• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Интервью с победителями "Высшей пробы" по направлению "Инженерные науки"

Большое количество студентов поступает в вуз, имея право БВИ. Одной из главных олимпиад для школьников является "Высшая проба", где МИЭМ курирует направление "Инженерные науки". Поступление ребят выглядит абсолютно одинаково - олимпиада, ЕГЭ, 75+ по профилю, зачисление и студенчество. Но, конечно, каждая история индивидуальна, всё сопровождается переживаниями и большим количеством стараний. Об этом мы и решили поговорить со студентами.

Интервью с победителями "Высшей пробы" по направлению "Инженерные науки"

Мирошников Егор (ИТСС)

Егор учился в нескольких школах, последняя из которых — школа №444. В свободное время он изучал английский и занимался электроникой и программированием, как хобби.

Однажды преподаватель по информатике предложил ученикам возможность поступить в университет без вступительных экзаменов. Заинтересовавшись, Егор стал готовиться. Преподаватель показал ему сайт с заданиями прошлых лет и объяснил несколько типов задач, которые были особенно сложными в решении.

Егор пробовал свои силы в программе "Шаг в будущее" от МГТУ им. Баумана. Он победил в олимпиаде “Высшая проба” и получил право на поступление в вуз без вступительных испытаний. В качестве учебного заведения выбрал НИУ ВШЭ, потому что вуз считается одним из лучших. Интерес к электронике и умение разбираться в технике определили его выбор.

Для подготовки Егору хватило опыта и работы с материалами прошлых лет. Олимпиадные задания включали программирование микроконтроллеров и сборку логических схем, что ему уже было знакомо. Егор считает, что быстро освоить эти навыки, особенно если к ним нет интереса, вряд ли получится и, возможно, стоит выбрать другое направление.

Егор предпочитал готовиться самостоятельно, так как считает такой подход более комфортным для себя. Ему не нужно было тратить время на согласование встреч, и он мог полностью сосредоточиться на подготовке. По его мнению, найти подходящего наставника было бы сложно, так как опытные специалисты уже заняты на высокооплачиваемой работе и не имеют времени и желания обучать школьников. Поэтому он полагался на собственные силы и поисковые системы.

На данный момент Егор почти завершил обучение в университете. Один из планов - продолжить заниматься ремонтом компьютеров, как это было ранее, и продолжать развитие в выбранной области.

Артём Соснин (ИВТ)

Артем Соснин еще в школе проявлял интерес к различным инженерным направлениям. В восьмом классе он посещал школьный кружок, где занимался работой с Arduino, а когда начался предмет информатики, он заранее вместе с другом изучил двоичные системы счисления. Им это показалось интересным, и они даже создали собственный алфавит на основе двоичных чисел. Позже, в десятом классе, Артем определился с выбором предметов для изучения (физика, информатика, профильная математика и русский язык) и начал изучать свой первый язык программирования — Python. Знания и навыки, полученные на кружке по Arduino, оказались полезными для него на этом этапе.

Олимпиаду Артем нашел случайно в последний день регистрации, увидев информацию в интернете, и решил попробовать свои силы. Он готовился по материалам, предоставленным НИУ ВШЭ, изучая тестовые варианты этапов и посещая онлайн-вебинары. При возникновении вопросов по задачам обращался к преподавателям в школе.

Когда Артем получил грамоту призера в мае, он осознал необходимость использовать ее для поступления по БВИ. Абитуриент составил список вузов и направлений, куда мог поступить без вступительных испытаний, оставалось только подтвердить диплом, набрав необходимые баллы по профильным предметам. 

Почему он выбрал НИУ ВШЭ и направление ИВТ? По словам Артема, это был непростой выбор. Основной причиной стало то, что ИВТ сочетает физику и программирование, направления, которые ему интересны. ВШЭ он выбрал по нескольким причинам: во-первых, возможность переехать в Москву, которая показалась ему более подходящей по размерам и возможностям по сравнению с родным Екатеринбургом. Во-вторых, молодой преподавательский состав и система оценок, позволяющая студентам оценивать преподавателей каждый модуль, обеспечивая более объективный и прозрачный подход к обучению. Также Артем отметил, что во ВШЭ используется 10-балльная система оценивания и четыре сессии в год, что помогает равномерно распределить учебную нагрузку.

Артем советует при подготовке к олимпиадам использовать все материалы, которые предоставляют вузы-организаторы, и изучать смежные темы, которые могут быть на заданиях. Сам он готовился самостоятельно и с другом, хотя допускает, что репетитор мог бы повысить результаты.

Сейчас Артем активно продолжает заниматься программированием в университете. Он отмечает, что темп обучения в ВШЭ довольно быстрый, и хотя поначалу было сложно, со временем он привык и адаптировался. В дальнейшем он планирует продолжать заниматься программированием и работать в этой области.

Полина Баткилина (ПМИ)

У Полины Баткилиной не было опыта в сфере, если не считать базовых знаний физики и программирования. Обучаясь в распределённом лицее НИУ ВШЭ, она узнала о конкурсе "Высшая проба".

Для подготовки Полина обратилась к куратору с просьбой договориться с одним из преподавателей, работающим с Arduino. С ним она занималась с 10 до 21 часов, собирая различные схемы. Без этого занятия, возможно, ей было бы сложно выполнить практическую часть. Так Полина готовилась в 10 классе, а в 11 классе практическую часть не отрабатывала, лишь разбиралась в теории, решая задачи прошлых лет. При возникновении трудностей обращалась к школьному учителю.

Помимо Высшей пробы, она участвовала в ВСОШ, МОШ и финале НТО (профиль БДиМО). 

Полина выбрала НИУ ВШЭ, так как фактически уже училась там два года и слышала о вузе много положительного; некоторые её друзья также поступили туда, причём не только в год её поступления. "Высшая проба" дала ей скидку на обучение, но при поступлении на ПМИ это не оказало существенного влияния. 

Полина посоветовала решать задачи по физике, поскольку их не так много, и к ним реально подготовиться. С информатикой ей трудно дать совет, так как этот предмет у неё получался достаточно легко, требуя лишь логического подхода.

Для неё индивидуальная подготовка предпочтительнее, но в случае затруднений всегда можно обратиться к учителю или более знающему человеку. Самостоятельная подготовка позволяет лучше усвоить материал.

Сейчас Полина учится в Вышке, в основном закрывает дедлайны. Летом планирует пойти на стажировку.

Мосалев Максим (ИВТ)

Участие в олимпиаде "Высшая проба" дало Максиму право БВИ в МИЭМ. Он всегда интересовался техническими науками и хотел проверить свои знания и навыки на практике. Олимпиада предоставила уникальную возможность не только углубить свои знания, но и встретить единомышленников. 

“Заключительный этап олимпиады состоял из 3 частей: физика, информатика и создание схемы на Arduino. Так я и распланировал свою подготовку к олимпиаде. Больше всего уделил внимание части с Arduino, так как это была новая сфера для меня. Быстро разобрался и изучил эту тему, особенно помогли вебинары, которые проводили организаторы.”

Подготовка к олимпиаде научила Максима организованности и системному подходу к изучению материала. Отборочный этап прошел достаточно легко, а  заключительный оказался довольно напряженным - задания требовали не только теоретических знаний, но и практических навыков. Особенно интересным, по мнению студента, было решение заданий с Arduino в виртуальной среде проектирования: “необходимо собрать схемы, чтобы что-то крутилось, мигало, двигалось. Именно такие моменты делают опыт ценным и запоминающимся.”

Сейчас Максим - студент 3 курса ОП "Информатика и вычислительная техника". Подготовка к олимпиаде значительно укрепила знания физики и информатики, что помогло в дальнейшем прохождении курсов в университете. Знания Arduino пригодились в учебных проектах для проектирования устройств. Участие в олимпиаде "Высшая проба" вдохновило Максима на дальнейшие достижения в инженерной сфере и открыло двери в университет!

Бажанов Константин (ИТСС)

Участие в “Инженерных науках” получилось довольно спонтанным, сперва Константин планировал соревноваться только по физике и математике, но заинтересовался направлением и решил попробовать свои силы. В подготовке ему больше всего помогли разборы заданий прошлых лет, благодаря ним сложилось понимание структуры заданий олимпиады и перечня тем, которые там встречаются. “Благодаря тому, что я готовился, особых затруднений задания на олимпиаде не вызвали, времени на их решение тоже было вполне достаточно. Второй тур, конечно, был сложнее первого, но практическая часть, которой не было в первом туре, далась мне довольно легко”.

Подготовка к олимпиаде помогла Константину в академическом пути. Студент выбирал как олимпиаду, так и образовательную программу по своим интересам. Сейчас он продолжает развитие в области электроники - ОП “Инфокоммуникационные технологии и системы связи” и учебные проекты МИЭМа дали такую возможность. Например, Константин является инженером-схемотехником в одном из программно-аппаратных проектов, который совсем скоро будет представлен.