• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Соболевский Алексей Александрович




С чего всё началось?

 

До 10-го класса я учился совсем не в математической школе и даже не в физ-мат классе. В программе школы, где я учился, было по 8 часов английского и испанского языка в неделю, и к 9-му классу я стал понимать, что меня не тянет изучать гуманитарные предметы. Меня интересовала информатика, математика - точные науки. После 9-го класса я решил, что пришло время менять профиль и определяться со своим будущим. Я поступил в достаточно сильный Лицей информационных технологий №1537, тогда (в начале 2000-х) он был лицеем при МИЭМ и там действительно хорошо преподавали точные науки. Я знал об этом институте ещё задолго до того, как поступил в лицей - мои родители окончили МИЭМ в 1982 году (факультет прикладной математики), и я всегда поражался их знаниям в области точных наук. Я хотел быть как они и посчитал, что технические знания дадут мне несколько больше, чем знания языков и гуманитарных наук. В начале 11-го класса встал выбор, куда поступать. Мой брат к тому времени оканчивал 2-й курс МГТУ им. Н.Э. Баумана (Факультет робототехники и комплексной автоматизации), и я подумал, что стоит попробовать свои силы и там (помимо МИЭМа). Весь 11-й класс я готовился к сдаче вступительных экзаменов в 2 вуза: МИЭМ и Бауманку. Весной на экзаменах в МГТУ я набрал 4,5 по математике и 3,5 по физике, что давало мне возможность поступить на ту же кафедру, где учился тогда мой брат. В МИЭМ же шло подавляющее число моих одноклассников и знакомых из параллельных классов. Сложилась ситуация, когда в МИЭМ из нашего потока поступило больше 30-ти человек, и я подумал, что это своеобразный знак. Большая часть моих друзей поступило на специальность "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

 

Как всё развивалось?

 

Итак, в 2003 году в одной группе нас оказалось около 20-ти выпускников лицея. Остальные поступили либо на ФПМ, либо на ФЭМ (матметоды в экономике). Часть оказалось на Факультете электроники. Первые полгода прошли достаточно быстро - большую часть материала, которые читали по матанализу и линейной алгебре мы уже прошли в рамках подготовки к поступлению в 11-м классе (нам, помимо прочего, часть предметов читали преподаватели МИЭМ). И после зимней сессии мы думали, что победили и нас уже не сломить. Летняя же сессия показала, что наши знания были, не настолько хороши, как нам хотелось бы - пришлось приложить все усилия, чтобы закрыть некоторые предметы в срок без долгов на осень. Второй курс был самым сложным для нас. С одной стороны - огромное количество новых технических предметов, с другой стороны - не всех нас в то время интересовала учёба. Студенческая жизнь - это же не только лекции, семинары, лабораторные работы. Это ещё и жизнь вне стен вуза, которая, безусловно, накладывала отпечаток на нашу успеваемость. Мы, потихоньку, начали узнавать про возможности, которые даёт нам наш вуз - весенние выезды в Санкт-Петербург, летние выезды в Лазаревское и Аше (Сочи). Это были одни из самых запоминающихся событий студенческой жизни. Там мы знакомились с ребятами на курс и два старше с других факультетов и налаживали новые контакты. Обрастали миэмовской семьёй. На этих выездах я познакомился, к примеру, с Грачиком Аджамяном (его интервью можно прочитать в разделе "Конструктор успеха" в Вышке). Но самое главное, что именно на одном из таких выездов я познакомился со своей женой - она училась на факультете мат-методов в экономике.

Что касается учёбы, то к 3-му курсу пришло осознание, что для сдачи экзаменов на "отлично" нужны не только голая зубрёжка и знания, нужна ещё и твёрдая уверенность в том, что ты непременно сдашь экзамен на подходящую тебе оценку. Уверенность - это то, что помогает тебе решать абсолютно любые задачи и позволяет не сомневаться в ответе при сдаче экзамена.

 

Что было дальше?

 

После окончания вуза я поступил в аспирантуру и начал набирать материалы по тематике смешанного обучения (blended learning). Стоит отметить, что в то время у нас активно развивалась идея максимальной информатизации учебного и вне учебного процесса кафедры. Благодаря титаническим усилиям Дениса Королёва была создана единая информационная среда кафедры с единой системой авторизации на всех электронных сервисах кафедры: электронной образовательной среды (которой занимался я), wiki-среды, форума, фотогалереи, самописного видеоархива, форума и ещё порядка 10-ти сервисов, которые позволяли не просто учиться в вузе с понедельника по субботу, но находиться в постоянном контакте с сокурсниками и преподавателями, сохранять и наращивать базу знаний. Студены не просто учились - они жили кафедрой. Нарабатывали профессиональные навыки, решая задачи по улучшению этой среды.

Сейчас многие из тех, кто участвовал в этом процессе, работают в компаниях-лидерах IT-рынка, включая, к примеру, компанию Яндекс. Кто-то открыл собственный бизнес, который успешно развивается по сей день (компания Flant, занимающаяся IT-аутсорсом). Более того, многие ребята благодаря этой среде, созданной на кафедре, смогли найти себя в новых, на тот день, сферах IT: проектировании пользовательских интерфейсов. Сейчас они работают в крупнейших компаниях этого сегмента рынка на ключевых должностях.

С 2010 года я стал работать в МИЭМе в качестве начальника управления по информационному сопровождению. Вместе с коллегами с младших курсов мы реализовывали действительно интересные задачи по созданию внутри вузовского телевидения - такого уровня проекты я до сих пор не видел ни в одном российском вузе.

В 2012 МИЭМ вошёл в состав Высшей школы экономики, а мне посчастливилось перейти туда на должность начальника отдела рекламы. Многие считают, что реклама - это только броские слоганы и креатив, однако я могу с уверенностью сказать, что современный digital-рынок немыслим без применения инженерных навыков и IT. Без той базы, контактов и кругозора, что мне дал МИЭМ, я бы не смог сейчас решать те задачи, которые возникают в процессе работы. Мне часто приходится работать со студентами МИЭМа и они всегда ответственно подходят к решению задач, которые мы перед ними ставим.

МИЭМ - это нечто большее, чем просто знания. Это семья. Я стал частью этой семьи и несказанно этому рад. Более того, свою семью я тоже нашёл благодаря МИЭМу.