• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Студент 1-го курса бакалавриата МИЭМ НИУ ВШЭ Павел Абрамов стал спикером 19th IEEE CBI’17

С 24 по 27 июля в Греции, в городе Салоники, проходила XIX Международная конференция по Бизнес-информатике от IEEE (19th Institute of Electrical and Electronics Engineers Conference on Business Informatics). Одним из спикеров конференции стал студент МИЭМ НИУ ВШЭ Павел Абрамов, первокурсник образовательной программы «Информатика и вычислительная техника». Тему доклада Павла, полученные впечатления от участия в событии подобного уровня и историю о том, как попасть на международную конференцию, будучи первокурсником, мы решили осветить в интервью с недавно вернувшимся студентом.


Добрый день! Итак, начнем с очевидного вопроса. Какова тема доклада, представленного на конференции? Как она связана с бизнес-информатикой?

Тема доклада: «QoS metric measurements in long range IoT networks». По-русски звучит как «Измерение QoS  в IoT [Internet of Things - Интернет вещей] сетях дальнего радиуса действия». Поначалу кажется, что доклад сугубо технической направленности, и он не подходит для конференции по бизнес-информатике, однако это не так. Инженерные науки идут рука об руку с бизнесом и, конечно же, с наукой в целом. Отрасль имеет свои проблемы, из которых путем применения научных подходов получаются инженерные задачи. Это одна из многих точек симбиоза отрасли, науки и инженерии. Просто каждая отрасль имеет свою специфику. Поэтому наш доклад соответствовал теме круглого стола конференции [International Workshop on the Internet of Things and Smart Services].


Вы сказали: «наш доклад». Значит, работа над ним была командной?

Да. Мы вели ее вчетвером: Андрей Алексеевич Дворников, Сергей Геннадьевич Ефремов, Леонид Сергеевич Восков и я. Все эти люди - члены НУГ (научно-исследовательской группы) по тематике «Интернет вещей» в МИЭМ НИУ ВШЭ.


А как вы оказались в этой группе?

Попал случайно. На момент выбора первой курсовой работы я просмотрел различные области и решил выбрать ту, где можно объединить программирование и работу «с железом». Тогда же меня интересовало устройство Интернета, поэтому тему для курсовой я решил искать в отрасли IoT. Проанализировав ситуацию на уровне своих знаний, я пришел к выводу, что в этой сфере нет единого открытого протокола передачи данных, так как отрасль только формируется. Вот и решил создать свой открытый протокол. Наглядный пример симбиоза отрасли, науки и инженерии, хотя на момент анализа я не знал, что я делаю. Работа была объемная, поэтому я решил начать с задачи,  выполнимой в рамках курсовой: разработки эмулятора сети, в котором бы были базовые элементы этого протокола. Ну и решил наработки сформировать в виде научной работы и выступить перед экспертами на научной конференции им. Е.В. Арменского. Там-то я и познакомился с Леонидом Сергеевичем Восковым, главой НУГа. Он раскритиковал мою работу и рассказал про научную группу. В поисках ответов я туда и направился.


Как удалось начать работу именно в этой команде?

НУГ показал мне совершенно другой взгляд на мою задачу. Оказалось, что решения в технологии беспроводных сенсорных сетей, которые я планировал использовать в своей работе, изменились, а индустрия шагнула далеко вперёд. Работами, схожими с моей тематикой, занимался аспирант 4 года обучения Дворников Андрей Алексеевич.Одной из тем его диссертационного исследования было применение наложенных сетей в беспроводных сенсорных сетях и, в частности, в Интернете вещей. Из личного разговора с ним я узнал, что идея открытых протоколов не нова и существуют уже готовые решения. Проанализировав тенденции развития беспроводных сенсорных сетей, он пришёл к выводу, что, с рядом ограничений, наложенные сети можно использовать в беспроводных сенсорных сетях.  В стандартном понимании это всем знакомые VPN-сети, когда поверх одной сети создаётся виртуальная для решения специальной задачи, не нарушая работу исходной сети. В установившемся понимании наложенные сети в беспроводных сенсорных сетях не применимы, потому что они отличаются от традиционных сетей, решают другие задачи. Например, считывание данных телеметрии: в этом случае устройства доступны не каждую секунду, так как в основном такие устройства работают от батареи, а, следовательно, вопрос энергосбережения критичен. Однако в других случаях беспроводную сеть можно использовать для построения наложенной сети без ущерба для первой. В беспроводных сенсорных сетях виды наложенных сетей другие, направленные на решение более простых задач. Например, вы поехали в какое-то место, где нет мобильной связи и Интернета (да, таких мест сейчас много) и попали в беду, но можно связаться со службами экстренного реагирования, используя канал связи беспроводной сенсорной сети, при этом никак не нарушив его работы, однако в этом и других случаях, связанных с передачей информации, возникает вопрос: а сколько времени это займёт? Я заинтересовался работой Андрея, и он предложил провести совместный эксперимент по измерению этой задержки в сетях LoRaWAN[LoRaWAN - конкретный протокол нового типа сетей для интернета вещей Low power wide area networks, LPWAN]. К тому моментуАндрей уже разработал программно-аппаратный комплекс и ему нужен был ассистент.


В чем заключался эксперимент?

Мы расположили на последнем этаже административного корпуса станцию и замеряли на разном расстоянии значение задержки пакета, используя собственный протокол. При этом старались сделать так, чтобы узел был в прямой видимости базовой станции. Мы хотели узнать максимальную задержку в передаче пакета и расстояние, на котором эта передача возможна в установленных нами фиксированных настройках оборудования. И смогли. Максимальное расстояние, на котором устанавливалось соединение для нашего оборудования - 700 метров. Задержка составила 4,81 секунды, что является нормальным для ряда телекоммуникационных задач.


Здорово! Как ваша команда стала участником конференции?

Наши коллеги из факультета бизнес-информатики рассказали нам про воркшоп Интернета вещей в рамках CBI-2017, и мы решили попробовать свои силы. Меня пригласили поучаствовать в написании статьи на английском. Статья много раз редактировалась и дополнялась. С виду все это кажется простым, но на деле разработка всей системы, понимание полученных результатов - вещи далеко не  тривиальные.


Каково это: выступать перед иностранцами в новой стране, в окружении незнакомцев? Сложно ли было?

Я выступал на второй день, поэтому было не слишком трудно: привык к обстановке. Тем более, я выступал не один, принимал участие в докладе и отвечал на вопросы удалённо по скайпу и Андрей Дворников. В первый день я познакомился с молодым человеком из Германии, мы довольно много говорили в неформальной обстановке, я и рассказал ему о своей работе, заинтересовал его. Нельзя сказать, что выступал я только перед незнакомыми людьми: в аудитории из иностранцев я знал как минимум своего товарища-немца Себастьяна, который сдержал обещание и пришел послушать доклад. Себастьян задал большое количество вопросов и откровенно признался, что доклад был слишком техничным. Да так и есть, что уж говорить. Выступать мне понравилось, даже волнения не чувствовал. Но опыт, конечно, запоминающийся.


Опишите общую атмосферу конференции.

Дружелюбная. Всем было интересно узнать, что делают другие. За обедом в неформальной обстановке люди рассказывали о своей работе: объясняли базовые принципы на пальцах. Это было здорово. Сначала трудно, да, чувствовал себя немного напряженно. Незнакомая страна, незнакомое окружение. Но потом стало легче, понял, что эта конференция - уникальная возможность поделиться своими идеями и узнать мнение компетентных людей о нашей работе.


Первокурсник на международной конференции, выступающий с командным докладом. Это реально?

Сам до сих пор не верю. Все было стремительно. После написания статьи встал вопрос, кого отправлять на конференцию. Решили меня. Это неожиданное решение - отправить бакалавра, а тем более первокурсника, потому что обычно такие конференции ориентированы на магистров, аспирантов и докторов наук. Конференция, конечно, была большая - около ста человек - но все те, с кем я общался либо были докторами наук, либо защищали свою докторскую диссертацию. В меня поверили и, надеюсь, я оправдал ожидания. На самом деле, когда я поступал на первый курс, у меня была мечта выступить на международной конференции, но на выпускных курсах. А тут такая возможность... Конечно, было тяжело и ставить эксперимент, и понимать основы устройства сетей и саму концепцию беспроводных сенсорных сетей и Интернета вещей. Трудно было и общаться на английском с людьми на академические темы. Но я справился. И мораль, мне кажется, такая: когда ставишь перед собой цель, жизнь всегда даёт шансы для ее реализации, нужно только ухватиться за эту путеводную звезду и достойно выдержать все испытания на пути к мечте. Как в той песне Kansas: «Carry on my wayward son».

 

Материал подготовила Анастасия Лапшинова