• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Конференция Арменского 2.0

Вторая часть рассказа дипломантов о своих выступлениях на главной научно-исследовательскойконференции МИЭМ.

Конференция Арменского 2.0

Расскажи, пожалуйста, о своей работе. О чём она и какие результаты в ней презентовались?

Кучина Анастасия Павловна – бакалавр 4 курса департамента электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ. Автор работы: «Исследование и разработка методики расчета мониторинга поля, создаваемого конической рупорной антенной». Дипломант секции №3а «ЭлектроникаЭлектроника и приборостроение»:

Моя научно-исследовательская работа была посвящена исследованию и разработке методики расчета мониторинга поля, создаваемого конической рупорной антенной. Была получена универсальная математическая модель для построения диаграмм направленности конического рупора с учетом фазы апертуры рупора. Также была построена расфазировка диаграммы направленности в плоскости E конической рупорной антенны.

Сюракшина Анастасия Вячеславовна – бакалавр 4 курс департамент электронной инженерии МИЭМ НИУ ВШЭ. Автор работы: «Обнаружение поддельных учетных записей в социальной сети Вконтакте с использованием алгоритмов машинного обучения». Дипломант секции №4 «Информационная безопасность»:

Мое исследование направлено на повышение безопасности пользователей в популярной в России социальной сети Вконтакте. Существует множество факторов, из-за которых безопасность пользователей ставится под угрозу. Один из важнейших из них – постоянно растущее число поддельных аккаунтов. Цели создания таких аккаунтов: распространение дезинформации, киберзапугивание, мошенничество и даже манипуляция общественным мнением. Таким образом, важно бороться с фейками и своевременно их удалять.
В результате моего исследования на данном этапе предложен алгоритм машинного обучения, способный автоматически выявлять поддельные аккаунты с высокой точностью.

Беляев Егор Денисович - школьник 11 класса ГБОУ Школа №1519. Автор работы: «Система проверки знаний языка программирования PYTHON» (соавторы Гусев С.Д., Кукош А.М., Успенский А.Б.). Дипломант секции №5 «Проекты школьников по физико-математическим и техническим направлениям»:

Наш проект - "Система проверки знаний языки программирования Python". Приложение позволяет школьникам объективно оценить навыки владения языком и понять, на какие темы следует сделать упор.

Как ты пришёл к этой теме? Почему она тебя заинтересовала? Как долго ты над ней работаешь?

Кучина Анастасия:

Данная тема является частью моей ВКР. Я просматривала различные публикации в научных журналах, и меня заинтересовала тема, связанная с исследованием полей, создаваемых рупорной антенной. Поэтому в качестве объекта исследования решила выбрать конический рупор. Я занимаюсь исследованием этой темы с октября.

Сюракшина Анастасия:

В работе я хотела применить свои знания об искусственном интеллекте для решения актуальной проблемы в информационной безопасности. Идея пришла ко мне, когда я стала замечать множество фальшивой рекламы и негативных постов, созданных фейками во Вконтакте. Получение множества сообщений от фейков также поспособствовали созданию метода по автоматическому выявлению и удалению таких профилей. Работать над этой задачей изначально я стала в рамках своей дипломной работы с этого учебного года.

Егор Беляев:

Разработку проекта мы начали в декабре 2022 года. Команду не пришлось собирать долго, так как мы уже работали таким составом ранее. Первоначальным этапом работы было распределение задач: Беляев Егор и Успенский Алексей занимались созданием программного кода и интерфейса, Кукош Александр и Гусев Сергей создавали базу данных с вопросами для тестирования и занимались отчетом.

Какие методы и подходы используешь в своей работе?

Кучина Анастасия:

Я провела теоретическое исследование существующих методов по построению диаграммы направленности рупорной антенны, и на основе данного анализа удалось получить обобщенную математическую модель построения характеристики направленности, учитывающую расфазировку рупора.

Сюракшина Анастасия:

На первом этапе я использовала ручной подход для выявления фейков. Так как мне было необходимо собрать набор данных для будущих моделей машинного обучения. Я использовала как уже найденные ранее другими исследователями факторы и методы, по которым можно обнаружить фейковый аккаунт, так и свои собственные, которые я смогла обнаружить, являясь активным пользователем Вконтакте.
Далее, я собрала необходимую информацию об аккаунтах с помощью написанного мною скрипта. В итоге, пока получилось собрать информацию о 373 профилях, 160 из которых – поддельные.
После сбора данных начался экспериментальный процесс по созданию новых признаков, аналитике данных и созданию моделей машинного обучения. В результате сравнения работы нескольких из них была отобрана одна с точностью выявления фейков в 90%.

Егор Беляев:

Готовясь к экзаменам и изучая программирование, мы столкнулись с отсутствием системы проверки уровня знаний. Определили проблему, мотивировировавшую нас на разработку приложения. Мы изучили приближенные аналоги создаваемого приложения и проанализировали их достоинства и недостатки. В итоге, мы получили продукт, который соответствует поставленным критериям.

Как тебе твой научный руководитель? Как он тебе помогает в работе на твоим исследованием/разработкой?

Кучина Анастасия:

Закирова Эльмира Алексеевна помогала мне на протяжении всей моей работы, я часто консультировалась с ней по поводу полученных результатов. Обычно мы общаемся по почте, но иногда я просила созвонится в google meet.

Сюракшина Анастасия:

Мне очень повезло с научным руководителем. Перов Артём Андреевич оказывает мне помощь на каждом этапе моего исследования, направляя и корректируя меня. Более того, именно он был идейным вдохновителем моего выступления на данной конференции и на некоторых других форумах, чему я очень признательна.

Егор Беляев:

Нашим научным руководителем была Горовая Надежда Васильевна. Она внесла огромный вклад в разработку приложения и морально помогала в течение всей работы. Надежда Васильевна корректировала вектор нашей деятельности и принимала участие в тестировании итоговой программы.

Как ты думаешь, в чём твой секрет успеха?

Кучина Анастасия:

Я потратила достаточно много времени на изучение данной темы и написание работы, поэтому результат получился хорошим.

Сюракшина Анастасия:

Сложный вопрос. Думаю, секрет в интересе к своей работе и горящих глазах, с которыми я проводила свое исследование. Не стоит отрицать и практическую значимость результатов.
Мне очень понравились некоторые другие работы в моей секции, но я также рада, что моя работа высоко оценена членами комиссии. Это была интересная «борьба».

Егор Беляев:

На наш взгляд, секрет успеха заключается в трудолюбии, целеустремлённости и слаженной работе команды. Очень важно было доводить все начатое до конца и все неудачи воспринимать как опыт.

Какие дальнейшие планы развития твоей работы?

Кучина Анастасия:

Я планирую дальше заниматься изучением характеристик конической рупорной антенны, использовать более продвинутые программы для построения диаграмм направленности.

Сюракшина Анастасия:

Я не планирую останавливаться. Для следующих этапов важно собрать больше поддельных аккаунтов, чтобы выявить новые закономерности и иметь возможность применять другие методы машинного обучения, требующие большего набора данных.

Егор Беляев:

В дальнейшем в наш проект планируется добавить большее количество вопросов, теоретический материал и возможность использовать приложение на любых устройствах. Также одна из приоритетных перспектив разработки - это возможность самостоятельно создавать вопросы из разных предметных областей и добавлять их в приложение.