«Захотелось тоже попасть в эту среду!»
ЕГЭ, вступительные испытания, выбор университета и подготовка к учебе в вузе. Для студентов эти понятия остались в прошлом, а для десятиклассников из Вологды и многих других ребят в России этот путь только начинается. Диана Тихонова, Михаил Соколов и Марк Ротарь учатся в 10-ом классе МОУ “Лицей №32” Вологды. Сейчас им по 16 лет, но они уже определились, какие ЕГЭ по выбору будут сдавать, начали готовиться к экзаменам и выбирать вузы для подачи документов.
Мы поговорили с гостями с Русского Севера и узнали, как они готовятся к ЕГЭ, зачем им высшее образование и почему современные старшеклассники выбирают Вышку.
– Привет! Я знаю, что вы будете сдавать профильные математику, информатику и физику, потому что нашли в этом интерес и именно эти экзамены вам понадобятся для поступления по выбранным направлениям. А есть ли у вас какое-то видение себя в профессиональном плане? Как вы поняли, в какой области вам хочется развиваться?
Михаил: Я себя вижу финансовым математиком. Это когда с помощью математики распоряжаются деньгами крупных инвесторов и получают небольшой процент от прибыли. Определился с этим недавно, где-то с месяц тому назад, понял, что мне математика нравится больше других предметов, а потом посидел, подумал, погуглил и определился с тем, куда поступать и куда можно пойти работать.
Диана: Я еще не определилась с направлением в IT. Нравятся прикладное программирование, анализ больших данных, защита информации. В 7-м классе я перешла из школы, где информатику изучают только в старших классах, в лицей. До сих пор не знаю, почему из всех профилей я выбрала тот, что связан с информатикой, ведь в момент выбора я совсем не знала предмет. Оказалось, что мне нравится информатика, особенно программирование, поэтому позже я стала заниматься в центре дополнительного образования и там окончательно решила, что хочу связать свою жизнь с этим направлением.
Марк: Я определился с направлениями - «Информатика и вычислительная техника» или «Компьютерная безопасность». Мне они нравятся, и сейчас специалисты этих направлений очень востребованы. Некоторые темы уроков нравятся, некоторые не очень, пока не делаю свои проекты, но на Youtube знакомлюсь с тем, что делают другие.
– Вы уже начали готовиться к ЕГЭ, к поступлению в университет? Расскажите, как идет подготовка сейчас, как планируете готовиться в следующем году.
Михаил: В 10-м классе, я думаю, вполне достаточно осваивать только школьную программу, тем более что в профильном классе у нас очень много физики, математики и информатики, а на дом нам задают такое, что только на математику уходит часа по 3-4. Подготовку на 11-й класс пока не планировал, но в лицее есть платные курсы по всем предметам, а также бесплатные спецкурсы: по 17-м и 19-м заданиям в ЕГЭ по математике и физике.
Диана: Я пока не очень активно готовлюсь к экзаменационному формату, стараюсь хорошо знать предметы, которые буду сдавать. Учу все, что проходим в лицее, ищу дополнительную информацию. Готовлюсь к олимпиадам по программированию и математике: в основном занимаюсь в центре дополнительного образования в нашем городе, дома занимаюсь по сайтам и книгам, которые советуют преподаватели из центра. Хожу на спецкурсы, которые организовывают в лицее.
Марк: Пока я готовлюсь по вариантам на “Решу ЕГЭ”, на уроках в школе нам дают обычный материал, но решаем задания и из ЕГЭ. Думаю, в 11-ом классе мы будем на каждом уроке решать варианты или задания из ЕГЭ, заниматься с кем-то отдельно не планирую. В лицее есть еще дополнительные занятия для подготовки к олимпиадам.
– А как вы вообще относитесь к ЕГЭ?
Диана: Думаю, это хорошая возможность показать свои знания для ребят, которые живут в провинции, и поступить в ведущие вузы страны, потому что не у всех есть возможность приезжать на вступительные экзамены в столицу. Возможно, ЕГЭ слишком шаблонно и на него можно натренироваться, но для ребят, которые хорошо разбираются в предмете, есть олимпиады, дающие преимущество при поступлении.
Марк: Сначала, где-то год назад, я ЕГЭ боялся. Сейчас отношусь к нему нормально. Главное – хорошо подготовиться.
– В чем, по-вашему, ценность высшего образования, учебы в университете?
Михаил: Ценность высшего образования в том, что оно дает знания, которые пригодятся тебе в жизни, формирует человека как личность, способствует его обособлению от родителей и ознаменовывает начало взрослой жизни.
Диана: Мне кажется, в университете можно завести контакты со студентами и преподавателями, которые пригодятся в будущем. В целом, попасть в среду единомышленников, с которыми можно обмениваться идеями, создавать общие проекты – довольно важно. В программировании необходима практика, которой легко можно заниматься самостоятельно. Но для многих программистов также нужна математика, которую легче и быстрее изучить с опытным преподавателем по программе, которая проверена временем. Ну и получить опыт студенчества, я думаю, довольно интересно.
Марк: Ценность университета для общества – подготовить специалистов в какой-либо отрасли, а для меня – стать таким специалистом.
– Какие у вас критерии выбора университета? Интересно, как выбирает ваше поколение.
Михаил: Хорошие рейтинги, прекрасные отзывы, большое финансирование. Сейчас я выбирал бы по принципу: “где есть хороший матфак”. Хотелось бы подать документы в ВШЭ, МГУ и СпбГУ.
Диана: Здорово, когда университет дает много возможностей для развития, когда существуют дополнительные курсы, на которые могут прийти ребята с разных направлений и изучать то, что им необходимо. Должен быть серьезный преподавательский состав, чтобы обеспечить достойный уровень образования. Диплом университета должен быть востребован у работодателей и котироваться за рубежом.
Марк: Мои критерии:
1. Нормальное отношение преподавателей к студентам;
2. Хорошие общежития;
3. Хочу учиться в Москве, потому что этот мегаполис очень хорошо развивается и находится недалеко от моего дома;
4. Хочется поступить в престижный вуз, который даёт много нужных знаний.
Пока хочу в Бауманку, ВШЭ. Особенно хочется в ВШЭ поступить, потому что больше о нем знаю.
– В университете вы будете только учиться или, может быть, чем-то еще хотите заниматься ?
Михаил: Учиться. Мне сказали, что в техническом вузе я могу даже не рассчитывать на сон, а на свободное время - тем более.
Марк: Пока еще не знаю. Чем еще можно заниматься в универе помимо учебы?
– Можно заниматься научной, проектной деятельностью, спортом, можно быть членом студорганизаций и делать разные вещи: от локальных мероприятий до организации встреч с крутыми спикерами и международных соревнований, можно работать параллельно с учебой, заниматься творчеством и многое другое.
Марк: Я сначала буду только учиться, потом, как освоюсь, возможно, буду какой-нибудь деятельностью заниматься, кроме учебы.
– Вы были на экскурсии в МИЭМ. Как вам факультет? Может быть, что-то особенно запомнилось?
Диана: На экскурсии по корпусу МИЭМ больше всего понравилась лаборатория виртуальной и дополненной реальности. Здорово, что в ВШЭ можно заниматься самой разной деятельностью, даже такой необычной, как VR и AR. Также запомнилось, что даже вечером в корпусе много учащихся студентов. Проходя мимо зон для коворкинга, мы видели ребят, вместе работающих над каким-то проектом. Захотелось тоже попасть в эту среду, получить опыт студенчества.
Михаил: Представление образовательных программ было крутым! Сама экскурсия была неплохой.
Марк: Всё было классно!
И напоследок
Сейчас в МИЭМ учится выпускник МОУ «Лицей №32» Илья Попов. Илья – второкурсник на программе «Прикладная математика», поступил по ЕГЭ на бюджет, получив дополнительные к ЕГЭ баллы за аттестат с отличием, золотой знак ГТО и декабрьское сочинение. В МИЭМ Илья встретился с земляками, поделился своим опытом поступления и учебы в МИЭМ:
«Ребята отличные, умные. Близко ни с кем не знаком – все-таки 3 года разницы, но некоторых помню по лицею. Я рассказал о достоинствах университета: среда, люди, качество образования, огромное количество факультативов, рассылки с различными мероприятиями на почту... Помню, что ребята оценили внеучебное пространство корпуса: всё выглядит очень ярко, свежо, современно. Напутствие такое: в 10-м классе настраиваться, что с 11-го придётся много работать, а в 11-м классе не тянуть с подготовкой к ЕГЭ, а систематично готовиться. Тогда ЕГЭ не будет выглядеть столь грозным этапом в жизни, ведь, по сути, страшного в этих экзаменах ничего нет. Советую ориентироваться на сильные вузы. Когда ребята попадут в среду равных себе интеллектуально развитых людей, будут учиться на хороших программах с сильным преподавательским составом, то поймут, что все усилия были не зря. Учиться бывает тяжело, но всегда интересно, особенно в таком вузе, как Вышка, которая дает огромный спектр возможностей для развития личности и закладки крепкого фундамента будущего».
Мы желаем ребятам удачи, отлично сдать ЕГЭ или написать олимпиады, поступить по выбранному направлению и в желаемый вуз.
Если вы школьник и хотите понять, подходит ли вам наш факультет, следите за нашими новостями и приходите на Дни открытых дверей!