• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

ООО «Сконтел»: бизнес-инкубатор для будущих специалистов в области nanofabrication

С сентября в МИЭМ НИУ ВШЭ стартует новая магистерская программа «Материалы. Приборы. Нанотехнологии». Одной из базовых кафедр для студентов программы станет знаменитое ООО «Сконтел» - ведущая компания в России и мире в своей области, занимающаяся как научными разработками, так и производством высокотехнологичной продукции в сфере квантовой оптики и нанотехнологий. Сегодня наш собеседник – заведующий кафедрой, научный руководитель ООО «Сконтел» профессор Григорий Наумович Гольцман, первым из российских ученых получивший недавно престижную премию Международного Института инженеров электроники и электротехники (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE) по прикладной сверхпроводимости.

 

Григорий Наумович, компания «Сконтел» - один из примеров успешных технологичных компаний в России, имеющих положительную репутацию за рубежом. Ваша продукция активно продается по всему миру. Расскажите, пожалуйста, о направлениях вашей деятельности.

Действительно, компании уже 13 лет и мы многое сделали за это время. Как минимум, заняли свою нишу в высокотехнологичном производстве. Еще в 70-е годы я занимался сверхпроводимостью, продолжаю заниматься и сегодня. Как на уровне фундаментальных исследований, так и на уровне конкретного производства. Всё, что мы производим, связано с несколькими направлениями в научной деятельности. Это физика низких температур, криогеника, квантовая оптика, терагерцовая радиотехника. Почти 90 процентов нашей продукции покупают компании и университеты развитых стран мира для своих лабораторий, нуждающихся в выпускаемых нами приборах для научных исследований. Это и есть рынок «Сконтел».

 

Каким образом вы находите своего покупателя? Наверное, это не очень большой рынок.

Достаточно большой. Рынок научно-исследовательского оборудования больше, чем рынок оружия. Нашими покупателями являются ученые-коллеги, которые работают в близких нам областях. В нише, которую мы занимаем, все в мире друг друга знают: мы встречаемся на одних конференциях, много общаемся, часто пишем совместные статьи. У нас есть проторенный путь в плане рекламы. Сначала выходит статья в журнале (допустим, «Nature»), где сказано, что вот эта работа сделана на оборудовании, которое создано и произведено компанией «Сконтел». Тут же приходит десяток покупателей. Собственно, часто такой публикации бывает достаточно, а репутация у нас уже есть.


Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей продукции.

Компания так задумана и создана, что производит дорогую уникальную продукцию, которая - как индивидуальный пошив, а не фабрика костюмов. Всё создается под конкретного заказчика, с учетом его потребностей и тех условий, в которых нашей технике предстоит работать.   

«Сконтел» производит различное оборудование, расскажу о том, которое востребовано больше всего. Это однофотонные детекторы (счётчики фотонов) и другие приборы для квантовой оптики с рекордными по многим показателям характеристиками. Наши сверхпроводниковые нанопровода, используемые в инфракрасных счетчиках фотонов, позволяют получать более точную информацию о времени поглощенного фотона, без помех, без шумов и с высокой эффективностью. Это очень важно для научных исследований.


Для такого производства необходимо высокотехнологичное оборудование. Что оно из себя представляет?

По сути, это весь цикл так называемого «nanofabrication facilities», то есть нанопроизводства объектов. Это комплексное оборудование, позволяющее вести научную работу, проводить эксперименты, заниматься разработками, и, конечно, производить. То есть, оно «погружено» во все сферы нашей деятельности. Но производство – далеко не единственный процесс, постоянно протекающий в наших стенах. Значительная часть оборудования используется также для обучения студентов.


Расскажите, пожалуйста, о сотрудниках вашей компании.

Все они когда-то были моими студентами и уже в студенческие годы занимались практической работой. Многие из них прошли аспирантуру, защитились. Даже будучи практиками, все они – учёные. Например, генеральный директор, Смирнов Константин Владимирович, - теперь профессор, доктор наук. История компании начиналась с научной деятельности в коллективе. А в какой-то момент стало понятно, что сложилась команда, способная производить и продавать востребованный и уникальный высокотехнологичный продукт. Но научная составляющая никуда не исчезла из нашей работы: фундаментальные исследования, эксперимент, разработка новой продукции, публикации в научных изданиях, международные контакты с ведущими университетами и исследовательскими институтами мира. И, конечно, стартапы, которые вырастают в бизнес со всеми его компонентами, в том числе такими, как продажа, сопровождение договоров. И чтобы такие стартапы состоялись, нам нужны студенты и молодые учёные, которые являются основой будущих проектных команд. Подготовка специалистов – важнейшая часть нашей работы.


В таком описании есть элементы бизнес-инкубатора.

Так и есть. Коммерческая компания зарабатывает деньги, которые во многом тратятся на подготовку кадров для наших же проектов и на обеспечение необходимых процессов, в которых эти проекты появляются. Без этого в наших условиях не могут существовать ни фундаментальная наука, ни разработки, ни преподавание. Без этого не будет ничего.

Работа у нас строится на основе функционирования научных групп или рабочих команд – для каждого нового продукта, направления в науке. А студенты уже подключаются к командам в соответствии со своими пристрастиями и интересами.


У вас работает много студентов, магистрантов и аспирантов. Расскажите, пожалуйста, как строится процесс работы с ними. Как к вам попасть, на что настраиваться, с чего начинать?

Попасть очень просто – для начала достаточно к нам прийти. В частности, мы являемся базовой кафедрой в Высшей школе экономики для магистерской программы «Материалы. Приборы. Нанотехнологии».  Для студентов мы организуем практику, где ребята могут познакомиться с оборудованием, нашими специалистами и найти себе рабочую команду для будущей деятельности. А уже останутся они у нас или нет – это зависит в первую очередь от них и уровня их мотивации. Так что, настраиваться нужно на работу, без этого настроя всё остальное бессмысленно.

На первом этапе главная задача, в том числе моя как преподавателя и зачастую научного руководителя – понять, где лежат способности студента, какая именно деятельность будет приносить ему удовольствие. Люди ведь часто этого не понимают про самих себя, нередко они становятся заложниками кратковременной моды, которая их захватывает, а при этом настоящие способности - в иной области. Кому-то интересно добывать новые знания, а кому-то программировать, кому-то проектировать и изготавливать микросхему, кому-то - заниматься аналитикой. Моя и наша общая задача – найти эту область. Как? Всегда по-своему. Общаемся, разговариваем, пробуем. Надо искать. И обязательно в практической плоскости, в условиях реальной практической задачи.


Как появляются рабочие команды?

Естественным путем и в обстоятельствах, в каких находится любая компания. Каждая рабочая группа в итоге нацелена создать собственный новый продукт и впоследствии наладить его производство. Под эти задачи необходимо формировать целую инфраструктуру производства, маркетинга, продаж, открывать компанию. Здесь необходимо очень хорошо понимать рынок, знать всё то, что создается нашими коллегами и партнерами по всему миру, предвидеть запросы потенциальных покупателей.

Но при этом мы отталкиваемся всегда еще и от интересов самих ребят, организующихся в команду. К примеру, одна из наших компаний недавно стала заниматься телемедициной. Почему вдруг именно эта область? Потому что некоторые сотрудники и студенты заинтересовались ей, получают удовольствие от работы в этом направлении.

А между тем телемедицина – клондайк. В России практически пустой рынок, огромный спрос и пока еще мало что производится. Ребята сейчас активно изучают рынок – у нас в стране, в Америке, Европе, Японии. И мы разрабатываем здесь новый продукт.

Совместить профессиональные интересы команды и потребности рынка, чтобы это дало рождение нового продукта – одна из тех задач, которые стоят передо мной как руководителем.


Расскажите, пожалуйста, о новом стартапе подробнее.

Сейчас промышленность производит всё лучшие по качеству и при этом всё меньшие по размерам датчики различных величин, которые можно собрать внутри одного устройства - так, чтобы они постоянно могли показывать разные параметры организма. Самый распространенный, но очень простой пример – фитнес-браслет.

Такие устройства могут быть ориентированы и на конкретные заболевания. В данный момент мы делаем устройство для больных, страдающих деменцией. Больные могут упасть, потерять сознание, заблудиться, потеряться в пространстве, и вот тут нужны наши датчики, которые передают на сервер информацию о том, что с человеком в данный момент что-то не так, что есть проблемы. При этом он никакую кнопку не нажимает – устройство на основании изучения этого человека и поступающих данных принимает решение и посылает сигнал. Мы сейчас это испытываем.  Главное, что мы делаем со своей стороны при разработке таких датчиков, - создаем самообучающуюся систему, алгоритмы и программы, которые изучают человека: что у него норма, а что является отклонением.


Как вообще появляется идея нового продукта? Что становится отправной точкой?

Всегда своя история. Приведу конкретный пример. Есть у нас направление, связанное с терагерцовой и инфракрасной фотоникой. Проводя очередной раз совместные эксперименты в Гарварде, я прочитал статью в «Nature» одного американского ученого, который занимался в тот момент разработкой резонаторов на оптическом волноводе.  Мы встретились и я ему предложил поставить на его волноводы наши детекторы, совместив таким образом две разные технологии. В результате, в дальнейшем получились квантовые оптические интегральные схемы, что сегодня становится совершенно новым направлением на рынке. 

Идеи приходят везде - на конференциях, из чтения статей, в поездках, во время эксперимента. Главное - ничего сегодня в одиночку не сделать, всегда нужны хорошие партнеры, с которыми очень важно поддерживать постоянный контакт. Поэтому я всегда очень большое внимание уделяю участию в международных научных конференциях. Это лучшая возможность сообщить профессиональному сообществу о том, чем ты в данный момент занимаешься. И, кстати, на каждом таком мероприятии я всегда встречаю около десятка своих учеников, работающих в разных точках земного шара.


Каких специалистов вы готовите у себя? И каковы их дальнейшие перспективы?

Наши молодые ученые, так или иначе – специалисты в области нанопроизводства, или, как называют в мире, «nanofabrication». У каждого есть специализация, кто-то еще и программирует, кто-то занимается электроникой. Но всё это люди, которые знают, как сделать наноструктуру нужных размеров. Причем, чтобы она работала так, как надо в той системе, для которой делается.

Все наши ребята осознают, что после того, как они освоят «nanofabrication», перед ними открывается очень большой рынок трудоустройства по всему миру. В том числе в России, где сейчас тоже появляются новые производства, которым очень нужны такие специалисты.

Подготовка ученых международного класса – часть нашей работы, может быть, самая важная. Мы снабдили мировую науку довольно большим количеством профессионалов.  И когда мои выпускники говорят мне, что у них есть желание работать в определенной компании или научно-технической области в другой стране, я помогаю успешно решить этот вопрос. Дальнейшая карьера, разумеется, зависит уже не от меня.


Расскажите, пожалуйста, о компаниях-партнерах, где сегодня работают ваши ученики.  

Их много, приведу несколько примеров.

С десяток выпускников работают в космической отрасли и в космических исследованиях. В Астро-Космическом центре ФИАН им. П.Н.Лебедева готовится к запуску космическая обсерватория «Миллиметрон» (Проект «Спектр М»), где один из главных технических специалистов – наш выпускник.

Уже 25 лет мы сотрудничаем с Гарвардским университетом. В нем существует специальная программа «Предок» (Predoctoral Program), по которой наши аспиранты сначала учатся у нас, потом в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики (Harvard-SmithsonianCenterforAstrophysics), а потом опять возвращаются к нам. Этот центр подчиняется Смитсоновскому институту (SmithsonianInstitution), большой организации в США, имеющей множество научных и образовательных подразделений. У нас было шесть выпускников, которые последовательно обучались по этой программе. Двое из них сейчас работают за границей, а четверо – у нас.

Еще один пример – Institute of Optical Sensor Systems (InstitutfürPlanetenforschungDLR), где много лет работает один из первых моих выпускников. Сейчас там моя аспирантка, которая одновременно работает над двумя дипломами – PhD и кандидата наук.


В чем вы видите свою первую задачу, когда к вам приходят новички?

Определить тех, кто действительно хочет учиться. С такими я буду работать. Эти люди будут приходить сюда каждый день и станут профессионалами.

 

Материал подготовил Олег Мыслюк