STEM-образование: междисциплинарный и прикладной подход
10 октября прошел семинар научно-учебной группы «Моделирование коллективных явлений в системах многих частиц» департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ. На семинаре выступил Валерий Федорович Очков, доктор технических наук, профессор Московского энергетического института (МЭИ), автор многочисленных книг и статей по компьютерной тематике, снискавших большую популярность в студенческой и преподавательской среде.
Доклад был посвящен учебной технологии STEM: Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технологии, инженерия, математика). STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех дисциплин в единую схему обучения.
Технология обучение STEM была реализована В.Ф. Очковым в МЭИ в виде курса «Физико-математическая информатика». На семинаре Валерий Федорович рассказал об использовании в учебном процессе математических компьютерных пакетов, таких как Mathcad, Maple, Mathematica и продемонстрировал, как можно вести курс по изучению этих пакетов параллельно с изучением традиционных учебных дисциплин, таких как математика, физика, химия, теоретическая механика.
Валерий Федорович также представил аудитории доступный в Интернете расчетный сервер НИУ МЭИ. На этом сервере есть живые учебники и расчеты, когда можно менять входные данные и получать решение задач. Помимо этого, у любого пользователя есть возможность пополнять материалы сайта, выкладывая свои решения математических, физических и инженерных задач, реализованных в одном из математических компьютерных пакетов. Валерий Федорович продемонстрировал на семинаре, как можно создать интерактивную программу в MathCad, и как затем ее отправить на сайт сервера.
Всем интересующимся программированием на Mathcad был рекомендован ресурс https://community.ptc.com. На этом сайте можно делиться с сообществом пользователей Mathcad своими интересными решениями, обсуждать задачи, а также задавать вопросы, если что-то не получается. На семинаре рассматривались такие задачи, как стопоходящая машина Чебышева, кеплеровские часы, задачи преследования. Все показанные решения сопровождались показом анимации процесса, что способствовало более легкому восприятию информации.
Подробнее ознакомиться с деятельностью Валерия Федоровича можно на его персональной странице в Интернете.