• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Поздравляем с юбилеем Анну Станиславовну Топоркову!

Анна Станиславовна окончила МИЭМ на стыке исторических эпох и осталась работать в родном институте. В эти дни она отмечает юбилей - 60 лет. Мы подготовили интервью с юбиляром - о знаменитых предках, родителях, детстве, родной Москве, студенчестве, времени, смене эпох и, конечно, о МИЭМ.

Поздравляем с юбилеем Анну Станиславовну Топоркову!

Знаменитая фамилия

Начну с прадеда по отцовской линии, Константина Филипповича Аникушина. Он был крестьянином из Тульской губернии и уважаемым мастером художественного паркета. Еще до революции он перебрался в Москву. Его паркет и сегодня украшает залы Московского Кремля и Серпуховского историко-художественного музея, который до революции был усадьбой фабрикантши и купчихи Анны Мараевой. К сожалению, не сохранилось старое историческое здание гостиницы «Москва» возле Кремля: там тоже был прадедов паркет.

У прадеда было много детей, прабабушка Анна Федоровна, урожденная Минаева, тоже из Тульской губернии, была награждена медалью «Материнская Слава». До взрослого возраста дожили дочь Евдокия и четыре сына, один из которых по-настоящему прославил нашу фамилию Аникушиных.  Михаил, мой двоюродный дед и родной брат моего дедушки Сергея, стал известным скульптором, одним из самых значимых в Советском Союзе, Народным художником СССР, Героем социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии и Государственной премии РСФСР. Все петербуржцы, да и не только они, прекрасно знают памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств возле Русского музея: это работа моего деда. В Москве главный памятник великому поэту возвел скульптор Опекушин, а в Питере – Аникушин, вот такая рифма. Помимо этого памятника, он создал еще множество произведений, украшающих и сегодня Петербург, другие города, в том числе за пределами России. Михаил Константинович – почетный житель северной столицы, хотя родился и вырос в Москве. В Петербурге ему поставлен памятник у его мастерской, где сейчас действующий музей о его творчестве.  В Москве его работы - памятник А.П. Чехову в Камергерском переулке, памятник Вере Мухиной на Пречистенке,  барельеф С.Я. Лемешеву на Тверской улице, памятник-бюст авиаконструктору Яковлеву А.С., он расположен в сквере рядом с Чапаевским переулком, при входе в Парк Авиаторов.

Еще один мой двоюродный дед, Владимир Константинович, в военное время был военным картографом. В частности, занимался тем, что должен был определять по фотографиям аэрофотосъемки вражеские составы, перевозящие военную технику. Он пережил войну, потом долго преподавал в академии имени Можайского. Еще один двоюродный дед, Павел, поступил в мореходное училище в Севастополе, погиб во время войны. 
 

Дедушки, бабушки, родители

Мой дед по отцу, Сергей Константинович Аникушин - специалист в области строительства. Был призван на войну уже в 38 лет, у него было двое детей, окончил курсы зенитчиков, прошёл до Польши, принимал участие в освобождении Бреслау. Вернулся к Новому, 1946, году, поскольку надо было поддерживать продовольственное снабжение наших войск, сеять и собирать урожай на освобождённой земле. Говорят, в молодости очень хорошо пел, но учиться не стал, поскольку надо было содержать семью.  А любовь к музыке передалась внукам: мой двоюродный брат стал профессиональным пианистом и дважды принимал участие в конкурсе Чайковского.

Дед Сережа женился на своей супруге, Антонине Николаевне, которая была родом из Тульской области, она родилась в деревне, соседней с родной деревней деда. Обычная вполне для того времени история, когда парни ходили к девчонкам в гости в соседнюю деревню. Из такого знакомства родился их брак, который тоже получился многодетным. У папы было два младших брата.  Бабушка по папе, Антонина Николаевна, в девичестве Ландина, была домохозяйкой, некоторое время работала в Серпухове на ткацкой фабрике. 

Мамин папа, дедушка Саша, Образовский Александр Сергеевич - известный ученый в области водоснабжения городов, специалист по водозаборным сооружениям, он работал в НИИ «Водгео» и преподавал в МИСИ, был крупным ученым.  Начинал с мелиоративных работ, занимался осушением болот в родной Белоруссии.  Там и познакомился с моей бабушкой Марией Борисовной, в одном из сел, где проводили работы. Дед постоянно ездил в командировки, побывал на всех строящихся ГРЭС. Помню, он всегда на праздники посылал открытки своим коллегам и очень скрупулезно в своем журнале отмечал, кто прислал ему ответное поздравление, а кто не прислал – политически это было очень важно. Я понятия не имела в детстве, что такое ВАК, но знала, что туда нельзя не пойти, что прийти оттуда надо в очень возбужденном состоянии, а весь следующий день надо провести в переговорах по телефону: так стихийно продолжалось заседание ВАК.  У деда было множество аспирантов в разных уголках страны, и они часто, приезжая в Москву, останавливались у деда дома. Я любила этих гостей, они всегда привозили в подарок что-то очень приятное, например, ташкентские аспиранты приезжали всегда с арбузами и дынями. Бабушка всю жизнь была домохозяйкой, образования она так и не получила. Занималась воспитанием детей, Сережи и Веры. Во время войны, чтобы как- то поддержать семью, работала в детском доме помощником повара. Во время войны дед был командирован на крупные заводы,  имеющие значение для обороны страны, а бабушка с детьми поехала в эвакуацию. И, о чудо, поезд, который вез в эвакуацию мою будущую бабушку Машу с детьми, остановился где-то в Новгородской области. Приехали крестьяне на подводах разбирать по домам эвакуированных. Как рассказвала бабушка, она спросила у мужика: «А что за селение?»  Ужовка. «А агроном Ломако Алексей Зиновьевич - ваш?»  Да, он. «Вези к нему!» Так и оказались они у родственников- в семье родного брата Анна Зиновьевны,  мамы моего деда Саши. Второй дядя, Кирилл Зиновьевич  -  кандидат сельскохозяйственных наук, жил рядом, поначалу приютил семью Деда Саши в Москве на Рождественке.

Теперь еще  про (закономерные) случайности и совпадения. Мои родители познакомились в электричке по дороге на летнюю прогулку в Звенигород. Уже позже выяснилось, что до знакомства они всегда находились где-то рядом, потому что папа жил на Фрунзенской набережной напротив Нескучного сада, а мама работала в Промстройпроекте на Комсомольском проспекте, это буквально один квартал от Фрунзенской. Они прожили вместе более 60 лет, отметили 60-летие своей свадьбы. Их не стало в один год, в 2024 году, с разницей ровно 10 месяцев.

Папа окончил школу с серебряной медалью, поступил на физический факультет МГУ, когда тот был еще на Моховой. Он попал в поколение, которое переехало в комплекс зданий на Ленинских, ныне Воробьевых, горах. Первые два года в главном здании МГУ (та самая высотка со шпилем) давали общежитие москвичам, папа успел этим воспользоваться. Его группа пронесла студенческую дружбу через всю жизнь: каждый год встречались 5 декабря, в день сталинской конституции. Папа посещал эти встречи вплоть до своей смерти, не приехал только на одну из последних встреч, когда было очень скользко на улице.  Среди его педагогов были знаменитые А.Н. Тихонов и А.А. Самарский, авторы учебника по уравнениям математической физики. Самарскому папа сдавал экзамен: тот ему поставил «четыре». На аргумент «Ну как же так, я же ответил четко по вашему учебнику» Самарский ответил: «Я уже поставил, исправлять не буду». Папа потом всю жизнь это вспоминал. Читали лекции их курсу также легендарные Лифшиц и Ландау.

Папа с детства увлекался радио, уже в школе возглавлял школьный радиокружок. После университета он занимался радиофизикой, работал в закрытом учреждении. Заниматься наукой ему было непросто. Он не имел права дома иметь никаких книг, записей, вся подготовка проходила в специальных библиотеках, на работе. Дома – никаких бумаг. Поэтому для всех в семье его работа была покрыта тайной. Помню, старший брат в детстве спрашивал: «Папа, а как ты работаешь?». Он отвечал: «Ну как, как-как… раб-раб, вот так и работаю». Ребенку на первых порах этой информации было достаточно. Мы поняли, что у папы работа складывается успешно, когда он стал одним из первых лауреатов премии имени А.А. Расплетина.    

Мама, Вера Александровна, тоже родом из Белоруссии, поступила в МИСИ, окончила его. Она хотела поступать на водоснабжение и канализацию, как и ее старший брат Сергей, но так вышло, что ее зачислили на промышленное и гражданское строительство: она родилась 2 сентября, а на момент зачисления 1 сентября ей не было 17 лет. В итоге началась волокита, которая продолжалась две недели, и мама оказалась в ситуации, когда вообще могла быть не зачисленной в вуз, хотя экзамены сдала успешно, поскольку документы на поступление приняли. В итоге место осталось именно на промышленном и гражданском строительстве. Мне запомнились воспоминания мамы о поездках на картошку: это были пятидесятые годы, с едой было неважно, спали в хлеву, и ребята ловили лягушек, а потом готовили их. Так что лягушки – не такая уж и невидаль на столе в те годы.

После института она работала в организации «Гипрокомунводоканал» в Рыбном переулке в Москве, потом в «Промстройпроекте» на Комсомольском проспекте.  Принимала участие в проектировании плотины в Новороссийске, завода КАМАЗ.

Москва детства

Первые годы моего детства прошли на Фрунзенской набережной. Это благодаря прадедушке: наш дом был построен специально для инженеров, мастеров, привлеченных к строительству Дворца Советов, который так и не появился на месте Храма Христа Спасителя. Сегодня это элитный дом, а тогда мы жили в коммуналке, бегали в Нескучный сад, в Парк Горького, по Андреевскому мосту, хулиганили. 

В нашем доме жило много знаменитостей, например, космонавт Борис Егоров, Наталья Фатеева, ее супруг Владимир Басов, которого мы никогда не видели. За глаза этот дом называли «дворянским гнездом», там много жило народа «из бывших».  В соседнем доме жили, в основном, рабочие 300-го завода, что в Лужниках за окружной дорогой.  Так что компания у нас была разношерстной. Летом рисовали классики, используя выброшенные слепки челюстей детишек из ортопедического отделения зубной поликлиники.  Любимое развлечение зимой, кроме катания на коньках и лыжах, - забраться в убежище одного из домов, потом по подземным ходам ползком, с фонариком, с санками (ну не оставлять же где ни попадя!) пробирались к «оголовкам лаза», которые были на другой стороне двора: случись что, никто не найдет… Еще мы сами сооружали из подручных средств и подшипников, собранных на конечной троллейбусной остановке в Лужниках, около ярмарки, странного вида передвижные средства, и катались на них, используя высокий пандус соседнего дома.

Недалеко жили братья Торсуевы, учились на год младше меня. Мы даже состояли в одном совете дружины школы. Хулиганьё то ещё! А во дворе их дома были огромные качели, так что песня из фильма - просто отражение действительности. В параллельном классе учились внуки и правнуки знаменитых советских деятелей - Микояна, Засядько, Дзержинского.

Когда становилось скучно во дворе, шли в Парк Горького в боулинг. Там тогда появились игровые автоматы. Меня из-за маленького роста класса до третьего выдавали за дошкольницу и проводили бесплатно, а с мальчишек брали по 15 копеек за вход. Мы подбирали потерянные монетки и тратили на мороженое. Мальчишки в бассейне фонтана тоже собирали монетки, однажды попав за это в милицию.  Еще подкладывали на рельсы окружной дороги на Андреевском мосту и на валу (Камер-Коллежский вал, ныне Третье транспортное кольцо, - Ред.) пистоны, купленные в магазине «Тимур», пятаки и даже раздобыли где-то патрон, который мама все-таки успела отобрать. Из наших доблестей еще разбитая витрина в парикмахерской на Комсомольском около спортивного магазина. 

 На Фрунзенской набережной прошло мое детство, а юность я встретила уже в другом районе – Теплом Стане, где родители получили отдельную квартиру и где у меня был замечательный дружный класс. Кстати, мы с разницей в пару лет окончили одну школу с Татьяной Валентиновной Романовой. Я много чем увлекалась в те годы, ходила в музыкальную школу, с тех пор люблю  петь  и играть на гитаре, правда, сейчас все реже. 

Выбор вуза, вступительные экзамены

Уже в конце школы я поняла, что мне не нравятся гуманитарные предметы. Физика давалась тяжело, совет папы «ищи физический смысл» мне долгое время был не очень понятен.  По химии у нас была очень хорошая подготовка в школе, но душа не лежала, в медицину я не хотела, хотя в школе окончила медкласс, я дипломированная младшая медсестра. В те годы была программа, по которой школьники получали дополнительное профессиональное начальное образование, и у меня был в выбор – в плиточники-облицовщики или в медсестры, я выбрала второе. Школу окончила в 1982 году. 

И вот вопрос: куда поступать? Мне нравились математика и английский язык. Помог отец, который по своим каналам навёл справки, где в Москве хорошая математика. Внимание пало на МИЭМ, ФПМ. В те годы вузы перед вступительными экзаменами организовывали короткие интенсивные подготовительные курсы, на них я и отправилась. Первым человеком, которого я встретила на «вузах» (главный корпус МИЭМ в Большом Вузовском , сегодня Большом Трехсвятительском переулке) был Валерий Николаевич Афанасьев. Он объяснил, что подготовительные курсы проходят на Пионерке. В первый момент я даже расстроилась, подумав, что речь о метро Пионерская, которая тогда была окраиной Москвы. Помню первое впечатление от курсов: огромная аудитория, сидят ребята, решают какие-то заумные задачи, куда я попала! Документы я подавала в день своего рождения, 27 июля. 

Экзамены проходили в ужасную жару.  Обе математики сдала на «четыре». Физика далась очень тяжело. Мне стало страшно сразу, как только зашла в аудиторию, от одного вида экзаменатора: сидит мужчина в темно-коричневом костюме, рубашке ядовитого желтого цвета и огромных тёмных очках. Сидит с каменным лицом. В общем, терминатор. Мне достался билет про модуль Юнга. Готовлюсь, поглядываю на экзаменатора, который одного за другим отправляет с двойками. Я несколько раз подходила с задачками, он отправлял меня дальше решать. Изредка ставит тройки, абитуриенты счастливы даже этой оценке. Так прошло несколько часов, в конце концов заработала свою «тройку». Сочинение я писала на тему шолоховской «Поднятой целины». В итоге после довольно тяжелых экзаменов я поступила на факультет прикладной математики.

Первая сессия

Это было тяжелое испытание. Герои «Иронии судьбы» каждый год 31 декабря ходили в баню, а в МИЭМе, по крайней мере в нашей группе на факультете прикладной математики, именно 31 декабря, никак иначе, все студенты 1-го и 2-го курсов сдавали физику. Лектор у нас был замечательный, профессор Губкин, у него еще училась Трофимова Таисия Ивановна, автор знаменитого учебника по физике. Помню, она, уже будучи преподавателем, приходила, садилась на первую парту и конспектировала его лекции, потом вела у нас семинары.

На экзамене студент мог попасть к любому экзаменатору. Мне не очень повезло, получила «трояк». Потом в течение следующего года я смогла разобраться с физикой и получить итоговую «четверку».

Преподы-лекторы на первом курсе были знатные. Агранович Михаил Семенович - по матану -  писал аршинными буквами, не любил, когда опаздывают и все повторял: «Нельзя, нельзя заходить!». А как не опоздать, если занятия с 8 часов утра?! 

А семинары порой вели не слишком приятные люди. Один из них, по матану, собирал после коллоквиума отстающих, среди которых в первом семестре была и я, поскольку у меня не было той подготовки в школе, которую получили многие студенты, и вел с нами душеспасительные беседы о том, что нам нечего делать в институте и нужно уйти, пока не поздно. Кто-то из девчонок тогда не выдержал и забрал документы. Но - не мы с Еленой Альфредовной Ерохиной, с которой работаем вместе до сих пор в МИЭМ. 

 Следующий экзамен был как раз по матану  3 или 4  января. 3-4 дня на подготовку в новогодние дни, а выучить надо было 32 лекции! Вот и поставил мне  Михаил Семенович Агранович «двойку». Настроение было испорчено. После этого была линейная алгебра, которую у нас вела Баранович Татьяна Максимилиановна.  Она нас предупреждала, что если кто-то не сдаст матан, то, наверное, не сдаст и линал. Но я все-таки смогла сдать. И, наконец, последним экзаменом была инженерная графика. Готовиться мне помогала мама. Мы с ней вместе срисовывали графики и чертежи из огромной толстой рабочей тетради: в итоге этот экзамен я тоже сдала. Таким образом я вышла из сессии с одной двойкой.  На пересдаче получила 4, но уже без стипендии. Позже я разобралась и с матаном, на следующем экзамене летом всё тот же Агранович мне поставил «пять». Очень хорошо запомнила: стою после экзамена возле аудитории, и в этот момент мимо проходит тот самый семинарист, который в первом семестре советовал уйти: «Ну что, Аникушина, боитесь на экзамен идти?». Я ему показала зачетку с только что полученной пятеркой и была искренне рада его обескураженному выражению лица. 

Еще у нас был очень интересный преподаватель по программированию -  Каймин Виталий Адольфович. Я поначалу ничего не понимала, мне в то время очень помогла Елена Альфредовна. В те годы у нас вел семинары Александр Владимирович Белов, он часто использовал слово «итерация». Хорошо помню, что на первом семинаре у меня была единственная мысль: что такое итерация? А программы выполнялись в пакетном режиме, на перфокартах. И одна задача решалась целый семестр с исправлением кода, прогонами, исправлениями. До сих пор помню эту задачу.
 

Обретенная уверенность 

Первые два года мы решали задачки, ничего больше, никаких развлечений. Потихоньку оценки становились всё лучше, стало приходить чувство удовлетворения от результатов. Настоящая уверенность в себе пришла, когда у меня стали списывать. Тогда я поняла, что адаптировалась в техническом вузе.   

Инженером в лабораторию – через курсы английского

Вновь про совпадения. У меня была в студенческие годы подруга, Татьяна Литвинова, мы с ней познакомились уже в институте, когда вместе оформляли персональные комсомольские карточки. Она мне тогда говорит: «Так ты что, из 931-й школы? А я тоже знаю парня из этой школы, Сашу Моисеева, мы с ним в «Орленке» вместе были». Познакомились, разговорились, выяснилось, что речь идет о моем однокласснике. Стали подругами. К слову, Татьяна и Саша позже поженились. 

В конце 4-го курса надо было сдавать английский язык. Понятно, что в техническом вузе с ним было не очень в те годы. И вот Татьяна убедила меня пойти на курсы английского на Таганке. Там мы познакомились с молодым человеком, Андреем Беляевым, который недавно окончил МИЭМ и работал в нашем институте в отраслевой научно-исследовательской лаборатории САПР у Кравченко Виктора Алексеевича, тогдашнего проректора МИЭМ по науке. Кстати, у нас работает Наталья Павловна Кравченко, и в те годы студенты думали, что она и Виктор Алексеевич супруги. Помню, как однажды ко мне подошли студенты с просьбой поговорить с Виктором Алексеевичем, чтобы он убедил супругу не ставить им плохие оценки. Пришлось объяснять, что хоть супругу тоже зовут Наталья, но она Георгиевна, и они просто однофамильцы. 

Андрей Беляев предложил мне сначала в лаборатории поработать техником, привел меня и познакомил с В.А.Кравченко..  Там же в лаборатории мне дали тему для диплома. Надо сказать, что это была одна из самых передовых по оснащению лабораторий не только в Москве, но и вообще в системе высшего образования. Виктор Алексеевич в те годы возглавлял отраслевую программу «Лотос», которая занималась разработками для гибких производственных систем. В лаборатории тогда было такое оборудование, как стенд полунатурного моделирования, транспортный робот, станок с ЧПУ, автоматизированный склад, обрабатывающий центр для механообработки. Еще одна команда, в которую я попала, занималась автоматизацией документирования. 

Но была одна проблема – скоро диплом, и, значит, распределение. Это были еще те годы, когда выпускников распределяли по отраслевым предприятиям и НИИ. Помню, при распределении меня определили в НПО «Взлёт», который находился за МКАД. Я, конечно, устроила скандал Виктору Алексеевичу Каштанову, возглавлявшему тогда ФПМ (факультет прикладной математики, - Ред.), поскольку мне совсем не хотелось ездить на работу куда-то за МКАД – ни в театр сходить, ни по центру Москвы погулять, - но результата это не возымело. И вот в таком подвешенном состоянии я работала последний год своего студенчества. Но именно в это время в институте происходили события, которые и изменили, и определили мою дальнейшую профессиональную траекторию.  

Первые конференции, судьбоносное знакомство

Еще одна история про случайности и совпадения. Когда я отработала первый год, в первый же день после майских праздников прихожу на работу, а мне говорят: «Аня, срочно надо в Гурзуф съездить. Там конференция, а никто поехать не может. И доклад пропадает, и место». Спрашиваю: «Когда?». – «Завтра. Рейс в 7 утра». В общем, я согласилась.

Когда ехала, было очень страшно. Я знала, что среди участников признанные ученые, профессора, корифеи. Назову несколько имен: председатель конференции профессор Глориозов Евгений Леонидович, заведующий кафедрой микроэлектроники и пятикратный чемпион СССР по самбо; профессор В.П.Сикорский из Киева; профессор А.В.Тимофеев из ЛЭТИ; профессор А.Д. Закревский из Минска, один из главных специалистов того времени в области логического проектирования; профессор  И.С.Потемкин из МЭИ  и многие другие…

И тут я, молодой и неопытный инженер. Когда я ехала, я не понимала, что мне там делать, как себя вести. А когда приехала, страхи улетучились сами собой: сразу почувствовала, что мне легко и комфортно среди этих людей, что они очень простые и доброжелательные в общении.  Я познакомилась с Ольгой Федоровой из МЭИ. Я увлеченно слушала все доклады, мы гуляли по Гурзуфу, ходили в Никитский ботанический сад. Все доклады были очень интересные. В те дни я испытала шквал положительных эмоций. 

Прошел год. И через год я пропускаю тот момент, когда надо подать заявку на доклад на новой конференции, прозевала. И так получилось, еще одна случайность, что один из участников ломает ногу: вновь появляется вакантное место. Я снова еду на конференцию и там знакомлюсь со своим будущим мужем, выпускником кафедры вычислительной техники Московского энергетического института Виктором Топорковым. И опять совпадения: я жила на Фрунзенской, а он, будучи студентом, проходил практику в лаборатории  В.С.Бурцева в Академии наук на Ленинском.  Уже благодаря ему я познакомилась с ведущими специалистами в области вычислительной техники – академиком В.С.Бурцевым, профессором Я.А. Хетагуровым профессором В.Н. Вагиным. На одной из конференций, уже позже в Твери, профессор В.Н. Вагин меня познакомил с Дмитрием Поспеловым, который был основоположником российской науки, связанной с искусственным интеллектом. 

На стыке эпох. 90-е

Первые годы я, как и мои коллеги, занимались не только исключительно преподаванием. Мы участвовали в работе «по науке», принимали участие в разработках научных тем, которые вела наша кафедра. Из отрасли приходили актуальные задачи, связанные с разработкой продукционных систем, языка правил и фактов, специально для этого на стенде полунатурного моделирования в нашей лаборатории ранее была разработана система «Продус-85».  Возглавлял научную деятельность О.В. Евсеев, позже он защитил докторскую диссертацию и перешел на другую работу.

Программирование тогда изучали на фортране и паскале. Вообще, в те годы было несколько распространенных языков, я знала пять, иногда приходилось в один день вести занятия на всех пяти языках. Интересно, что среди студентов было больше девушек. Для факультета электроники мы также преподавали информатику. Я потихоньку обрастала новыми курсами. В какой-то момент мне от уволившихся коллег достались еще и курсы по системам искусственного интеллекта.

Запомнилась одна из первых задач, связанных с формализацией процесса механообработки. Вот у нас есть болванка для изделия. Необходимо полностью прописать процесс обработки от болванки до готового к применению изделия. Описание такого процесса было моей задачей, полный алгоритм действий, основанный на четких правилах. Помню свою первую задачу: уложить весь процесс в четко выстроенный граф. Такая работа требует системности мышления.  Потом Виктор Алексеевич  Кравченко меня приветствовал так: «О, системщица пришла!».

Помню, несколько позже, мне нужно было решить юридические вопросы с квартирой, мне посоветовали юриста от недвижимости, и, когда мы первый раз общались, он был очень удивлен точно прописанной дорожной карте действий, связанных с оформлением документов.  

В те годы мы много работали со школьниками. Была распространена практика, когда у вузов были подшефные школы, выпускники которых, прошедшие наше обучение, имели льготы при поступлении.

На рубеже 80-х и 90-х началась инфляция. По совокупности мы очень неплохо получали, но в начале 90-х инфляция превращается в гиперинфляцию. Пришлось подрабатывать в коммерческих структурах. Пригласил коллега с кафедры, Владимир Колосов, уже тогда он поступил в аспирантуру и занялся коммерцией. Забавно, но мы все подрабатывали и в институте скрывали это. Я подрабатывала в фирме, которая занималась продажей ингредиентов для пищевой промышленности, ароматизаторов, красителей. Кстати, офис располагался в здании детскго садика аккурат под окнами моей квартиры в Теплом Стане. Я занималась организацией рекламы на радио и в профильных журналах, составлением рецептур, много времени проводила на предприятиях – на Рябиновой улице, на Дмитровском молочном заводе, очень помогали коммуникативные качества. Было интересно. Помню, именно там я познакомилась с редактором WORD, он тогда был только на английском. Пришлось заниматься бухгалтерией. 1С тогда в помине не было, помню, как у бухгалтера были огромные простыни ведомостей, в которых она работала. Я была тогда единственным сотрудником, который не пользовался ручкой, всё делая в компьютере. Выглядело тогда это так, будто все вокруг работают не покладая рук, а я в компьютере картинки рассматриваю.

Виктор Алексеевич Кравченко организовал тогда коммерческую структуру, через которую научная группа кафедры получала интересные заказы на разработки от Федерального Казначейства, Экспортлеса, Газпрома. Работы были связаны в основном с систематизацией и автоматизацией бухучета, в первую очередь, разработка базы данных.  Даже проводили конференции для бухгалтерских работников. В каком-то смысле мы оказывали услуги, которые позже стали оказывать Гарант и Консультант. В то время это было очень актуально, поскольку законодательство быстро менялось, менялись требования, инструменты работы.

С четверного курса я освоила шитье и вязание. Старалась выглядеть соответственно.  В ход шло все, что удавалось достать - матрасная ткань, обрезки швейного производства, производственный брак шелкового комбината «Красная Роза», краснохолмский текстиль. Распарывала готовые дешевые юбки и шила из них новую одежду. Настольным журналом тогда была «Бурда», в котором печатали полную инструкцию по пошиву модели. Там я тоже применяла методы оптимизации. Например, написано, что нужно 6 метров ткани, а есть только 4. Что-то перекроить, что-то изменить, чуть перестроить – и вот мы укладываемся в 4 метра. То же самое и с вязанием. В общем, мы все крутились как могли.  Теперь есть большая коллекция уникальных изделий от легчайших блузок до курток и пальто.

Кстати, на излете 90-х и начала 2000-х я все-таки стала облицовщиком-плиточником! Когда делали ремонт в квартире. 

Наша кафедра АИПУ была выпускающей кафедрой по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления», я более 20 лет была секретарем ГЭК. Выпуск - две группы. Многие наши выпускники, молодые специалисты, оставались преподавать, поступали в аспирантуру, но защит кандидатских было немного. 

Одновременно преподавала на курсах компьютерной грамотности в МГУПИ, в РГУИТП года три проработала, преподавала на подготовительных курсах МИЭМ и ВШЭ.

Зато все годы преподавательской работы было много дипломников, со многими выпускниками сохранилась связь, иногда получается созвониться или случайно встретиться где-то. Сколько было дипломных выпускных работ с 1994 года - даже не могу сосчитать! Удивительно, но фамилия самой первой дипломницы - Нечаева, мой руководитель на кафедре - А.М.Нечаев. И уже в ВШЭ, в 2020 году -  тоже диплом  бакалавра , а и потом магистра  -  Нечаева Полина, которая стала Алексеева, а у меня был научный руководитель по УИР на 4 курсе  -  Алексеев Ю.К.

45 лет МИЭМ. Наши однокурсники ФПМ (выпуск 1988г.), 2007 г.
45 лет МИЭМ. Наши однокурсники ФПМ (выпуск 1988г.), 2007 г.

Кандидатская диссертация

Я бы не защитила диссертацию, если бы не супруг Виктор Васильевич Топорков, он заставил меня ей заниматься. В 2000 году он сам защитил докторскую в МЭИ. Первым этапом стал английский, поскольку подходил срок окончания действия сданного экзамена для кандидатского минимума. Мне муж говорит: «Ты чего сидишь? Ты понимаешь, что у тебя сейчас английский «прокиснет»? Давай защищаться». В итоге в феврале 2001 года я подала заявление на защиту по специальности 05.13.11 «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей», а летом уже сдавала экзамен по специальности, стала готовить диссертацию. Научным руководителем у меня был Виктор Алексеевич Кравченко. Приношу ему в сентябре свой «кирпич» с материалами, он говорит: «Хорошо, давай готовить к лету». Я говорю: «Нет, мне надо сейчас». В итоге весь этот блицкриг продолжался до декабря, перед Новым Годом защитилась в диссертационном Совете, который возглавлял профессор Валерий Николаевич Афанасьев, тот самый проректор, кто меня направил на подготовительные занятия перед поступлением в МИЭМ. Очень ему благодарна. 

Тема моей диссертации была связана с оптимизацией и распределением ресурсов на вычислительных средствах. Я во время подготовки очень увлеклась своей темой, добравшись до невероятных высот уровня абстрактного мышления. Защита прошла на "ура". Кстати, в 2001 году еще не было никаких электронных презентаций, соискатели приходили со своими плакатами, постерами, нарисованными таблицами на защиту. 

Объединение с Вышкой

Надо признать, что к тому времени, когда произошло объединение в 2011г. (в мой день рождения был подписан документ об объединении), на кафедре был объективный кризис: у нас просели хозрасчетные темы, прервалось взаимодействие с партнерами. Перестала поступать «свежая кровь», поскольку были маленькие зарплаты, был дефицит интересных задач. Практически никто не защищался, молодежь к нам не шла. При объединении с кафедрой ИТАС часть преподавателей ушла, была упразднена и наша кафедра, просуществовавшая ровно 25 лет, нашу специальность закрыли и студентов перевели на другую специальность. Многие преподаватели не смогли пройти конкурс в новых условиях из-за отсутствия публикаций.  Но мне всегда хотелось остаться в МИЭМ. В итоге, я училась на ФПМ, работала потом на факультете электроники (бывший ПЭМ), где была наша кафедра АИПУ, а потом и на АВТ, где кафедра ИТАС. Таким образом, если рассматривать сегодняшние департаменты МИЭМ, то я «засветилась» в каждом.

 И со временем, после различных преобразований, у нас сейчас сложился замечательный коллектив преподавателей департамента компьютерной инженерии, сегодня это моя профессиональная семья. 

Что касается адаптации в работе, самым сложным на первых порах стало встроиться по расписанию в модульную систему. Получилось так, что третий и четвертый модули у меня были пустые, а на первом и втором у меня пары стояли с 9-ти утра до 9-ти вечера. Со временем потихоньку перестроили расписание. 

И еще сложно было во время вынужденной удаленки, поскольку все навыки преподавания в очном формате сильно отличаются от онлайн-формата. Везде есть плюсы и минусы. Я все же сторонник личного общения. Счастье личного общения никакие технологии мне заменить не смогут. 

Советы начинающим

Возьмем пресловутый искусственный интеллект.  У нас, к сожалению, сейчас в университетах молодые люди зачастую считают, что знание теоретических основ не нужно, что технологии уже есть, они уже работают, и задача специалистов – исключительно в обслуживании и совершенствовании технологий. На мой взгляд, надо не бояться сложных комплексных задач, не бояться первого этапа, когда задача не дается. Она мучает, сидит в голове. Не бойтесь этого этапа, он нужный и порой неизбежный. Если решение не приходит, мы часто говорим: «У меня прокрастинация». Ничего подобного: идет сбор данных. Для каждой задачи это свои данные, но мозг подмечает вокруг всё нужное для решения задачи. 

Приведу, опять же, пример с двоюродным дедом. Михаил Константинович создал окончательный вариант своего знаменитого памятника Пушкину только после того, как съездил в Италию, где, безусловно, впитал огромное количество образов, примеров, воплощенных идей. Учитесь работать со своим мышлением, системно обрабатывать информацию, спокойно и последовательно, и тогда решение придет, даже для самой сложной задачи. Вспоминаю слова своей подруги Татьяны, которая однажды, когда в начале семестра нам выдали список заданий на семестр и мы все были в первом шоке, спокойно сказала: «Ну что вы переживаете, к концу семестра у всех всё будет!».  

 Столько всего еще вспоминается, но всего не рассказать. 

Спасибо МИЭМ, коллегам, друзьям и моей семье!

 Всем желаю удачи и творческих успехов!