• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
60/10/3
60 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
126/40/15
126 бюджетных мест
40 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
45/20/10
45 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/45/5
40 бюджетных мест
45 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
87/40/6
87 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
25/5/?/1
25 бюджетных мест
5 мест за счет средств ВШЭ
Количество платных мест уточняется
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«Думаю, просто не было никому, потому что мы трудились каждый день изо всех сил»

В образовательном центре «Сириус» завершилась смена «Большие вызовы», участники которой при помощи специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ собрали малый искусственный спутник Земли и провели комплекс его испытаний.

В образовательном центре «Сириус» завершилась смена «Большие вызовы», участники которой при помощи специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ собрали малый искусственный спутник Земли и провели комплекс его испытаний. Ранее мы уже сообщали, как начиналась работа. Сегодня – рассказ о ее результатах.

Рабочая команда была сформирована из учащихся старших классов, ставших финалистами ежегодного конкурса «Большие вызовы». Ребята приехали из разных уголков России, поэтому в первые дни необходимо было наладить доброжелательную коммуникацию в команде, и с этим проблем не возникло.

«Сначала ребята показались мне очень серьезными и неприступными, но к середине смены мы поладили. Особое удовольствие мне доставляла работа, когда мы были вместе, когда атмосфера была не только для работы, но и для неформального общения. Конечно, были трудности, но мы помогали друг другу, трудились сообща и в итоге стали уже не просто сокомандниками, но и близкими друзьями».

Дарина Ткачева
Красноярский край

Перед ребятами стояла большая и сложная задача – до конца смены собрать и представить на финальной защите проектов действующий малый космический аппарат формата кубсат, состоящий из трех юнитов, один из которых отводится под блок маховиков, которые ориентируют аппарат в пространстве, второй включает в себя все платы для работы спутника, а третий полностью отведен под полезную нагрузку – прототип камеры для дистанционного зондирования Земли. Последнее особенно важно, поскольку по условиям задания разрабатываемый кубсат предназначен для обеспечения экологического мониторинга на нашей планете. Кстати, ранее в «Сириусе» уже собирали одноюнитовые кубсаты, которые сейчас находятся на околоземной орбите и выполняют исследовательские функции.

Работа команды осуществлялась при участии и руководстве сотрудников и студентов учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем. Для студентов МИЭМ, приглашенных в «Сириус», работа там стала бесценным опытом уже в студенческие годы. «Во время подготовки лекций я ещё больше углубилась в тематику малых спутников. Помогая ребятам решать практические задачи, возникающие в ходе выполнения проекта, я сама приобретала новые навыки, которые пригодятся мне в дальнейшей работе. А также мне было очень приятно видеть, как с моей помощью развивались за эту смену ребята», – рассказала студентка 4 курса бакалавриата образовательной программы «Информатика и вычислительная техника» Полина Криворотова.

В образовательном центре «Сириус» были созданы все условия для решения проектных задач, а также для обмена опытом со специалистами из ведущих компаний космической отрасли. Косинов Артемий, выпускник образовательной программы «Информатика и вычислительная техника» МИЭМа, так охарактеризовал особенности работы на «Больших вызовах»: «Прошедшая смена стала великолепной возможностью поработать в проекте с необыкновенно одаренными детьми, за которыми, несомненно, стоит будущее России. А соседство в одном здании с квалифицированными специалистами крупных фирм стало плодородной почвой для обмена опытом и знаниями – как в рамках групповых проектов, так и в целом в сфере космических технологий. Отдельно стоит упомянуть о мастерских и лабораториях, в которых, на первый взгляд, есть всё, что пожелаешь. В целом «Большие вызовы» дали мне не только возможность для получения новых навыков, знаний и реализации своих проектных идей, но и подарили множество приятных и плодотворных знакомств с участниками и сотрудниками смены».

«С первого дня участники следовали четкому графику работ, где были определены основные этапы: сборка аппарата, разработка алгоритмов и проведение испытаний на специализированном оборудовании»

Абрамешин Дмитрий Андреевич
Руководитель рабочей группы
Ведущий инженер учебно-исследовательская лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем

Сборка – это важный и ответственный этап. Необходимо было собрать аппарат, подключить все платы. Параллельно нужно было развернуть центр управления полетами (ЦУП) и наладить его связь с аппаратом.

Разработка алгоритмов включала в себя написание программ для работы с прототипом камеры для обеспечения дистанционного зондирования Земли: настройка параметров камеры, получение снимков, их дальнейшая обработка. Также ребята написали программы для реализации калибровки датчиков, и реализовали свои алгоритмы наведения спутника на заданную точку, ориентируясь по магнитному полю и по имитатору Солнца.

Финальная стадия включала в себя испытания аппарата в термобарокамере и на аэродинамическом подвесе. Обучающиеся сами разрабатывали программу испытаний, основываясь на расчетах термо- и энергобаланса для данного космического аппарата.

Одним словом, работы было много, несмотря на то что смена длилась почти весь июль. «Думаю, просто не было никому, потому что мы трудились каждый день изо всех сил для реализации проекта», - так охарактеризовала дни в «Сириусе» участница проекта Дарина Ткачева.

Итогом работы стал функционирующий космический аппарат, который, при некоторой доработке, можно будет вывести на орбиту для осуществления дистанционного зондирования Земли. Свои результаты участники проекта представили на финальной защите, а также на технологическом фестивале образовательного центра «Сириус», проведенном в последние дни смены.

Мы задали участникам несколько вопросов о проделанной работе.

Какой этап работы оказался для вас самым сложным, а какой – самым интересным?

Олег Петров

республика Саха (Якутия)

«На удивление, самый сложный этап – это подготовка к предзащитам и к защите, все остальное шло как-то само собой, и, конечно, не без помощи наших прекрасных преподавателей».
Николай Кузнецов

Кемеровская область

«Одним из самых интересных этапов работы для меня является моделирование в программе SolidWorks, потому что мне интересен сам процесс создания модели».
Дарина Ткачева

«Самый сложный этап? Пожалуй, это были первые дни, когда я еще была совсем далека от космоса, от данной темы, много нового материала и информации, и нужно было как-то быстро вникнуть в тему, разложить все по полочкам, и начать работать над проектом».

Чему новому вы научились за эти дни?

Анатолий Антонов

Республика Саха (Якутия)

«В первую очередь я научился работать в команде, оптимизировать труд нескольких людей, неплохо прокачал soft-skills, и, конечно, узнал мегамного про космическую отрасль и то, как работают спутники. В области кода научился работать с потоками, с битовыми сдвигами и многим ещё. Данный проект – бесценный опыт для меня и всех, кто работал с нами».
Олег Петров

«Я научился работать в команде, узнал много нового в теоретической астрономии, а также освоился в графических редакторах. Мне удалось в режиме командной работы познакомиться с тем, как собирают и испытывают спутники».
Андрей Петров

Республика Саха (Якутия)

«Я научился пользоваться Linux (операционная система), автоматизировать рабочие процессы скриптами, писать системные сервисы на Си, использовать многопоточность в приложениях и работать с низкоуровневыми интерфейсами Linux».
Николай Кузнецов

«В проекте я занимался расчетной частью и немного проектированием. Мне удалось «прокачать» огромное количество soft-skills: я научился работать в команде, лучше распределять свое время, понял, как необходимо презентовать свой проект (в данном направлении еще необходимо поработать). Кроме soft-skills я «прокачал» свое умение моделировать в SolidWorks. Фотошопом тоже немного научился пользоваться».
Дарина Ткачева

«Я научилась собирать спутник, познакомилась со всеми его составляющими частями, его работой изнутри. Изучила программу Houston, в качестве оператора ЦУП, узнала, как происходит управление внутренними системами спутника».

Как после смены "Большие вызовы" вы видите свое будущее? Хотели бы вы в дальнейшем заниматься космическими технологиями?

Анатолий Антонов

Республика Саха (Якутия)

«Многие из команды уверенно хотят посвятить свою жизнь сфере космических технологий, мы искренне надеемся, что работа над проектом продолжится и после завершения смены. Это даст нам незаменимый и эксклюзивный опыт, который очень сильно поможет в будущем».
Дарина Ткачева

«Несомненно, данный проект дал мне толчок двигаться вперед, цель, мечту и дорогу к моему будущему, связанному с космосом».