• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
60/10/3
60 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
126/40/15
126 бюджетных мест
40 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
45/20/10
45 бюджетных мест
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/45/5
40 бюджетных мест
45 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
87/40/6
87 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
25/5/?/1
25 бюджетных мест
5 мест за счет средств ВШЭ
Количество платных мест уточняется
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«Настоящий ученый должен уметь за три минуты объяснить, чем он занимается»

27 апреля в зале ученого совета состоится ставший уже традиционным конкурс коротких докладов, организуемый аспирантской школой МИЭМ НИУ ВШЭ. В преддверии события мы побеседовали о конкурсе с его идейным вдохновителем и главным организатором доцентом Департамента компьютерной инженерии, академическим руководителем Аспирантской школы по техническим наукам доцентом Клышинским Эдуардом Станиславовичем.

 

Вы проводите этот конкурс третий раз. Как вам вообще пришла в голову мысль заставить докладчиков излагать суть непростых вещей за 3 минуты? И почему именно 3, а, например, не 2 или не 4?

Это совершенно не моя идея. Это уже устоявшийся во всем мире стандарт, причем мире не только академическом, наравне с Печа-куча. А почерпнул я ее у одного чудесного человека, Жени Бакина, начальника отдела по развитию академических компетенций. Я посещал его курс How to Start Lecturing in English, который для себя назвал How to Start Lecturing (in English). Там рассказывалось и показывалось много интересных вещей, в том числе и такой формат проведения мероприятия. Мне он показался интересным, и по согласованию с советом аспирантской школы по техническим наукам мы решили провести такой конкурс в МИЭМе.

Почему именно 3 минуты?

Всё на свете завязано на цифру «3». Даже конференция такая проходит - «Троичность в мышлении».
Если серьезно, то не знаю, но могу предположить.

Считается, что настоящий ученый может за несколько минут объяснить ребенку, чем он занимается. В этом смысле три минуты - замечательное время. Оно не позволяет говорить слишком длинно и заставляет сообщать в докладе только самое важное, изложенное простыми словами. Заметьте, за три минуты надо изложить постановку задачи, сделать обзор, рассказать решение и показать результаты. Всё сжато, подтянуто, строго, но при этом весело и понятно.

С другой стороны, трехминутный доклад не предполагает таких строгих ограничений, как Lift Talk, или конкурсы «Расскажите свой диплом/диссертацию в одно предложение» и «Расскажи свой доклад в три предложения».

Lift Talk - это гипотетическая ситуация, когда тебе надо заинтересовать инвестора, с которым ты не можешь встретиться. И вот ты (скорее всего, преднамеренно) попадаешь вместе с ним в лифт. Инвестору некуда деваться и у тебя есть 20-40 секунд, чтобы заинтересовать его своим предложением. Если речь пойдет не так, тебя выгонят. Если ты сумеешь донести до него интересную идею, тебе назначат встречу.

Все эти конкурсы - хорошая тренировка ораторских навыков. Готовясь к ним, ты учишься четко формулировать основную идею в своей голове, а потом еще и грамотно формулировать ее в речи. Не последнюю роль играет и презентация - она должна не просто служить фоном, а иллюстрировать твои слова, порождая в голове слушателей правильные мысли. Опять-таки, кто-то аудиал, а кто-то визуал, надо помогать и тем, и другим.

То есть, участники должны еще и презентацию представить? Тогда вопрос: каково оптимальное количество слайдов в ней?

Это как получится. С одной стороны, неприлично держать слайд меньше того времени, которое достаточно для его изучения, а это обычно от 15-20 секунд. С другой стороны, бывают такие слайды, что на него молча переключился, все посмотрели, улыбнулись, и можно идти дальше. Плюс кто-то анимацию делает переключением слайдов. Так что тут скорее искусство, чем ремесло, давать конкретные рекомендации сложно.

Если хочется конкретных цифр - два-три слайда в минуту в таком деле хороший темп. Но это в среднем.


«Всё сжато, подтянуто, строго, но при этом весело и понятно». То есть, еще и весело?

Ну конечно. Профессор ведь как ребенок. Если ему будет скучно, он отвлечется через минуту, а потом и уснет. Поэтому надо держать темп, ритм и настроение.

Справедливости ради надо сказать, что, во-первых, в жюри нет ни одного профессора. А во-вторых, хороший доклад не обязан включать в себя хорошую шутку. Мы ведь разговариваем на равных, как исследователь с исследователем. Иногда можно пошутить, а иногда надо поговорить и о серьезных вещах.

В общем, вспоминается знаменитая миниатюра с Никулиным: «Весело взяли бревнышко, подняли, весело понесли...»  Вы сказали про жюри. Кто же там будет, если не будет ни одного профессора?

Доцент ДКИ Клышинский Эдуард Станиславович, доцент ДЭИ Юрин Александр Игоревич и доцент ДПМ Буровский Евгений Андреевич. Представлен каждый департамент.

Правда, у нас уже есть заявка от школы журналистики и медиакоммуникаций, а соответствующего члена жюри нет, но я надеюсь, что мы сможем грамотно оценить если не глубинное содержание, то хотя бы постановку доклада. Тем более, что тема близка каждому ученому - прокрастинация.

Более того, прокрастинация и студентам не понаслышке знакома. А что вы можете сказать о других докладах? Есть что-то такое в названиях, что интригует?

Так, давайте посмотрим вместе. «Пространственные игры (Spatial Games)», «Оптимистические алгоритмы», «Модификация алгоритма Ванг-Ландау».

Мне кажется, что названия говорят сами за себя.
 

Возможно. Эдуард Станиславович, к участию приглашаются все студенты – от бакалавров первых курсов до аспирантов. Что вы посоветуете при подготовки тем, у кого пока мало опыта?

Доложите то, что есть, просто постарайтесь сделать это коротко и интересно. Не надо пытаться тужиться и изображать корифея. Расскажите что можете и как можете. Потом сравните с другими и сделаете выводы.

А еще лучше зайдите на «YouTube» и попросите показать «Three minute talks». Посмотрите три-пять докладов. И после этого садитесь писать свой.

 

Последний вопрос - про зрителей-болельщиков. Раз такое дело, то могут ли они тоже как-то неформально «болеть»? Кричалки, плакаты, речевки…?

 Да-да-да, все средства хороши, если хочешь сбить человека с ритма речи. Я бы рекомендовал разве что пошуметь после доклада. Но жюри не будет включать оценку за качество кричалок в итоговую оценку доклада.