятся в МИЭМе, такую задачу уже решали. Плохая новость в том, что пока накопленных материалов крайне мало.

Действенный ресурс — это чат. Я не просто так настойчиво всех туда затаскиваю.
Сейчас любой миэмовец может просто пройти по каналам интересующих его проектов и быстро все понять про реальное содержание работ и вообще жизнь в них. В некоторых проектах эта жизнь более чем неформальная, скажем прямо. Зато теплая и ламповая – всё, как в старом МИЭМе.

3. На будущее у нас заготовлена упомянутая ранее модель обучения в проекте. Когда приходит новый человек в проект, да еще и со второго курса, а ему говорят, что надо будет управлять вот этой роботизированной системой и дергать вот те программные интерфейсы. Для начала. Потом вообще беспредел начнется, но пока хоть это. Человек понимает, что попал и живым не уйти. Но тут оказывается, что все эти слова говорятся на 3-4 курсах по расписанию на лекциях, которые обычно студенты прогуливают. А чтобы в лекциях было больше смысла, мы их оцифровываем, лабораторки (которые студенты обычно списывают) переводим в автопроверку и даем каждому пришедшему в качестве стартовой задачи изучить кусочек курса - то, что поможет ему сделать типовой пример. Этот пример проверяет автомат, и уже после студент приходит и говорит: "Понятно, как этой штукой крутить, как достучаться до данных на том сервере, что делать будем?" и дальше получает боевую задачу. Понятно же, что в таком случае списывать и прогуливать (проматывать) смысла не было? И не будет. Обучение должно быть нужным, а не вообще (да, я понимаю, что это пригодно только для прикладных тем, мы ими и занимаемся).

Если на уровне действий, то для тех, кто присоединяется к проектам, обычно находится кто-то "старший" из состава студентов. Они общаются, находят общий язык, делают какую-нибудь стартовую задачу и понимают, надо им дальше вместе работать или "это не мое". Не все же могут по описанию составить себе представление, что там в проекте делать придется.

Кстати, частая проблема студентов: идут туда, где требуется что-то, что студент уже умеет. Умеет, а не хочет научиться.
Понятно, что нужно иметь стартовые знания для начала работы, но, может, стоит в институте поучиться, а не поработать за бесплатно? В итоге вполне толковые ребята комплексуют, что еще не умеют всего, что написано в вакансии, и тыкаются туда, где написано поменьше или заведомо ничего сложного не требуется.

 

Сейчас к проектной работе подключились вторые курсы. Стало больше и проектов, и студентов. Какие практические изменения в этой части почувствовал ты? И как должна меняться проектная работа в этом плане? Ведь студентам очень непросто выбрать из сотен проектов, во-первых, и, во-вторых, студенты вторых и третьих курсов - не одно и то же.

Интересно, что они подключились "сейчас". Для них в 2018/19 учебном году был выбор — хотите проект, хотите курсовая. В 2019/20 было правило, что проект - это факультатив. На деле, конечно, пошли бы на встречу, но правило было такое.
В оба этих года доля второкурсников была небольшая. Но у меня, например, из одного проекта 2018/19 года, где были четверо второкурсников, сейчас двое — руководители проектов. Причем, каждый ведет по паре проектов.

Второкурсников обратили в проектную работу, потому что за два года не успеваем подготовить - первый год уходит на погружение и понимание, что тут вообще происходит. Куда логичнее этот профориентационный и стартовый этап вынести на второй курс, когда еще есть время поискать себя и поделать ошибок.

Я два года ходил ко второкурсникам и говорил, чтобы они по сторонам посмотрели - вникли, кто чем занимается, где какие проекты, заходили в лаборатории, писали руководителям. Никто же не покусает. Толкового человека пристроят без всяких формальностей, потом руководитель еще и найдет, как отметить хорошую работу. Это не работает: студентов совсем отформатировали рейтингами, планами, оценками и прочая. Теперь им это ввели как обязаловку. Сразу образовался поток заявок.

Я исхожу из того, что нанести пользу можно только понимая контекст. Нельзя взять и написать что-то, что "улучшает жизнь" кому-то, с кем ты никогда даже не общался и не представляешь, как он работает, где ему неудобно и так далее. У нас половина ВКР и курсовых примерно такие. Проекты тоже такие вылезают, причем, тут беда не со студентами.

Для второго курса этот год — на погружение. Я бы даже не заставлял их работать "по специальности" (это отдельная беда проектной работы: «чтобы все работали по специальности»), потому что из чисто эксплуатационной работы в конкретном окружении на конкретных задачах, когда задачи идут потоком, люди сами найдут, что тут не так, и предложат, как это улучшить. Или хотя бы с пониманием пойдут в проект, где этими улучшениями занимаются. Нужен опыт, без опыта работа по заданию - мука для всех.

Есть еще такой постулат, что студент второго курса мало что умеет/знает, на четвертом - много. Я не буду спорить, что в среднем по больнице это так, но о средних величинах и корове, которой река была по колено, только ленивый не высказался. Я бы смотрел на увлеченность и стартовый уровень. У нас и первокурсники бывают о-го-го, с опытом работы и рвением, есть и четверокурсники, которые "программируют в рамках образовательных курсов", то есть никак. И понятно почему - без практики лабы ничего не стоят. Вот еще один аргумент для второкурсников в проектах - хоть поймут, что на деле пригождается.
Но в среднем, как бы я ни относился к этому, мы выстраиваем такую схему: технологические проекты создают и применяют предметные инструменты - там, где эти инструменты применяются для производства конечной продукции - онлайн-курсов, телепроизводства и т.д. Вот на этих ролях младшим курсам в среднем должно быть посильно и будет, с кем посоветоваться. Они, в отличие от старших товарищей, не будут сталкиваться с неожиданными поворотами, когда никто рядом не знает, как решить такую задачу, даже stackoverflow молчит.

 

Бытует мнение среди студентов, что у Дениса Александровича Королева повышенные требования к студентам (радикальная интерпретация: "Для Королева нет хороших студентов"). Насколько это верно? И очень интересно, каков портрет идеального проектного студента для Дениса Королева?

Про "хороших студентов не бывает" в моих глазах.

В старом МИЭМе я одно время был замзавкафом. Кабинет был, даже секретарь. Разумеется, там была движуха, студенты – толпами, а девушка с 4 курса вела документы кафедры бойко и четко. Одна, потом другая, когда первая пошла на повышение в профком. Мы отмечали на кафедре дни рождения, Новый год и вообще было весело. В лабораториях сидели до ночи, брали коммерческие проекты. Оттуда вырастали стартапы - и учебные, и реальная компания выросла, сейчас вполне себе процветает. Я сделал ООО и пристраивал туда студентов, которые работали на кафедре, находил им какие-то деньги и проекты. В итоге выходили с трудовой и 2-3 годами стажа. Знаешь, что я слышал потом? Вот буквально прошедшей зимой? Думаю, несложно догадаться. Вчера видел некоторых ребят из этого времени, не жаловались.

Ездили в лес дважды в год, мотались по Карелии, Соловкам, да и не только. Я только вчера был в Подосинках, куда мы катались с 2005 года - когда-то я это организовал, так традиция и жила, теперь уже выпускники зовут. Когда-то туда приезжали под сотню людей. Это была только одна кафедра, хотя собирались и все желающие, мы всем рады.

Карелия 2009 автостоп
Карелия 2009 автостоп

Всегда есть те, кто пришли "проходить и сдавать", а тут я со своими проектами.

Вот вся эта реформа, которая как бы новая — да она новая я даже не знаю для кого! Просто раньше мне то же самое приходилось делать по-партизански, натягивая проекты на учебные реалии. Получалось... с натяжкой. Теперь это узаконили, ура.
Дальше, если посмотреть на все происходящее глазами студента, который не хочет, чтобы его беспокоили, то все это форменный беспредел. Сколько раз я уже слышал, про "батрачить на Королева"... Причем, от тех же, кто бубнит про бесполезность знаний в МИЭМе.

Этот вопрос резоннее не мне задавать, а тем, кто работал в проектах. Это же просто: идем в кабинет (cabinet.miem.hse.ru), смотрим, какие проекты я вел в том году, ищем «невинно убиенных» и прочих «морально пострадавших». Сначала смотрим, записались ли выжившие в проекты в этом году и - к кому. Потом общаемся с ними более предметно.
Я думаю, что к этой теме стоит вернуться после опроса «пострадавших», а не тех, кто непричастен, но имеет, что сказать и активно защищает интересы кого-то другого.

Меня еще умиляет повторяющаяся каждый год картина на "Сетях", это бывшая специализация ИВТ, где я веду два курса. Каждый год на входе конкурс, давка, чертополохи. Каждый год предупреждаю, что тут отсидеться не выйдет, надо будет работать не на оценку, а на результат. Кивают, обещают. Потом в отзывах читаю разное. Ну предупреждали же!

Одно могу сказать: для тех, кто пришел проходить-и-сдавать, мы делаем максимально обезличенные механизмы обучения. Постепенно. Проверяет работы бездушный робот, «живые» - только консультации. Достаточно, чтобы "оказать образовательную услугу". Тяготы живого общения - лишь для тех, кто сам выбрал себе этот нелегкий путь.

Самоистязание работой в лаборатории и в проектах - исключительно добровольное.
Спасайтесь, и будет вам покой в учении. Остальным - пойдем работать, дел много, сроки жмут! Печеньки и чай - в лаборатории на холодильнике

Иван Бобков, Мария Денисова в лаборатории
Иван Бобков, Мария Денисова в лаборатории

Про портрет идеального студента:

Идеальных не бывает - как не бывает лучшего на свете чего-нибудь вообще. Что мы знаем про лучшую на свете отвертку? Их много разных, надо просто по назначению применять. А вот гнуться не должна — факт. Наверное, можно ожидать ответ типа "инициативный, самостоятельный, чтобы знал все на свете, а что не знает, за пять минут мог найти и уразуметь. Но это больше про поисковую систему, мы-то с людьми работаем.

Университеты отбирают людей по крутизне баллов ЕГЭ. Это, наверное, хороший показатель некоторой целеустремленности и способности следовать правилам и воспроизводить услышанное, но разве напичканность знаниями и убеганность по олимпиадам — двигатель человека? Измеряют то, что легко измерить, потом это возводят в абсолютное мерило. А это лишь маркер, один из многих.
В старом МИЭМе мы на кафедре всем первокурсникам очень настойчиво предлагали на первых занятиях прочитать "Профессию" Азимова. Рассказ маленький, но хорошо показывает разницу между инженерным и ремесленным образованием. Вот я бы сказал, что там и ответ на твой вопрос. Единственное важное дополнение, — это про работу в команде. Это не только про взаимовыручку и все такое, но и про то, что в нашей области не только не страшно, но и необходимо свой опыт и знания передавать соседу.

Пришел новый человек - помоги освоиться, научи, он тебе такой будет полезнее. А ты сможешь подняться. Айтишники без работы не сидят, а чтобы расти, нужно свалить с себя рутину текущего уровня.

Мне важно, чтобы в проекте была команда. Команда — это не набор автономных биомашин с ачивками в зачетке, а живые люди, которым интересно, которые тут не по надобности, а потому, что это дело, которое им интересно, которые ценят эту возможность в жизни. И тогда они горы свернут. И коллег, кстати, сами обучат — это же им в первую очередь нужно. У нас раньше старшие курсы, кто работали на кафедре, знали младших студентов — это было нужно и тем, и другим. Старшим нужны были помощники в работе, младшим — экспертиза и вход в интересные проекты. Отличный же лифт, работает бесплатно. С какого-то момента там надо просто не мешать и лишь обеспечивать ресурсы и подсказывать направление мысли.