• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Проектная команда МИЭМ объединяет беспилотный и подключенный транспорт

Рубрика “Интервью с руководителем проектов” продолжается! Сегодня представляем материал о современных транспортных технологиях. Как происходит работа по направлению в нашем институте, рассказал научный сотрудник Учебной лаборатории систем автоматизированного проектирования и Учебной лаборатории интеллектуальных систем управления и робототехники Виталий Степанянц.

Проектная команда МИЭМ объединяет беспилотный и подключенный транспорт

Начать стоило бы с общей тематики исследований. Пожалуйста, расскажите о технических направлениях, к которым относятся проекты

В данный момент запущено четыре проекта - #982, #1548, #1550, #1551, они все связаны одной тематикой - мы занимаемся разработкой инструмента для высокоточного моделирования беспилотного и подключенного транспорта. Каждый проект работает над определенным модулем инструмента.

Среда моделирования создается с целью обеспечить возможность верификации и валидации (проверки на соответствие заявленным требованиям и поставленным целям) технологий интеллектуальных транспортных систем. Ключевое отличие нашего продукта от существующих - возможность моделирования новых технологий с высокой точностью (например, для беспилотного транспорта моделируется восприятие окружающей среды датчиками, а для подключенного - распространение радиосигналов с учетом окружающих препятствий). Такая точность необходима, поскольку в сложных системах мелкомасштабные изменения могут значительно влиять на крупномасштабные параметры.

 

Расскажите, пожалуйста, о построении рабочего процесса в проектах и вашей роли в нём?

Все участники проектов получают доступ в Notion (там же размещена публичная страница проекта), облако, Telegram-чаты и GitHub организацию проекта. Основная координация работы происходит в Notion - там хранится информация об участниках и доступных компьютерах, доступны инструкции, гайды, база знаний на много сотен страниц, рабочие страницы проектов, а также таблицы, в которых участники отчитываются о своей работе. В чатах происходит ежедневное общение и решаются срочные задачи.

В целом, я очень плотно вовлечен в процесс работы над проектами и работаю наравне с участниками. Но помимо практической работы над научным результатом я также занимаюсь координацией работы между проектными группами, приоритезацией задач, написанием рабочих инструкций, отслеживанием активности участников и взаимодействием с внешними организациями. 

 

На каких площадках разрабатываются проекты?

Работаем на личных компьютерах, недавно также собрали два мощных компьютера в УЛ САПР. У тех участников, у кого компьютеры недостаточно мощные, есть возможность удаленно подключаться к компьютерам лаборатории, моему компьютеру или к компьютерам друг друга. В лаборатории, к сожалению, компьютеров все равно не хватает, с прошлого учебного года ждем, когда их закупят.

 

Проводились ли тесты с участием беспилотного транспорта? Существует мини аналог полигона в лаборатории?

С реальным транспортом не работали, поскольку для наших исследований потребовались бы вложения на несколько сотен миллионов рублей и очень много времени. Именно для избежания таких проблем и нужны высокоточные симуляторы.

 

Принимали ли Ваши команды участие в выездах, выставках или конференциях?

Мы начали работу только в прошлом году, поэтому студенты пока что успели поучаствовать только на конференции имени Е.В. Арменского в МИЭМе. Но в этом году от каждого проекта уже готовятся работы на международные конференции, а также есть планы пообщаться с отечественными и зарубежными лабораториями, учеными и компаниями, занимающимися разработками в нашей области.

 

Кто для Вас идеальный участник проектной команды?

В первую очередь, для меня важна студенческая увлеченность в теме проекта и старание разобраться в используемых технологиях. По моему опыту, отсутствие искреннего интереса - большое препятствие и для результативности проекта, и для личной удовлетворенности  работой студента.

Также я ищу студентов, которые настроены на долгосрочное сотрудничество и заинтересованы в том, чтобы получить значимые научные результаты, а не просто зачесть необходимое количество часов за проект. Мы намерены разработать инструмент мирового уровня, и это требует большое количество работы. Поэтому договариваемся со студентами, что они готовы тратить на проект около десяти часов в неделю.

Для исследователей актуальны знание английского языка и опыт анализа и написания научных текстов. Для программистов - опыт работы с Python, C++, git.

Поскольку проект всё-таки учебный, основное внимание я уделяю желанию работать, а практическим навыкам можно обучаться в процессе. На данный момент проектные команды полностью укомплектованы - у нас 28 участников на 4 проекта, и еще очередь из нескольких желающих вступить. Но мы открыты к сотрудничеству и с удовольствием возьмем нового участника в проект, если его покинет кто-то из текущих.

 

Какова Ваша оценка текущей ситуации с использованием беспилотного транспорта в России?

Как в России, так и глобально в мире, технология беспилотного транспорта уже очень близка к внедрению в повседневность.

Разработкам около 30 лет, и они уже перешли из научных лабораторий в крупные технологические компании, предлагающие продукты на рынке. Поэтому мы преимущественно занимаемся следующим этапом в развитии технологии беспилотного транспорта - её объединением с технологией подключенного транспорта. Совместно они позволят автоматически координировать потоки движения, а не отдельные автомобили. Конкретно эта область исследований весьма новая, стала возникать в середине 2010-х годов, а активно начала развиваться только в последние 2-3 года. Мы находимся на передовой, и уже в прошлом году получили результаты, которые ещё не были достигнуты другими группами разработчиков.

 

Расскажите, пожалуйста, о себе. Я вижу, что обучались в МИЭМе и продолжаете на настоящий момент в аспирантуре. Какие эмоции и чувства связывают Вас с этим институтом? Насколько он Вас изменил?

Мне 24 года, учусь сейчас на первом курсе аспирантуры “Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования”, закончил в МИЭМе бакалавриат ИТСС (“Информационные технологии и системы связи” - ред.) и магистратуру КСИС (“Компьютерные системы и сети” - ред.). А до этого учился в Лицее НИУ ВШЭ. Ещё когда учился в Лицее, уже ездил в МИЭМ на Университетские субботы - тогда и решил сюда поступить.

Занимаюсь темой транспортных технологий уже четвертый год, веду это направление в УЛ САПР МИЭМ.

В первую очередь благодарен своему научному руководителю Романову Александру Юрьевичу за помощь в построении академической траектории и положительный пример руководства. Очень позитивно отношусь к проектной модели обучения, реализуемой в институте, считаю, что она дает студентам возможность развивать современные практические навыки и учиться брать ответственность за результат.

 

Цели на будущее - что в своей жизни Вы хотели бы сохранить и преумножить? Есть ли вопросы, в которых только предстоит начать разбираться?

Я уже довольно четко определился, что в обозримом будущем (а, возможно, и всю жизнь) в рамках профессиональной деятельности хочу заниматься проектом CAVISE (так называется инструмент с открытым кодом, который мы разрабатываем в рамках проектов в МИЭМ) и коммерческими проектами, которые могут отсюда вытекать. В ближайшие пару лет ключевая цель - защитить кандидатскую диссертацию, все остальное идет фоном. Для защиты нужно еще закончить разработку CAVISE и основательно разобраться в теоретических вопросах, связанных с анализом сложных систем.

 

Читаю ежегодные отчёты на странице и поражаюсь: путешествия, тренировки, конкурсы... Расскажите, пожалуйста, об этом и своих установках - как получается всё успевать?

Помимо научной деятельности, для меня является важным делом организаторская деятельность в рамках субкультуры Street Workout. В 16 лет стал куратором бесплатной образовательно-тренировочной программы SOTKA в Лицее НИУ ВШЭ. Потом, когда поступил в университет, создал студорганизацию WorkOut в Вышке. На данный момент я один из лидеров и идеологов в SW, соавтор программы SOTKA и её куратор по Москве. Успевать помогают другие участники, и то, что я совмещаю проведение их тренировок с собственными. Подробнее обо мне и моих проектах можно прочитать здесь.