• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

“В школе от тебя требуют знания, в университете – решение проблемы”

О том, как студент МИЭМ может пройти бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, стать исследователем и преподавателем. Рассказывает Егор Седов - молодой сотрудник департамента электронной инженерии и научно-учебной лаборатории квантовой наноэлектроники.

“В школе от тебя требуют знания, в университете – решение проблемы”

Как началась Ваша история учёбы в МИЭМ? Что запомнилось с поступления?

 

В 11 классе я уже твёрдо знал, что поступать буду в технический вуз на направление, связанное с программированием. Родители настоятельно рекомендовали походить по дням открытых дверей и выбрать то, что мне больше понравится. В итоге, в МИЭМе мне так понравилось, что больше я никуда идти не хотел и твёрдо решил туда поступать. Уже позже я понял, чем именно он меня привлёк: МИЭМ, в целом, как одна большая семья, и к студентам в нём относятся с некоторым теплом. В общем и целом, такой ламповый институт, в котором комфортно учиться.

При поступлении запомнилась мне одна ситуация, когда я, подав все документы в приёмную комиссию, решил спросить у принимавшей женщины, каковы мои шансы на поступление. На что она подняла глаза от своих записей и грозно заявила: «Ты на третьем месте в списке, а-ну иди отсюда!».

Поступил я на факультет электроники на направление «Автоматизация и интеллектуализация процессов управления», одно из самых сильных. После присоединения к Вышке название сменилось на «Информатика и вычислительная техника».

 

Чем для Вас было студенчество? Какое влияние на личность оно оказало?

 

Студенчество у меня прошло просто замечательно, не зря говорят, что это лучшие годы. Мы и учились, и подрабатывать пытались в свободное от учёбы время, и занятия иногда совместно прогуливали, то зависая в кино, то гуляя часами. Было весело. 

 

Костяк группы у нас был очень дружный. Поступило 20 человек на первый курс, а закончили университет только 6. Для меня был сложнейшим первый семестр первого курса, когда я основательно готовился ко всем занятиям. После осознания, что институт работает немного по-другому, чем школа, мне стало легче учиться. В школе от тебя требуют знания, в университете – только решение проблемы. А оно может быть разным. Как правило успеха достигал тот, кто знал, где получить знания, и понимал, как их применить к решению той или иной проблемы.

За годы учёбы студенты сталкиваются с предметами совершенно разного направления. У нас, например, были социология, культурология, экономика, и это сильно отличалось от предметов по математике и программированию. И к каждому предмету нужен новый подход, что развивало гибкость ума. Если ты хорошо выучил что-то, то это не даёт гарантий, что в следующий раз всё пройдёт точно так же. Возможно, именно из-за этого отсеялось больше половины моих одногруппников, но вместе с тем, я считаю, что умение решать различные поставленные проблемы — и есть главный навык, который ты выносишь из университета.

 

 

Вы решили продолжить обучение в магистратуре, но направление поменяли. Из-за чего?

 

Закончив бакалавриат, я понял, что если в программировании я более-менее что-то понял, то как работает конкретно железо и какая физика там заложена — мне было непонятно. В тот момент у нас открылось новое направление в магистратуре: что-то умное и связанное с квантовыми компьютерами. Я поступил на «Электронику и наноэлектронику». Честно говоря, учиться было несложно, зато интересно. Нравилось слушать и читать самому про физику, я, как говориться, нырнул в это дело с головой. Ответственно подошёл к выбору научного руководителя: даже ходил к нему на лекции, чтобы оценить, как хорошо он мне будет объяснять поставленные задачи. В итоге это были максимально плодотворные 2 года. Занимался в лаборатории, моделировал процесс распределения эффективной массы электронов в висмутовом проводе размером в 1000 раз меньшим, чем волос на голове. Мой научный руководитель Арутюнов К. Ю. включил меня в грант, мы опубликовали статью по результатам совместной работы. Я стал получать повышенную стипендию и метить в аспирантуру.

 

Легко ли преподавать, не имея значительной разницы в возрасте со своими студентами?

 

Преподавать я начал на 2-м курсе аспирантуры, это были семинары по физике у групп ИВТ. Работу мне предложил сам департамент, я согласился. Откровенно говоря, было сложно. Вчерашний студент, да ещё и не физик, мне часто не хватало знаний. Из плюсов — научился разбираться в предмете и в целом понял физику лучше. На следующий год и до конца моего обучения вёл только лабораторные. Это было полегче семинаров, я тратил больше времени на свою научную работу.

Уже в конце 4-го курса меня взяли преподавателем на полную ставку. Когда занимаешься наукой, тяжело заниматься только ею, и поэтому практически все учёные ещё и преподают. Опуская очевидные плюсы и минусы, большое удовольствие лично мне доставляет общение со студентами. Ведь не только они учатся у нас, но и мы у них. Порой это может быть что-то отвлечённое от предмета, но иногда можно услышать интересное объяснение какой-то задачи, наводящее на мысль о решении совершенно другой. Общение с разными людьми, разного возраста и разных взглядов позволяет не попадать в ловушку одной парадигмы, а смотреть на мир более широко.

 

Какое влияние оказывает возраст преподавателя на авторитет и роль в коллективе вуза?

 

На этот счёт у нас, молодых преподавателей, есть куча смешных ситуаций. Например, почему я стараюсь почти всегда ходить в костюме или пиджаке? Потому что если я в футболке, то мне не выдают ключи от аудиторий со словами: «Студентам не выдаём». А стоять и доказывать в 5-й раз, что ты преподаватель — неприятное занятие. Хотя, спустя 2 года работы меня стали и в футболке узнавать, за редким исключением.  В неформальном общении с преподавателями у меня никаких проблем не было. Мы очень хорошо общаемся даже с Юрием Дмитриевичем Плотниковым, а он преподавал уже долгое время, еще когда я только  поступал.

 

Когда Вы присоединились к лаборатории квантовой наноэлектроники? Что из себя представляет НУЛ?

 

Директор НУЛа — мой научный руководитель. Пока я учился в магистратуре и аспирантуре – работал исключительно с ним, вступая почти во все проекты. Сейчас сотрудничаю ещё с одной внешней лабораторией, но мы всё равно стараемся запускать совместные исследования. По факту, НУЛ — это одна большая группа учёных, в которой все друг с другом работают. То есть у нас есть, например, экспериментаторы, которые что-то измеряют, есть теоретики, которые что-то считают. Все кооперируются в одном месте. Например, экспериментальные результаты, которые я получил в аспирантуре, пытается объяснить группа теоретиков из нашего НУЛа

 

Организуется труд следующим образом: самые старшие научные сотрудники ставят какую-то задачу и набирают под неё аспирантов, студентов, постдоков (людей, закончивших аспирантуру, имеющих степень и занимающихся наукой). Как правило, студенты начинают с каких-то простых задач: катушку накрутить, коробочку для измерений спаять и так далее. Делается это для того, чтобы студент мог оценить, понравится ли ему такая работа в целом. Если интересы совпадают, то выбирается научная задача, над которой они работают совместно с руководителем. Заранее написанного решения для неё нет. Если студент не боится трудностей, его берут в НУЛ стажёром-исследователем, включают в гранты. По результатам работы публикуются статьи, с которыми можно участвовать в ПГАС (повышенная стипендия).

 

Есть ли в НУЛ карьерная лестница?

 

С карьерной лестницей у учёных немного сложновато. Здесь не всё определяется просто должностями, типа как в программировании: junior, middle, senior, руководитель команды, отдела и так далее. Конечно, есть младшие научные сотрудники, просто научные сотрудники и старшие научные сотрудники, но кардинальной разницы между ними особо нет. Здесь, как правило, люди работают в звании научного сотрудника, а показатель карьеры — количество и качество статей, выигрываемых тобой грантов, цитирований. В НУЛе я, будучи студентом и аспирантом, был стажёром-исследователем, теперь — научный сотрудник. Спрашивают с меня больше, чем со стажёра, это правда. И если я не буду соответствовать определённым требованиям, то на такую должность меня взять не смогут. Насколько я знаю, стажёр-исследователь лишён таких проблем.

 

Насколько часты выезды на конференции и кто их оплачивает?

 

В НУЛе есть определённая сумма, заложенная на поездки по конференциям. Старшие коллеги ездят почаще, младшие пореже, но, в целом, раза 2–3 за год на конференцию можно съездить, даже будучи студентом. Сама Вышка даёт какое-то количество поездок в год. Так что можно хорошо покататься, особенно когда есть результаты, которые можно представить на конференции.

 

Как Вы организуете своё время, хватает ли на отдых?

 

Специальных принципов организации не знаю, стараюсь обязательно, чтобы у меня были выходные. Первые два года полноценной работы преподавателем и научным сотрудником давались тяжело: это и пары, и подготовка, и научная деятельность. В горячие модули, когда накладываются, например, и семинары, и лабы, и физика школьников, со временем тяжеловато. Первые два года я работал 7 дней в неделю. На выходных готовился к следующим парам, а по будням преподавал и ходил в лабораторию. Сейчас я составил программу для семинаров и закончил работу над диссертацией, так что просто стараюсь, чтобы у меня всегда был 1 выходной. Не хочется жить только работой. У нас слишком мало времени, а в мире столько всего интересного!