Интервью с руководителем проектов: Владимир Башун
Сколько лет он является руководителем проектов, как выстраивается работа с командой, какие проекты уже реализованы, а также какие планируются вводиться в ближайшем будущем? Об этом всём – в интервью с Владимиром Башуном.
Как давно Вы руководите проектами?
С 2019 года, с момента начала работы в ВШЭ по основному месту работы. Для меня это отличный формат обучения, позволяющий привлечь студентов к решению актуальных задач и к участию в проектах в условиях, приближенных к реальной жизни, это весьма интересный и прогрессивный опыт.
Владимир, расскажите, какие основные направления Ваших проектов?
В основном это программные проекты. Первый проект был как раз по созданию инфраструктурных сервисов для поддержки проектной работы, так как на тот момент даже простой учет проектов был весьма затруднен, не говоря уже об учете работ студентов. Был создан целый ряд сервисов цифрового МИЭМ, начиная с корпоративного репозитория, осуществлялись проекты в интересах внешних заказчиков. Одним из последних интересных направлений являются совместные с ВК проекты в рамках инженерно-математической школы.
Какие языки программирования и технологии используются в Ваших проектах?
Самые разные. Для разных проектов и заказчиков требуется разное. Прежде всего это языки, связанные с веб: python, php, go, javascript/typescript, а так же c++. Активно используются технологии контейнеризации и автоматизации разработки (docker, ansible, k8s, CI/CD и т.п.).
Расскажите о принципе работы с командами. Есть ли какие-то особенности мотивации ребят?
Принцип работы выстроен следующим образом:
-
еженедельный сбор/созвон для постановки и уточнения задач;
-
трекинг задач;
Инициатива приветствуется, то есть, если можно обозначить необходимый результат, то дать больше свободы в поиске решения.
-
код ревью (проверка и анализ кода задачи перед ее релизом);
-
выстраивание горизонтальных связей в команде, это бывает не так просто.
Хоть студенты МИЭМ и имеют высокий базовый уровень, и, как правило, они очень способные, проблемы с мотивацией могут возникать, как и с любыми другими студентами. Я стараюсь брать в проекты людей, которые сами заинтересованы в развитии и повышении профессиональных навыков, а также в желании создать качественный продукт. К сожалению, мотивация извне работает плохо, или скорее не работает: внутренне мотивированный студент сделает в два раза больше, чем студент, которого надо как-то подгонять.
Но, конечно, вопрос мотивации важен - это прежде всего, возможность научиться чему-то новому, поучаствовать в реальном проекте, показать себя, повысить свой профессиональный уровень. Кроме того, не исключаются вариант финансового поощрения или возможность начать работу в серьезной компании по итогам проекта.
Вопрос о наборе студентов в команду. Предоставляете ли вы возможность в процессе работы научиться ребятам тому, в чем они плохо разбираются, или же есть требования к наличию определенного уровня знаний/опыта?
Любому руководителю приятно, когда к нему приходит работать опытный специалист. Однако это сложно ожидать, например, от студентов 2-3 курса бакалавриата. У них еще просто нет достаточного опыта. В таком случае мотивированный и готовый учиться студент лучше, чем умеющий что-то, но не мотивированный.
У нас есть опыт, когда люди приходили на проект без особого бэкграунда и при этом давали хороший результат и в итоге становились востребованными специалистами в своей сфере. На практике хорошим является вариант, когда в команде есть 1-2 опытных студента, к которым остальные могут в течение года подтянутся. Есть также вариант использовать внешних консультантов в проекте (т.е. людей непосредственно в нем не участвующих, но которые могут поделиться экспертизой).
Получается, Вы руководите проектами уже примерно 4 года. За это время изменилось ли что-то в методах управления командами?
Я и раньше руководил проектами, в которых участвовали студенты, просто не в рамках проектной деятельности МИЭМ. Да, стараюсь улучшать свои навыки непрерывно. За последние 4 года студентов и проектов стало кратно больше, так что методы взаимодействия с командами также приходится подстраивать, где-то вникать в детали меньше, чем хотелось бы. Например, раньше получалось делать полный код ревью и даже частично дописывать что-то, но сейчас приходится себя сдерживать (в плане дописывать), и в большей степени привлекать к код ревью проверенных людей.
Сколько проектов находятся в работе на данный момент?
На данный момент около 9 активных.
Есть ли у Вас любимый проект?
По любимому сложно что-то сказать. От каждого проекта можно взять что-то интересное и новое, даже если он идет третий год.
Есть ли какие-то идеи для будущих проектов? Или, может быть, собираетесь в ближайшее время начать что-то новое?
Да, есть идеи, пока в стадии проработки. Один проект, возможно, будет учебно-методический. Такого типа проектов у меня еще не было. И пара проектов программных по разработке/интеграции систем, но пока не создана даже проектная заявка, так что немного рано говорить.
На Ваш взгляд, что привлекает студентов к участию в ваших проектах?
Надеюсь, что интересная тематика и возможность прокачать навыки. Я сам стараюсь по возможности брать только те проекты, которые хоть как-то интересны мне.
Спасибо за уделенное время и участие в интервью. Желаем удачи Вам и студентам в ваших проектах!