• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

«Заработки придут! Если получишь фундаментальное образование, а не просто диплом»

Евгению Дмитриевичу Пожидаеву – 85 лет. Мы поздравляем его с юбилеем! Читайте интервью с ординарным профессором НИУ ВШЭ

«Заработки придут! Если получишь фундаментальное образование, а не просто диплом»

Доктор технических наук, профессор, ординарный профессор НИУ ВШЭ, заслуженный деятель науки и техники РФ, лауреат государственных премий Евгений Дмитриевич Пожидаев отмечает в эти дни юбилей – 85 лет. Евгений Дмитриевич пришел в МИЭМ в 1965 году, и далее вся его профессиональная жизнь была тесно связана с институтом. О том, что отличало МИЭМ в первые годы его существования, развитии науки, учениках и о многом другом – в интервью с юбиляром.  

Евгений Дмитриевич, спасибо за согласие дать интервью. Расскажите, пожалуйста, о том времени, когда Вы пришли работать в МИЭМ. Что бы Вы отметили как его особенности на тот момент?

Я пришел в МИЭМ в январе 1965 года молодым преподавателем – доцентом кафедры общей и физической химии. Тогда это был Московский институт электронного машиностроения. Стране нужна была своя электроника, и в 1962 году был создан этот вуз. Интересно, что после распада СССР электронное машиностроение стало никому не нужно, качество набора студентов падало, и пришлось переименовывать институт – в Московский институт электроники и математики. Но оказалось, что России электронное машиностроение необходимо, и сейчас остро стоит вопрос о восстановлении этой отрасли народного хозяйства.

Что касается особенностей, то МИЭМ в те годы отличался каким-то удивительным духом свободы, непринуждённости в общении. Вот, например, как я познакомился с Евгением Викториновичем Арменским, первым ректором и основателем института: я пришел устраиваться на работу, а он выходил из кабинета по делам. Так он подписал приказ о моём зачислении в институт прямо на двери своего кабинета!  Вопрос был решен за какие-то секунды. Еще я хотел бы отметить, что у нас была очень сильная и работоспособная комсомольская организация. И она такой оставалась практически до распада СССР. Хочу отметить только нескольких моих коллег, которые возглавляли в свое время комсомольскую организацию МИЭМ. Это, прежде всего, Валерий Афанасьев, сейчас ординарный профессор. Затем  Саша Белов (ныне руководитель департамента прикладной математики – ред.), чуть позже Андрей Абрамешин (ныне заместитель директора МИЭМ НИУ ВШЭ – ред.) – эти ребята, несмотря на молодость, уже в студенческие годы решали очень серьезные, порой сложные задачи. И у них это прекрасно получалось, да и сейчас получается, уже на другом уровне.

Евгений Дмитриевич, МИЭМ по сути стал первым вузом в стране, где основной образовательной областью стало применение машин, устройств, станков, приборов, на которых должны изготовляться электронные и радиоэлектронные средства. Институты, готовящие специалистов для машиностроения в других областях промышленности, уже тогда были, но в области электроники - первый. Каковы его отличия по сравнению с другими вузами именно в то время.

Когда мы стали отставать в области электроники, советское правительство создало ряд новых соответствующих вузов: МИЭТ, МИРЭА и наш МИЭМ. Его особенность прежде всего заключалась в структуре: был создан главный факультет – полупроводникового и электровакуумного машиностроения, и образованы соответствующие кафедры: оборудования и технологии полупроводниковых производств, оборудования и технологии электровакуумных производств, технологии электронного машиностроения. На них были приглашены ведущие специалисты этой. отрасли: Д.Б. Зворыкин, А.Т. Александрова, Б.Н. Золотых, А.Н. Кабанов и ряд др. Эти специалисты и создавали новые учебные программы.

Давайте сразу поясним для тех, кто с Вами не знаком. Вы заканчивали химический вуз, впоследствии занимались химией, являетесь автором учебника для студентов по этой дисциплине. Почему МИЭМ?

Действительно, я закончил в 1959 году МХТИ им. Д.И. Менделеева, и вся моя последующая жизнь связана с физической химией и материаловедением. А в те времена в стране интенсивно шла химизация страны, начатая Н.С. Хрущевым. В электронике много процессов, связанных с химией, а, кроме того, она вместе с физикой является базисом материаловедения. По сути, именно материаловедение и есть моя профессиональная область. Кстати, знаете откуда выражение «химичить»? Вот из тех самых послевоенных времён, когда в стране открывалось огромное количество химических предприятий, где были нужны рабочие руки. Их брать было неоткуда, кроме как из числа жителей так называемых поселений, мест отбывания наказания за мелкие нетяжкие преступления – мошенничество, кражи. И вот про таких работников, бывших жуликов, воров, говорили: «химичат». 

Как изменилась Ваша область исследований за годы научной работы? Как изменился предмет исследований? И что бы Вы в своей научной работе отметили как свои главные достижения?

В широком плане я занимался и занимаюсь исследованием материалов и физико-химических процессов электроники. В восьмидесятые годы под руководством академика Вернова С.Н., открывшего радиационные пояса Земли, которые потом были названы поясами Ван Аллена, в МИЭМе была создана учебная специализация космического и радиационного материаловедения и специализация космического приборостроения. Соответственно начали развиваться научные исследования в этом направлении. Группа ученых, в которую кроме меня входили Саенко В.С, Тютнев А.П., Соколов А.Б., Абрамешин А.Е. и ряд других специалистов, работала в направлении исследования процессов электризации космических аппаратов и защиты бортовой электроники от воздействия электростатических разрядов. И достаточно успешно работала. Так что в 1982 г. вышло Решение Военно-Промышленной Комиссии (ВПК) при Совмине СССР, где МИЭМ был назначен одной из нескольких головных организаций страны по решению указанной проблемы. Это дало существенный толчок развитию исследований и поиску технических решений в этой области, и в результате была создана лаборатория «Функциональной безопасности космических аппаратов и систем» (ФБКАиС).

Что касается достижений. В результате исследований ученых, работающих в области инженерных наук, должен быть конкретный технический выход.  Это создаваемые ими материалы, приборы, технологические процессы. Группой ученых МИЭМ, в которую входил и я, была получена Премия Правительства РФ в области науки и техники за разработку и создание изделий электроники для космической и авиапромышленности страны.

Ученых, преподавателей высшей школы отличает одна особенность - их научные достижения должны воплощаться в новые учебные дисциплины и учебные пособия. Чтобы студенты и аспиранты овладевали всеми их своевременно передовыми идеями и методами.  Совместно с профессором Л.Н. Кечиевым для специальности «Проектирование и технология радиоэлектронных средств» был проведен цикл работ по электромагнитной совместимости и их реализация в современных образовательных технологиях. Написано и издано учебное пособие «Защита электронных средств от воздействия статического электричества» (Издательский Дом «Технологии», 2005 г. 352 с.). Эта работа была отмечена Премией Правительства РФ в области образования.

Евгений Дмитриевич, известно, что у Вас очень много учеников. Как складываются их профессиональные судьбы? Разумеется, невозможно в рамках интервью рассказать обо всех. Но, может быть, кого-то из них Вы бы хотели особенно отметить. И, если можно, несколько слов о нынешних учениках, тех, кто сегодня обучается в магистратуре/аспирантуре.

Судьбы складываются по-разному. Некоторые продолжают успешно работать и достигли высокого положения. Например, Игорь Смирнов сейчас генеральный конструктор КБ «Химмаш» им. А.М. Исаева. Некоторые после распада СССР ушли в бизнес и бросили науку. А некоторые оказались в другой стране. Так в свое время у меня был аспирант, талантливый инженер, главный технолог Рижского завода полупроводниковых приборов «Альфа» Иван Матвеев. Блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Ушла от нас Латвия, и нет теперь «Альфы».

Что касается нынешних учеников, тех, кто сегодня обучается в магистратуре и аспирантуре. Есть такие, что поступили только для того, чтобы «откосить» от армии. А есть настоящие исследователи. Например, мой аспирант второго года обучения Ильшат Муллахметов. Уже написал несколько статей в ведущие российские и зарубежные журналы. Получил Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Выиграл Грант НИУ ВШЭ на проведение научного исследования.

Вы упомянули развал Советского Союза. На Ваш взгляд, что в тот период удалось сохранить в образовании, что из нового Вы бы отмели, а что, возможно, оставили? И каково Ваше отношение к системе «бакалавриат/магистратура»?

У нас до развала СССР подготовка инженеров была одной из лучших в мире. МИЭМ готовил инженера 5 с половиной лет. Выпускник–инженер блестяще знал высшую математику (это была особенность подготовки специалистов в институте) и легко мог использовать её в прикладной деятельности. С переходом на систему «бакалавриат/магистратура» современный выпускник не всегда умеет логарифмировать. Этому во-многом способствует то, что все студенты работают. Если говорить коротко, то я считаю, что в случае технических специальностей надо возвращаться к подготовке инженеров, конечно на современной базе. Я категорически не касаюсь в этом отношении гуманитарных специальностей.

Вы являетесь научным руководителем лаборатории ФБКАиС, направленной на космические исследования. Все в Вышке знают, что в космосе летают два вышкинских малых спутника, в создании которых принимала участия лаборатория ФБКАиС, но мало кто знает о других направлениях работы лаборатории. Пожалуйста, помогите исправить такую несправедливость.  

Да, действительно, лаборатория осуществляет мониторинг и управление этими малыми космическими аппаратами. Это большое достижение лаборатории и всего университета. И, крайне важно, в эту работу включены школьники, что меня очень радует. Действительно, об этом много пишет наша университетская пресса. Но вы правы, наша лаборатория занимается и рядом других задач.  Сейчас лаборатория является одним из трех научно-исследовательских центров в мире, обладающих аппаратурой и кадрами, способными исследовать эффекты электризации материалов космических аппаратов в условиях, близких к натурным условиям эксплуатации. Остальные два – это лаборатория Джона Деннисона (John Robert Dennison) в Государственном университете штата Юта, США и лаборатория Тьерри Полмира (Thierry Paulmier) в Тулузе, Франция.

Значимость указанной проблемы настолько велика, что, начиная с 1990 года раз в два года под эгидой НАСА, европейского японского и китайского космических агентств, проводится международная конференция «Spacecraft Charging Technology», на которой ведущие в мире исследователи, занимающиеся вопросами, связанными с электризацией космических аппаратов, обсуждают последние научные и практические достижения в этой области. На последних трех конференциях (проходивших в США, Европе и Японии) выступали ученые лаборатории Функциональной безопасности космических аппаратов и систем НИУ ВШЭ профессора Саенко В.С. и Тютнев А.П. в качестве представителя Российской Федерации с приглашенными докладами, где давался обзор современного состояния работ, проводящихся в России в области электризации космических аппаратов.  Таким образом, ученые Высшей школы экономики находятся на лидирующих позициях в решении рассматриваемой проблемы.

Евгений Дмитриевич, нынешний год – юбилейный и для Вас, и для МИЭМа, которому 60. Что бы Вы пожелали институту, его сотрудникам и, что особенно интересно, нынешним миэмовцам?

Что я хотел бы пожелать нашим студентам? Чтобы в наше неспокойное время они научились правильно расставлять приоритеты. Чтобы они не гнались сразу за высокими заработками. Они придут, если получишь фундаментальное образование, а не просто диплом. И тогда будут не разовыми, а системными.

Теперь что касается нашего МИЭМа. ВШЭ создавался как гуманитарный вуз, а основным инструментом гуманитария служит, как известно, авторучка. Ну хорошо, сейчас еще персональный компьютер, некоторое необходимое программное обеспечение. Приобретение же инженерного крыла в виде МИЭМа, а также создание университетских факультетов физики, химии, биологии уже требует насыщения их самым современным оборудованием, приборами и установками.  И на это следует обратить особое внимание. Сейчас в прессе заговорили о необходимости развития электронного машиностроения. А в Вышке есть целый институт, который шестьдесят лет назад при своем создании так и был назван – Московский институт электронного машиностроения. 

Евгений Дмитриевич, большое спасибо за уделенное время!

И Вам спасибо!