Поздравляем Сергея Львовича Портного с 70-летием!
Сергей Львович Портной работает в МИЭМ относительно недавно, всего 2 года, но успел завоевать уважение коллег и студентов института. Сегодня Сергей Львович читает лекции, ведёт семинары, осуществляет научное руководство треком «Информационно-телекоммуникационные технологии» бакалавриата «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», где в наступившем учебном году обновлены программы для студентов 3 и 4 курсов.
При этом юбиляр - признанный специалист в области беспроводной, сотовой и спутниковой связи. Он работал консультантом P5 в области экономики знаний ООН (UNECE), долгие годы руководил европейским отделением WiMAX Forum, входит в руководящий состав крупных компаний, работающих в области обеспечения связи. Сергей Львович опубликовал более 150 научных работ, является председателем редакционного совета журнала «Первая Миля» и членом редакционного совета журнала «Радиоэлектроника».
В рамках проектной работы в МИЭМ Сергей Портной руководит научным проектом, направленным на исследование методов повышения помехозащищенности систем мобильной связи 4G/5G/6G, Wi-Fi, IoT с помощью сигнально-кодовых конструкций для сложных каналов. Являясь научным консультантом Радио Гигабит (входит в состав YADRO), Сергей Львович руководит студенческой проектной группой по разработке новейших систем спутниковой и сотовой связи, а также организовывает работы в интересах РЖД по созданию модели связи на ВСЖМ.
В самое ближайшее время стартует работа новой мастерской t2 в МИЭМ, которая под руководством Сергея Львовича займется решением практических кейсов, встающих перед реальным сектором.
В юбилейные дни мы расспросили юбиляра о его работе, направлениях исследований, взаимодействии со студентами и шире – о современном состоянии и проблемах области телекоммуникаций.
- Сергей Львович, здравствуйте. Несмотря на богатую биографию, вы, начиная со студенческой скамьи, неизменно всегда занимались областью телекоммуникаций. Чем был предопределен такой выбор?
- Изначально такой выбор был предопределен моим образованием. Я закончил московский электротехнический институт связи МЭИС (ныне МТУСИ) и поступил на работу в НИИ Радио (НИИР). Параллельно стал посещать семинары по помехоустойчивому кодированию и заниматься научной работой в институте проблем передачи информации академии наук (ИППИ), где моими учителями являлись Эфроим Леонтьевич Блох и Виктор Васильевич Зяблов. Работа в НИИР и ведение научной деятельности в ИППИ определили дальнейшую жизнь в аспекте связки науки с практикой.
- Область знаний, связанных с передачей информации, возможно, претерпела наибольшие изменения именно на ваших глазах и с вашим участием. В первую очередь хотя бы потому, что сменились сами средства передачи информации. Оглядываясь назад, что бы вы посоветовали молодым учёным, когда они оказываются в ситуации не просто стремительных, но сущностных изменений в науке?
- Да, действительно. За время моей научной и практической работы сменилось несколько поколений в аппаратуре и системах телекоммуникаций. Когда я начинал, мобильной связи не было вообще, и возникнув, она успела пройти 5 поколений и готовится к 6. Аналогичные изменения произошли в спутниковой связи, где я начинал. А также возникла новая отрасль – беспроводная связь (wireless) на стыке фиксированной и сотовой связи, которая тоже прошла много поколений развития. Такой технологический рывок был бы невозможен без опережающего развития информационных наук – теории информации и помехоустойчивого кодирования. И мне очень приятно, что я один из первых стал работать в области сигнально-кодовых конструкций для сложных каналов. Именно на эту тему защитил докторскую в 1991 году. Молодым ученым пожелаю работать на стыке теории с практикой, такой симбиоз обогащает взаимно оба направления.
- Ваш педагогический стаж насчитывает более 30 лет. Но в Вышке вы работаете только 2 года. Насколько отличается образовательная система у нас по сравнению с другими вузами? И что лично для Вас было в этой системе самым неожиданным или парадоксальным?
- Я долгие годы проработал профессором МИРЭА, а также имел некоторую практику чтения лекций в МИЭТе. Работа в НИУ ВШЭ МИЭМ кардинально отличается от моего предыдущего опыта. И здесь нет одной причины, факторов много – правильная организация учебного процесса, с ориентацией на работу по проектам. Наверное, более качественный потенциал студентов и наличие взаимопонимания с руководством. И моя готовность передавать свой накопленный опыт.
- Телеком – область знаний, которая для всех студентов программы «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (сокр. Итсс, - Ред.), пожалуй, самая главная. Что сегодня здесь на острие науки, индустриальных потребностей, и – второй вопрос – как в связи с этим меняется программа сейчас?
- В настоящее время мир телекоммуникационных технологий стоит на пороге 6го поколения в сотовой связи и аналогичных поколений в спутниковой и беспроводной. Мне удалось насытить новый трек телекоммуникационными дисциплинами, которых ранее не было в МИЭМе – принципы стандартизации систем связи, основы мобильной связи, основы сетей Wi-Fi, основы спутниковых и радио релейных связей, основы SDR и др. Также удалось включить в учебный процесс темы проектов и ВКР напрямую связанные с прорывными технологиями современных коммуникаций - по заказам ведущих телекоммуникационных компаний (как операторов, так и производителей оборудования.)
- Ваша биография уникальна тем, что Вы всегда находились, что называется, в гуще событий, работая в практикующих компаниях, выполняя консультационную работу, и при этом занимались образовательной деятельностью. Не секрет, что высшему образованию зачастую в качестве главного упрека предъявляют его оторванность от реальной жизни. На ваш взгляд, какова та идеальная образовательная модель, которая способна максимально решать эту проблему?
- Отвечу коротко: «Я считаю, что образовательная модель, которая существует в НИУ ВШЭ МИЭМ в общем виде, и то, как нам удается трансформировать её для современного рынка, является в достаточной степени оптимальной».
- Пожалуйста, расскажите о проектных командах под Вашим руководством, какие они задачи решают?
- Под моим руководством находятся, в общей сложности, большее 30 студентов. Как в стандартных проектах ВШЭ МИЭМ, так и в проектах связанных с t2, РадиоГигабит (YADRO) и другими компаниями. Все проекты находятся в области мобильной и спутниковой беспроводной связи и интернета вещей. Более подробно не всегда можно говорить, но все проекты связаны с новейшими аспектами информационных технологий.
- Проектная работа студентов вузе – в первую очередь все-таки образовательный процесс, подчиненный своим правилам, требованиям, календарю. Любому заказчику всегда нужен быстрый результат. Насколько уживаются модель и целеполагание? Как решаются в ваших командах возможные противоречия?
- Вопрос правильный, но нам удается примерять все противоречия и подстраиваться под модель учебного процесса.
- Не знаю, можно ли приоткрывать завесу, может быть, несколько слов о новой мастерской.
- С точки зрения новой мастерской набран коллектив, который прошел несколько этапов отбора. Сформированы задачи t2 по 3м проектам. Впереди большая работа.
- В юбилейные дни просим от вас советы для студентов и абитуриентов: кому надо обязательно идти в телеком, а кому, может быть, выбрать что-то другое.
- В телеком идти тем, кому интересно работать на стыке различных технологий – теории, практики, математики, физики и IT. Не быть полностью узким ученым в одной области, но иметь широкий кругозор и быть специалистом в разных областях.