Поздравляем с юбилеем Наталью Павловну Кравченко!
Наталья Павловна, расскажите, пожалуйста, о Ваших детских годах, родителях.
Я родилась на Чукотке в поселке Анадырь. Теперь это город. Родилась я в землянке. Отец построил жилище в углублении скалы, так что наружу выходили торец с дверью и часть боковых стен с двумя окошками. Скала загораживала дом от ветра.
Мама попала на Чукотку перед самой войной по распределению после окончания педагогического училища. Вся ее родня до сих пор живет в Благовещенске и ближайших поселках Приамурья.
Отец, Кравченко Павел Антонович, родом из кубанских казаков. Его деда генеральского звания величали не иначе как Его Превосходительство Главный врач войска Кубанского (дворянский титул моим предкам пожаловала царица Екатерина за особые заслуги перед Отечеством). У деда были дочь и десять сыновей. Старший, Антон – мой дед, остальные офицеры разного высокого ранга. Все получали традиционное военное или военно-медицинское образование, но самым образованным был мой дед Антон, который окончил два факультета Московского университета, физико-математический и медицинский. Он был женат на выпускнице Института благородных девиц, до революции они успели обзавестись тремя детьми, младшим был мой папа. Братья Антона воевали на фронтах или были в штабах в период 1-й Мировой войны, а мой дед стал директором гимназии, занимался просветительской деятельностью, но к нему обращались и за медицинской помощью со всей округи. Когда Белая армия стала отступать к Черному морю, братья Антона уговаривали его уходить с ними. Но он остался, так как искренне полагал, что родине принесет больше пользы здесь, однако, вскоре заразился от одного из своих пациентов станичников и умер.
Жена деда, моя бабушка, пережила мужа на несколько месяцев, оставив перед смертью подруге Кате все, что у нее осталось, и троих детей. Павлу, моему отцу, было тогда лишь три года. Старшие окончили школу и стали учиться дальше, а Павлу в школе было неинтересно, зато он перечитал всю библиотеку, оставленную родителями, а когда тетя Катя заставляла делать уроки, сбегал из дому. Папа был абсолютный гуманитарий. Позже старший брат, мой дядя, пристроил его в художественный техникум, где тот успешно проучился, а перед получением диплома возьми и брякни, что он дворянского сословия. В результате был с позором изгнан, не дали даже справку, что он там обучался. Но мой папа взял диплом однокурсника и нарисовал такой же себе. Это был его первый документ об образовании. Позже папа руководил отделом в журнале «Огонек» в 50-е и 60-е годы, где все его подчиненные имели как минимум один, а некоторые и по два университетских диплома.
После службы в армии, в 1937 году папа пошел добровольцем на строительство первой линии московского метро, где его приняли в партию и позже по партийной линии направили на Крайний Север, где он был избран первым секретарем партии: местные называли его начальником Чукотки. Спал иногда по 2 часа, подложив полено под голову, чтобы снова ехать (на собаках, оленях, иногда на вертолете) в разные концы необъятного края, заодно всегда вел записи, делал рисунки, которые позднее пригодились при написании сборников очерков и рассказов о жизни на Крайнем Севере.
Работая на Чукотке, он отправлял в разные московские издательства свои рассказы и очерки, пока не получил первую премию года журнала «Огонёк». Так наша семья попала в Москву, а папа стал работать в литературно-редакционной области.
Когда после 1-го и 2-го курсов физфака я поехала по комсомольской путевке строить на целине коровники и другие сельхозстроения, отец всегда одобрял такие каникулы. Беспризорное детство отразилось на его здоровье, и он умер в 55 лет. Мне всегда его не хватало.
По секрету от Ваших коллег мы знаем, что Вы в юные годы добились серьезных успехов в спорте. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее.
Когда недалеко от дома построили бассейн ЦСКА, меня позвали туда вместе с другими детьми. Девчонка с Чукотки не представляла, как это вообще можно человеку плавать: "Моржи мы, что ли?" Плавающих моржей я видела с берега, а вот люди на Чукотке не плавают. Большинство из нас, включая и меня, выгнали сразу как не умеющих держаться на воде (тогда в бассейне "лягушатников" еще не было). Вышла из раздевалки, села на ступеньку и плачу. Идет усатый казак, прямо с картины про запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану. Улыбается: "Чего ревешь?" А я ему: "Вы ведь казак, мы тоже кубанские казаки, а меня сюда не берут". Вытер мне платком слезы: "А что ты умеешь?" "Бегать умею. Могу на одной ножке по лестнице проскакать". Это оказался главный тренер бассейна. Он тренировал сборную страны для участия в международных соревнованиях. Вот на этих тренировках я и обучалась, уворачиваясь от ног чемпиона Европы по брассу и "подзатыльников" остальных пловцов. За одну учебную четверть научилась плавать, так что тренер выпустил меня на первенство бассейна. Поскольку я не имела никаких результатов, меня поставили на крайнюю дорожку, где надо было сражаться еще и с волнами, отраженными от бортов, что, впрочем, для меня было привычным делом. Заняла 3-е место, дома папа даже не разговаривал со мной. Так и пришлось за 2 года стать чемпионкой бассейна, потом Москвы, а потом еще и Советского Союза. Но после 7-го класса все заметно выросли, а я не очень. Еще год оставалась в сборной страны, а потом умер мой старенький тренер, с другими я не сработалась, а когда последний раз стояла на пьедестале 1 места, а справа и слева от меня ступеньками ниже стояли девушки все равно на голову выше, то и сама поняла, что пора с этим заканчивать. Однако мои дипломы и грамоты помогли позднее в МИЭМе устроиться на тренерскую работу летом в спортлагере в Рузе. Со мной все лето были мои дети, а еще позднее сын попросил остаться в лагере летом поработать и взять туда уже его дочку.
Вы окончили физфак МГУ. Получается, Вы не пошли по стопам родителей при выборе профессии? Расскажите, пожалуйста, о своих годах в университете и после в аспирантуре МИЭМ, первых научных исследованиях.
Да, когда поступила на физфак МГУ и радостно сообщила об этом папе, он ответил: «Физфак? Значит, все-таки выбрала физкультуру?».
В школе я училась хорошо, поступила в МГУ. Физфак в то время был уже на Ленинских горах. А вот мой бывший заведующий кафедрой радиоэлектроники профессор В.А. Солнцев вместе с академиком В.П. Масловым (академик РАН, создатель кафедры прикладной математики в МИЭМ – ред.) как раз вместе учились на физфаке во время его переезда с Моховой на Ленгоры. К слову эти два Виктора - единственные, кто решил неразрешимую до тех пор математическую задачу, о чем молва донеслась и до наших 60-х, когда уже мы учились на физфаке. В.П. Маслов вел семинары по математике в нескольких наших группах, но, - увы! - не в моей. Однокурсники были от него в восторге. В МИЭМе ему предложили возглавить кафедру Прикладной математики, чего он не скоро дождался бы в МГУ. А так как пришли в МИЭМ мы практически в одно время, то многие считали, что он, кроме своих учеников, привел в МИЭМ и меня. Это, конечно, было не так, хоть и звучало лестно.
По окончании МГУ я была распределена в институт радиотехники и электроники (ИРЭ) АН СССР, где выполняла дипломную работу. Институт и сегодня находится на Моховой в историческом здании бывшего физфака МГУ. Работать там было интересно, но режим слишком жесткий для женщины с маленьким ребенком, да и с аспирантурой не складывалось: до меня еще целая очередь, а у моей университетской рекомендации для поступления в аспирантуру срок заканчивался. Тогда и нашлась подходящая кафедра в МИЭМе с вакантными местами и аспирантурой. Кандидатские экзамены по философии и английскому языку были сданы еще в конце обучения на физфаке, что засчитывалось и как вступительные. Так я пришла в МИЭМ на кафедру «Электронные приборы» на должность младшего научного сотрудника и была принята в заочную аспирантуру, позднее перешла на кафедру радиотехники, позже переименованной в радиоэлектронику.
Что касается первых исследований, забавный случай был с моим изобретением в рамках диссертационной темы. В отличие от других патентов, когда подходящий для изобретения эффект получался из эксперимента, на этот раз источником идеи послужили мои теоретические исследования, точнее, умопомрачительные электродинамические выкладки, приведшие к новому эффекту. Диссертационная тема была связана с замедляющими системами лампы бегущей волны, базовым СВЧ прибором 70-х, да и сейчас снова актуальным. Это самая широкополосная лампа, а любые манипуляции с замедляющими системами, улучшающие связь электромагнитной волны с эдектронным пучком, неизменно приводят к сужению полосы усиления. На балансе этих основных показателей и строились все исследования. Из моих формул вышло, что, применяя экран специальной формы (это и был предмет изобретения, который обычно сравнивают с иглой Зингера: изобретя швейную машинку, Зингер запатентовал не машинку, а лишь иглу, которая до сих пор такая же), мы повысили коэффициент связи, при этом сохраняя, а при некоторых условиях даже немного расширяя полосу прибора.
Показала руководителю Ю.Н. Пчельникову, - он не поверил. Нашла медную проволоку, намотала спираль, сделала экран нужной формы, потом Ю.Н. использовал оборудование для ЛБВ, подключили - эффект очевиден. За два дня написали заявку, потом два месяца я ездила в институт патентоведения, искала аналоги у них в библиотеке (интернета тогда не было). В общем, все оформили и отправили. Когда пришел ответ, он мне не понравился: в изобретении было категорически отказано, так как оно «заимствовано» у японцев. Я-то знала, что нет. По счастью, дома этажом ниже жила преподаватель японского языка в МГИМО. Я к ней. Она не хочет браться, мол, у меня японская литература, а тут какая-то техника. Едва уговорила хотя бы разобраться в этих иероглифах, к какой области эта «техника» относится. Не поверите, что она выяснила. Запатентована машинка для поднятия петель на чулках! Молодежь, конечно, не знает, что когда-то мы поднимали крючками эти петли, т.к. на новые чулки не всегда хватало средств. В результате я настояла на комиссии у них, в патентном институте, и выступила с обличительной речью, которую готовила с особым удовольствием. Не зря же одно время я готовилась не только на физфак, но и на журналистику в МГУ. Короче, патент дали, чем я весьма гордилась.
Расскажите, пожалуйста, о времени после аспирантуры.
После защиты кандидатской диссертации я продолжала преподавательскую деятельность, что делаю и до сих пор, занимаясь параллельно наукой. В 1973 году приняла активное участие в организации и стала ученым секретарем ежемесячного Всесоюзного (затем Всероссийского) научного семинара «Проблемы СВЧ электроники», с 2013 года ставшего конференцией, которым до конца жизни (2016 г.) руководил д.ф.-м.н. профессор В.А. Солнцев – лидер научной школы по методам СВЧ электроники. За прошедшие полвека удостоена Почетными грамотами и дипломами Президиума Центрального Совета Российского Научно-технического Общества Радиотехники, Электроники и Связи им. А.С Попова с формулировкой «За плодотворную научно-организационную работу». На самом деле это была, в основном, постоянная, порой рутинная работа по привлечению участников из университетов, НИИ, академических институтов и предприятий промышленности из регионов страны, по формированию тематики ежемесячных семинаров, приходилось заниматься организацией расширенных 3-х дневных заседаний, были и приглашенные доклады, по большей части, из промышленности. Об одном расскажу подробнее. Предыстория такова: находясь в 1976-1977 годах на научной стажировке в Финляндии, я участвовала в Международной радиоконференции URSI, проходившей тогда в Хельсинки, где докладчик из США рассказал, что, мол, в подвалах Кремля советским ученым Тагером создан новый СВЧ прибор – лавинно-пролетный диод. Там он был назван по-другому, но я поняла, о чем речь, т.к. слышала раньше от В.А. Солнцева об этой работе А.С. Тагера. По приезде в Москву пересказываю эту историю и предлагаю пригласить к нам на семинар А.С. Тагера с сотрудниками, раз уж всему миру известно его изобретение, и только у нас оно до сих пор остается в строжайшем секрете. Подготовку к этому семинару рутиной никак не могу назвать. При большом скоплении ученого народа заслушиваем доклад, а в качестве решения по докладу В.А. Солнцевым предлагается выдвинуть авторов на Ленинскую премию. Присутствовавшие члены Президиума Центрального Совета НТОРЭС им. А.С. Попова и Научного Совета по физической электронике АН СССР поддержали выдвижение. В результате Александр Семенович Тагер с сотрудниками получили в 1978 году самую престижную в стране Ленинскую премию.
С 2017 года эстафетная палочка перешла в руки д.т.н. проф. А.А. Елизарова, который теперь является председателем Оргкомитета Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы СВЧ электроники» имени В.А. Солнцева, а я являюсь зам. председателя.
И немного о современности: что сегодня представляет собой область СВЧ?
Современная СВЧ электродинамика и электроника вновь на передовых рубежах науки и техники. Это связано, в первую очередь, с общим увеличением объема информации, циркулирующей в обществе, и, соответственно, с экспоненциальным ростом объема данных, которые нужно обрабатывать и передавать по каналам связи. Освоение короткой части миллиметрового и субмиллиметрового диапазона длин волн является на сегодняшний день ключевой проблемой электроники, что обусловлено перспективами многочисленных приложений таких источников излучения. Это не только высокоскоростные системы беспроводной передачи данных нового поколения, но и радиолокационные системы, системы дистанционного обнаружения и контроля, радиоастрономия для дистанционного зондирования Земли, спектроскопия и др. Помимо задач обработки информации и связи, СВЧ излучение применяется в измерительной технике, а также начинает использоваться в различных производственных технологических процессах и в медицине, включая бесконтактную хирургию.
Электровакуумные сверхвысокочастотные приборы (ЭВП СВЧ) позволяют обеспечить наиболее высокие уровни выходной мощности, вплоть до нескольких сотен ватт. Среди ЭВП СВЧ наибольший интерес исследователей вызывают лампы бегущей волны (ЛБВ), которые представляют собой широкополосные усилители. На сегодняшний день разработаны миниатюрные ЛБВ с выходной мощностью свыше 100 Вт в диапазоне до 200 ГГц, а также отдельные уникальные образцы приборов на частотах до 1 ТГц с мощностью в десятки мВт. Ключевым элементом ЛБВ, как известно, является замедляющая система (ЗС). Однако для освоения коротковолновых диапазонов требуется разработка новых типов ЗС, отличных от хорошо апробированных ЗС спирального типа. Для этой цели широко применяются методы компьютерного моделирования и проектирования, чем и занимается моя команда, в том числе, в русле задач научно-учебной группы «Электродинамика замедляющих систем и метаматериалов», возглавляемой профессором А.А. Елизаровым, где в мои обязанности входит методическое руководство проектом, содействие в сборе и анализе данных, подготовка публикаций и выступлений по теме исследований.
Расскажите, пожалуйста, о своих учениках.
У меня сейчас работают двое замечательных ребят из одной группы, Семен Пресняков и Александр Касаткин, которые учились у меня со 2-го курса бакалавриата, а с 3-го курса начали работать по науке, помогая мне во всем. Когда в 2018 году меня назначили председателем Олимпиады школьников НИУ ВШЭ «Высшая проба» по направлению «Электроника и Вычислительная техника» и председателем методической комиссии этой олимпиады, а также членом методической комиссии магистерской Олимпиады «Инжиниринг в электронике», эти ребята помогали придумывать оригинальные задачи, что было отмечено в выводах РОСШ. Даже когда назначили вместо меня нового председателя, к ним продолжали обращаться за идеями для новых олимпиадных задач. Дипломников было много, хотя из недавнего времени один особенно запомнился. Это Кагазежев Тамерлан, успешно влившийся в нашу команду, но ставший первой жертвой ковида в ВШЭ. До сих пор в мобильнике сохранилось его последнее смс из больницы. Память о нем всегда со мной.
Я искренне горжусь своими учениками. Совсем недавно, в октябре 2023 года успешно защитил кандидатскую диссертацию Семён Пресняков. Сейчас он уже может спокойно готовиться к учебным занятиям, не спеша завершая научные задачи. Над диссерационной темой работает Саша Касаткин. Там сложное исследование, поскольку ко всем проблемам расчета дисперсионных характеристик замедляющих систем в СВЧ диапазоне добавляется плазма, которой заполняют пролетный канал ЛБВ. Семён начал работать у меня раньше, а уже после первых публикаций с Семёном в команде появился Саша. Надеемся, что, он, хоть и с задержкой, но одолеет все преграды и придет к победе, тогда от души похвалим и его, причем не только за успехи в науке, учебе и преподавательской деятельности, но и буквально за возрождение учебной лаборатории в кабинете 313 после того, как он туда был назначен инженером 1 категории. Вернемся, однако, к Семёну. С первых курсов бакалавриата он прославился своим отличным владением английским, что очень помогало в составлении научных обзоров, написании аннотаций и многом другом. Когда мы начали отправлять доклады на международные конференции за рубеж, представителем от нашей команды был Семён (Лондон, Япония, Южная Корея, где ему местный оргкомитет даже поручил вести секцию, а впоследствии не раз предлагал аналогичное участие). Уже в бакалавриате Семён за свои заслуги получил высшую студенческую награду университета – звание Серебряного Птенца. В магистратуре продолжил заниматься наукой под моим руководством, имея большой объем преподавательской нагрузки, а на втором курсе аспирантуры я отправила его на научную стажировку в Финляндию в ту же лабораторию университета Аалто, где когда-то сама стажировалась. Вместо запланированных 6 месяцев, как для академического аспиранта, Семену перепало лишь 2 по причине начала пандемии. Тем не менее, стажировка оказалась весьма эффективной: по ее результатам опубликована статья в зарубежном научном журнале, входящем в международные базы Scopus/Web of Science, самого высокого уровня Q1 (уже зафиксировано 12 цитирований), а также в сборниках докладов на двух международных конференциях. После стажировки Семён продолжил заниматься диссертационными исследованиями и, несмотря на пандемию и другие трудности, сумел защититься в срок. Все пятеро членов Комитета признали, что его диссертация представляет собой законченную научную работу, выполненную на высоком уровне, и представляет интерес для исследователей и разработчиков ЛБВ-усилителей и других устройств миллиметрового диапазона длин волн. Самостоятельность и оригинальность исследования, включая личный вклад автора, также не вызвала сомнений, как и научная новизна и практическая значимость. Подчеркнуто, что основные выводы и положения, выносимые на защиту, обоснованы, а достоверность полученных результатов подтверждается логично выстроенной структурой исследований, корректностью используемых при расчете методов численного моделирования, согласованностью полученных результатов с известными в отечественной и зарубежной печати данными. Результаты исследований обсуждены на многочисленных публичных научных мероприятиях высокого уровня, опубликованы в профильных научных изданиях, включая статью в таком авторитетном издании, как IEEE Transactions on Terahertz Technologies.
Как нынешние студенты отличаются от студентов 20-ти летней давности и более? И что бы Вы им пожелали?
В целом у нас ребята очень толковые, практико-ориентированные, в частности, проектно-ориентированные, на что в нашем университете обращается особое внимание. И это хорошо. По сравнению со студентами прошлого века, когда мы добывали информацию, просиживая очень много времени в библиотеках, в том числе в Ленинке, в Политехнической, да и наша университетская библиотека была богата книгами и периодикой, нынче информацию получить проще и намного быстрее из интернета. С другой стороны, у этой доступности имеется особенность – достоверность информации не проверена, и в эту ловушку легко попадается современное студенчество. Ошибки встречаются даже в формулах, не говоря уж о выводах, не проистекающих из посылок, да и пресловутая релевантность пишущих часто сомнительна. Иногда пишут неучи и пишут много, так как блогеры работают на то, чтобы их читали. Порой на контрольной видишь такие чудеса, - хоть смейся, хоть плачь. Рецептов на все случаи нет, но студентам для лучшей ориентировки в современном информационном поле я обычно рекомендую: 1) проверить источник информации – откуда взят, на какие ссылки опирается, а если ссылок вовсе нет, лучше сразу поискать другой; 2) включить критическое мышление, подвергать каждый тезис осмыслению. Это ведь свойство человека – принимать информацию, соответствующую твоей картине мира, при этом отвергая не соответствующую твоему представлению. Кстати, ссылки тоже надо изучать, часто именно там все проясняется. Более того, в ссылке можно обнаружить, что в интернете вам подсунули фразу, вырванную из контекста, а в «хвосте» смысл может перевернуться. Например: «Договоры с русскими не стоят той бумаги, на которой написаны». Это одна из знаменитых цитат немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, которой и сейчас пытаются принизить Россию, на самом деле она вырвана из контекста его высказывания: «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, будете получать дивиденды вечно. Когда русские придут за своими деньгами, не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими надо играть либо честно, либо вообще не играть».
Наталья Павловна, спасибо большое за уделенное время. И еще раз поздравляем Вас с юбилеем!
И вам спасибо.