Красный-красный цвет твоего диплома
У выпускников старого МИЭМа с дипломной работой всё было ничуть не менее серьёзно, даже наоборот. Диплом не оценивался количеством страниц или процентом плагиата, который отображается в ЛМС - основным критерием оценки работы была перспектива использования данного проекта в производстве.
К примеру, работа выпускника Александра Шмида «Распознавание подстилающих поверхностей».
Летит самолет, облучает подстилающую поверхность радиолокатором, по отраженному сигналу принимается решение о типе поверхности. Выпускник написал программы для распознавания данных поверхностей, проанализировал полученные данные и пришел к выводу, что не все прогоны самолетов приносят пользу. И чтобы полученные после полета самолета данные имели смысл, самолёты необходимо гонять по определённой траектории. Все переполошились, на защиту существующего положения дел пришли генералы и полковники, результат работы выпускника вызвал большой скандал, но уверенный в своей работе Александр доказал, что он прав.
Впоследствии по данной тематике было защищено несколько кандидатских диссертаций и две докторские.
Работа Леонида Воскова «АУ одноадресной ЭВМ» очень быстро со страниц бумаги реализовалась в жизнь и применялась в МИЭМе около 4х лет.
«Придумал счётный триггер на двух потенциальных логических элементах «И-ИЛИ-НЕ», управление по эмиттеру через диод, два конденсатора, два резистора. Асинхронное микропрограммное управление, 13 разрядов, 16 логических и арифметических операций. Четыре рабочих места для набора операндов, временных диаграмм и получения результата»
Перевод: Аналог цифровой вычислительной машины, созданный для страдания студентов ФПМ при выполнении лабораторных работ, студентом - инженером с факультета электроники.
Работа Льва Раппопорта, посвященная созданию мерительного инструмента на базе дисперсионных решеток, запомнилась не только с научной точки зрения, но и благодаря наглости её защитника. Проекторов раньше, конечно, не было, поэтому презентацию делали, рисуя плакаты. Число плакатов было зафиксировано в учебном плане и меньше представить было никак нельзя. Так как работа Льва уже имела визуализацию не на бумаге, а с помощью светодиодов и фотодиодов, то один плакат оказался лишним. Тогда на последнем плакате студент написал просто «Y = f(x)».
Защита прошла успешно.
Конечно, можно бесконечно ставить выпускников с такими замечательными дипломными работами в пример, и, несомненно, нужно брать с них пример, но совсем уходить в фантастический жанр и утверждать, что все дипломные работы раньше были такими практично-актуальными, а уровень воды был гораздо ниже, я не буду.
«Мы учим ребят самосовершенствоваться» - говорил Евгений Викторинович Арменский. Написание дипломной работы учит самостоятельно вести какой-либо проект, ставить перед собой задачи и оценивать возможность их реализации, защита диплома предназначена для того, чтобы студент научился защищать свои проекты, представлять их перед публикой (см. историю про самолеты выше) или, наоборот, уметь принимать свои ошибки, прислушиваясь к мнению более опытных людей.
Но, несмотря на то, что написание дипломной работы миэмовцами прошлых поколений было очень трудоемким и требовало много сил и усердий, красный диплом завоевывался немного проще. Дело в том, что раньше на выпускных курсах студентам, которым получить красный диплом мешала какая-нибудь «тройка» по матану с первого курса, давался шанс исправить ситуацию и пересдать данный предмет. Счастливые времена…
Поздравляем всех с началом лета и надвигающимися сессией и защитой, желаем поскорее справиться со всеми трудностями и поскорее вспомнить о том, что, помимо красного-красного цвета твоего диплома и бледного-бледного цвета твоего лица после его защиты, в жизни есть множество ярких красок .
Материал подготовила выпускница МИЭМ НИУ ВШЭ Екатерина Новинская.