• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Московский институт электроники
и математики им. А.Н. Тихонова

Представления проектов 2020/2021: рассказывают второкурсники

С 26 по 30 октября прошло первое крупное мероприятие проектного цикла – осенняя сессия студенческих презентаций в дистанционном формате. С этого учебного года в проектную деятельность впервые включились студенты 2-х курсов. Своими впечатлениями делятся студенты-авторы Медиацентра МИЭМ, которые получили этой осенью свой первый опыт проектной работы.

Представления проектов 2020/2021: рассказывают второкурсники

Для студента проектная деятельность начинается с непростого этапа выбора проекта, затем – знакомство с предметной областью и поиск оптимальной модели взаимодействия в команде, в которой осенью все пока еще мало знакомы между собой. И уже в конце октября первая отсечка - презентации проектов, ко времени которых каждый студент должен понимать проект в целом, его суть, а также задачи свои и всех участников команды. Не говоря уже о презентационном ролике. Всё это волнительно и ново для каждого.

Ровно год назад в состав медиацентра МИЭМ вошли молодые авторы – студентки 1 курса Полина Подкопаева, Ирина Тараскина и Валерия Немна. За этот год они взяли массу интервью у участников проектной работы, эти материалы опубликованы на сайтах НИУ ВШЭ и МИЭМ. Тем интереснее их личные впечатления второкурсников «изнутри» первого проектного цикла.

Так получилось, что девушки смогли представить проекты, проходившие процедуру защиты в каждой из 4-х комиссий, работавших параллельно на протяжении всей прошлой недели.

 

Полина Подкопаева участвует сразу в двух проектах. Об одном она нам рассказала сама, а о втором расспросила капитана своей проектной команды.

Проект 211. Равновесные конфигурации точечных вихрей на плоскости (4-я комиссия). Рассказывает Полина Подкопаева.

О том, что проектная деятельность стала обязательной на 2 курсе, мы все узнали в конце прошлого учебного года. Было ли это для меня неожиданностью? Да, вполне. Но в любом случае я планировала вливаться в это всё как раз на 2 курсе. Летом я обращалась к руководителям нескольких проектов с вопросами о том, какие компетенции нужны, что необходимо делать, как попасть к ним. В результате мной было принято решение, что каникулы всё-таки посвящу больше изучению различных интересующих меня областей, чтобы впоследствии постараться не тормозить процесс выполнения тех или иных задач из-за недостатка компетенций, ведь почти каждая вакансия требует наличие достаточно большого количества навыков. Конечно, всё пошло не совсем по плану, но это уже другая история. В общем, я оказалась в двух проектах.

Полина Подкопаева, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»
Полина Подкопаева, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»

Первый - «Равновесные конфигурации точечных вихрей на плоскости». Наша команда состоит из 4 исследователей, студентов 2-3 курсов ОП «Прикладная математика» и «Информатика и вычислительная техника».

Мы рассматриваем задачу движения точечных частиц. Основная цель проекта - классифицировать статические и равномерно-движущиеся конфигурации для точечных вихрей на плоскости, а также исследовать возможность существования вихревых колец.

Модель вихрей активно изучалась и изучается сейчас, до сих пор оставаясь достаточно актуальной задачей, и мы хотим внести вклад в общую работу.

В результате нашей работы ожидается получение некоторых ранее не известных равновесных конфигураций, а также нахождение необходимых и достаточных условий их существования и классификация.  

Вливаться в проект оказалось не так уж и сложно, хотя поначалу казалось, что может не хватать времени. Оказалось, что при правильном тайм-менеджменте можно успеть абсолютно всё и даже больше. Уже сейчас я считаю, наша команда достаточно целостная, а внутри царит атмосфера кооперации и взаимопонимания. Регулярно наш руководитель, Белова Мария Владимировна, проводит встречи, на которых мы разбираем необходимые для реализации проекта понятия, а также определяем задачи и подзадачи на ближайшее время и распределяем их.

Наша защита была назначена на первый день презентационной недели, 26 октября. Некоторые студенты 3 курса рассказывали чуть раньше страшные истории о том, как проходят защиты и что могут даже закрыть проект. От этого, конечно, были волнения и переживания. Но, к счастью, ожидания не совпали с реальностью. Четвёртая комиссия была максимально доброжелательной, да и приключений, связанных с подключением в Jitsi, не было. Основная проблема заключается в том, что по регламенту на видеоролик и презентацию отводилось примерно 3 минуты, но, кажется, с этим удалось справиться. Нам задали всего лишь один вопрос, и на этом защита закончилась.

Я считаю, на данный момент важно сделать достаточно большой объём работы до января, так как второй семестр учебного года априори будет сложней, к тому же, никто не отменял контрольные точки, в которые нужно уже будет демонстрировать конкретные результаты.

Другой проект – «Разработка инфраструктуры для проведения научных исследований и выполнения проектов в области удалённого интернета вещей на базе гетерогенных сетей LoRa-Iridium». Наша команда состоит из пяти человек, студентов 2-3 курса ОП «Информатика и вычислительная техника». И о нем я попросила рассказать лидера проекта Глеба Баканова.  

 


 

Проект 321. «Разработка инфраструктуры для проведения научных исследований и выполнения проектов в области удалённого интернета вещей на базе гетерогенных сетей LoRa-Iridium» (1-я комиссия). Рассказывает Глеб Баканов.  

27 октября прошла презентация проекта первой комиссии. На момент представления была изучена предметная область - инфраструктура, необходимая для передачи данных по спутниковому каналу связи LoRa-Iridium в гетерогенных (разнородных) сетях. Что это значит?

 

Глеб Баканов, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»
Глеб Баканов, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»

Существуют отдалённые регионы, где ведется промышленная или научная деятельность, результаты которой нужно передавать в центры обработки. Для этого имеется не так много возможностей, одна из них - спутниковый интернет, с учётом развития современного оборудования - спутниковый интернет вещей. Таким образом, датчики и прочее оборудование посылают полученные данные через спутниковый канал, однако есть значительные ограничения, связанные с высокой стоимостью использования такого канала передачи.

Мы в проекте исследуем возможности преодоления подобных ограничений, и, в случае успеха, результаты нашей работы найдут практическое применение у конечных пользователей технологии.

 Презентация проекта послужила хорошим поводом четко осмыслить цель и задачи проекта и наладить взаимодействие в команде. Главные сложности связаны с освоением новых методов и их исследованием, так как тематика проекта узкопрофильная. Тем не менее, благодаря руководителям проекта, Воскову Леониду Сергеевичу и Роличу Алексею Юрьевичу, есть возможность получить ответы на возникшие вопросы. Самым важным на данный момент считаю сконцентрироваться на планомерной разработке инфраструктуры (учебного стенда) и исследованиях. Среди сложностей стоит отметить тот факт, что проект предусматривает работу с оборудованием, а со сложившейся эпидемиологической ситуацией достаточно всё непредсказуемо. Но мы надеемся, что это не помешает нам реализовать всё, что задумано и запланировано, в полной мере.

 


 

Проект 301. Интерактивный онлайн-курс «Цифровой МИЭМ» (2-я комиссия). Рассказывает Валерия Немна.

Весной нежданно-негаданно нам, второкурсникам, сообщили об обязательном участии в проектной деятельности. После волны возмущений каждый начал искать себе проект. Просматриваешь, значит, вакансии. Вроде и пригляделось что-то интересное, но только посмотришь на требуемые знания и умения... и всё. Начинает казаться, что не осилишь ничего. Я тогда совсем расстроилась. Непонятно ведь, примут тебя недоучкой в проект или нет. Тогда я решила найти такую вакансию, где мне из описания проекта будет примерно ясно, чем я буду заниматься. 

Валерия Немна, образовательная программа «Прикладная математика»
Валерия Немна, образовательная программа «Прикладная математика»

Так я отправила свою заявку в проект „Интерактивный онлайн-курс «Цифровой МИЭМ» на роль разработчика курса.

Цель моего проекта - создание чат-бота в Zulip, который поможет пройти онлайн-курс по работе с разными платформами (Trello, Zulip, Google Classroom и Gitlab). Курс с материалами, кстати, уже лежит в Google Classroom. Так что советуем вам туда заглянуть! Что касается роли в проекте, то моя основная задача - создание сценария взаимодействия пользователя и чат-бота.

Нужно понять, как бот будет выстраивать общение с участником курса, что будет говорить и как реагировать на действия пользователя. На выходе мы получим чат-бота, который поможет студентам и преподавателям освоить работу с проектными сервисами и не только. Сначала он пришлет нужные инструкции и затем отправит вас на сервис с заданием, проверит, как вы с ним справились, и выставит оценку в Google Classroom. Еще мы составим документацию так, чтобы в будущем можно было опираться на нее и без лишней боли добавить другие платформы для прохождения курса.

Сейчас в проекте нас четверо. Команда претерпевала изменения вплоть до начала третьего цикла, поэтому тот состав, в котором мы были на защите, немного отличается от сегодняшнего. 

Защита состоялась 26-ого октября и принимала нас вторая комиссия. Мне было безумно страшно. У нашего спикера прямо перед началом защиты начала пропадать сеть. Руководительница обратилась ко мне с просьбой рассказать о нашем проекте, но а) я была не готова к этому б) у меня был сильный насморк, и мне было не очень удобно говорить долго. Знаете детскую игру «горячая картошка»? Именно это началось у нас, когда настал наш черед выступать, а спикера выбросило из джитси. Только вместо картошки была презентация, а ее участниками — наша команда. Хорошо, что защита начинается с проморолика - целых полторы минуты, чтобы спокойно решить, кто заменит спикера! Все бы так и было, если бы не случилось то, чего я так боялась: я забыла включить микрофон и некоторое время комиссия любовалась немым кино. Пришлось включать всё заново. Зато наш спикер успела наладить соединение и вернуться. Она хорошо рассказала о проекте, если исключить тот факт, что ее снова выкинуло в конце презентации. Комиссия задала нам всего лишь пару вопросов. То ли потому, что мы все так подробно рассказали, то ли потому, что мы заняли у них почти 20 минут. Думаю, это останется тайной. 

Следующее испытание - постерная сессия, но до нее нужно еще ой как много сделать. Поэтому наступивший цикл должен быть одним из самых продуктивных. Желаю удачи тем, кто еще ищет проект, и успехов тем, кто его уже нашел!

 


 

Проект 528. "Автоматизация контроля выполнения требований при проектировании радиоэлектронных средств" (3-я комиссия). Рассказывает Ирина Тараскина.  

Примерно в конце прошлого учебного года я услышала от знакомых старшекурсников, что, возможно, уже на втором курсе проекты станут обязательными. На самом деле было немного страшно, потому что, как мне всегда казалось, для работы в проекте нужны углубленные знания. Уже придя на второй курс, поняла, что проект делать всё-таки придется и нужно что-то выбрать.

 

Ирина Тараскина, образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Ирина Тараскина, образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

На протяжении недели каждый день я заходила минимум на 5 минут в кабинет проектов МИЭМа, пытаясь выбрать что-то подходящее. Иногда возникало ощущение, что всё же не удастся определиться. Где-то в середине сентября записалась в один из проектов, но в работе над ним возникли определенные проблемы. Уже наступил октябрь, казалось, что поиски нового проекта займут ещё хотя бы неделю. Честно говоря, это пугало.
К счастью, старшекурсники порекомендовали записаться в проект "Автоматизация контроля выполнения требований при проектировании радиоэлектронных средств" Павла Сергеевича Королева. Там я работаю над заполнением базы данных.

В ходе проекта будут разработаны алгоритм ПО для оценки «коэффициента качества производства» РЭС и руководство пользователя, которые упростят работу специалистов, разрабатывающих РЭС. В целом проект направлен на уменьшение рисков, связанных с эксплуатацией радиоэлектронных средств.

Первый этап - презентация проекта - уже прошёл. К тому же прошел достаточно хорошо. Всё-таки всё неизвестное, поэтому были некоторые переживания. Накануне презентации много думала над тем, как всё пройдет и много ли вопросов будет задавать комиссия. В итоге более опытные члены команды - среди всех я единственный бакалавр - помогли мне.
Сейчас мне немного спокойнее, другие этапы не настолько пугают. Первый шаг сделан в нужную сторону.