• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Мне всегда было интересно не только учиться самой, но и делиться своими знаниями»

Молодой специалист, доцент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ и директор физико-математической школы МИЭМ НИУ ВШЭ (ФМШ) Жукова Лилия в интервью рассказывает о начале своего педагогического пути и делится тем, как ей удается совместить преподавание и творческую деятельность.

«Мне всегда было интересно не только учиться самой, но и делиться своими знаниями»

Каково Ваше образование?

 

Я окончила с отличием бакалавриат по специальности «Информационные системы и технологии» в Уральском Федеральном Университете им. Б.Н. Ельцина (бывший УГТУ-УПИ). Затем поступила и окончила также с красным дипломом магистерскую программу «Системы обработки информации и управления» в МИЭМ НИУ ВШЭ. Во время обучения в магистратуре начала заниматься научной деятельностью под руководством Льва Николаевича Щура и решила продолжить обучение в аспирантуре. В 2020 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ».  

 

Почему Вы решили поступить в магистратуру именно в МИЭМ?  

 

Я подавала документы в МГУ на ВМК, в Бауманку и в НИУ ВШЭ.  В МГУ вступительные экзамены совпали с датами летней школы стипендиальной программы В. Потанина и Школой менеджеров Яндекс, где я в тот момент принимала участие.В связи с этим я не успела подготовиться должным образом к экзаменам и в МГУ не поступила... В Бауманку я проходила, но в силу целого ряда причин, в частности из-за того, что там не предоставляли общежитие, выбрала НИУ ВШЭ. В Вышке я сразу оценила качество и доступность информации на сайте (в отличие от многих других вузов). Я приехала на Мясницкую, буквально за 10 минут подала все документы и отправилась ждать результаты. Через некоторое время мне позвонили, чтобы узнать, не передумала ли я, и дали знать, что я зачислена. Все прошло очень быстро и гладко. Сегодня я искренне рада, что сделала именно такой выбор.

Как Вы пришли к преподаванию?

 

Моя мама - преподаватель физики в школе. Наверное, это как-то повлияло на выбор карьеры.

Я никогда не планировала получать степень кандидата наук, но во время обучения в НИУ ВШЭ я впервые узнала, что такое наука, и тогда аспирантура стала казаться логичным продолжением образования. Мне было интересно попробовать себя в области науки и образования, поэтому решила выбрать академическую карьеру  в МИЭМ. В скором времени была принята на должность старшего преподавателя в Департамент прикладной математики (ДПМ), а с получением степени кандидата наук была переведена на должность доцента. Чем бы я ни занималась, мне всегда было интересно не только что-то делать самой, но и делиться своими знаниями с другими.

 

Как долго Вы уже преподаете в МИЭМ и какие дисциплины Вы ведете?

 

На данный момент мой стаж работы в области образования составляет 5 лет (все в НИУ ВШЭ). Сейчас веду только дисциплину «Математический анализ», но также был опыт преподавания таких курсов, как «Алгоритмизация и программирование», «Python в науке и инженерии» и «Линейная алгебра». 

Также в прошлом году меня пригласили работать директором Физико-математической школы (ФМШ), которая изменила формат и в нынешнем виде (онлайн) существует лишь второй год.  В ФМШ я не преподаю, я занимаюсь организаторской работой и работой с документами.  Получается, что преподаватель в Вышке  - это не только человек, который учит и занимается наукой, но и зачастую выполняет административную работу. 

Кратко расскажу о ФМШ. Весь процесс от набора абитуриентов до выдачи сертификатов об окончании ФМШ проходит онлайн. У нас обучаются школьники 9-11 классов. Среди преподавателей есть студенты. Наша цель - еще со школы находить талантливых ребят, помогать им готовиться к олимпиадам и решать сложные нестандартные задачи, и в дальнейшем привлекать их поступать к нам, тем более что у них есть шанс получить реальные льготы при поступлении в виде скидки на обучение.

Каков Ваш подход к обучению студентов?

 

В современном мире информация сама по себе не несет такой ценности, как раньше, когда не было интернета. В связи этим цель преподавателя, на мой взгляд, не столько в том, чтобы накопить и передать знания в какой-то предметной области, сколько в том, чтобы выступать «навигатором и систематизатором» знаний в мире безграничной информации. Поэтому я стараюсь аккуратно разложить материал курса по полочкам, структурировать его и доступно изложить. Кроме этого, я стараюсь научить находить правильные ресурсы и обучаться самостоятельно, проявляя творческий подход.


Какие методы Вы применяете, чтобы сделать учебный материал более доступным и интересным?

 

Прежде всего при подготовке к занятиям я стараюсь пользоваться минимум тремя источниками информации, чтобы показать, что на одну проблему может быть несколько взглядов и несколько решений. Я всегда делюсь со студентами материалами лекций и семинаров с подробными разборами задач и доказательств. Иногда я подбираю научно-популярные видео и статьи, потому что иногда нужно сначала понять основные концепции «на пальцах», чтобы дальше разобраться в них более формально. Планирую ввести новые интересные формы занятий с элементами геймификации.

 

С какими вызовами Вы столкнулись в начале своей карьеры и как вы их преодолели?

 

Самое сложное в начале карьеры преподавателя - это, конечно же, подготовка к занятиям. Порой на подготовку одной пары длительностью 1 час 20 минут уходит до 6 часов. Но недостаточно просто подготовить пару, ее нужно хорошо провести: постараться донести информацию максимально доступно и ответить на все (порой очень каверзные) вопросы студентов. Первое время вопросы кажутся неожиданными и могут вызвать затруднения, однако с опытом становится гораздо легче. В первые годы преподавания преследует «синдром самозванца», через это просто нужно пройти, со временем появляется больше уверенности. Кроме того, НИУ ВШЭ предъявляет достаточно высокие требования к научной деятельности преподавателей. Нужно регулярно вести научную работу и публиковать статьи, на что тоже необходимо найти время. Мне казалось, что через 2-3 года станет легче работать, но на место одних сложностей приходят другие, так что преподаватель всегда должен быть в тонусе.

 

Какими успехами в научной деятельности Вы можете поделиться? 

 

В настоящее время у меня есть 13 научных публикаций, одна из которых опубликована в журнале Q1. Большинство из них были написаны во время моего обучения в аспирантуре. К концу 2023 года планируется опубликовать еще 2 статьи - одна из них уже принята к публикации, а вторая находится на этапе рецензирования.

Некоторые из моих публикаций:

- Ziganurova L., Shchur L. Synchronization of Conservative Parallel Discrete Event Simulations on a Small-World Network // Physical Review E - Statistical, Nonlinear, and Soft Matter Physics. 2018. Vol. 98. No. 022218. P. 1-15. doi

- Щур Л. Н., Зиганурова Л. Ф. Синхронизация процессов при параллельном моделировании дискретных событий // Журнал экспериментальной и теоретической физики. 2019. Т. 156. № 4. С. 775-787. doi

 

Чем Вы занимаетесь помимо преподавания?

 

Я увлекаюсь акварельной живописью, долго вела блог по этой теме и снимала уроки по рисованию. Сейчас занимаюсь танцами, играю на фортепиано, строю дачу и тоже снимаю об этом блог. Увлечений у меня намного больше, чем свободного времени, и они часто меняются, потому что я люблю учиться новому.

 

Как все же находите время для совмещения преподавания и занятия творчеством? 

 

Как шутит моя мама: «Есть три плюса в работе учителем: июнь, июль и август». Нахожу время на увлечения чаще всего в летний период, а во время учебного процесса помогает  дисциплина и планирование, главное - не болеть. Не могу сказать, что я все успеваю и на все нахожу время, скорее, наоборот, но я стараюсь.