• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 123458, Москва, ул. Таллинская, д.34
Телефон: 8(495)916-88-29
Факс: 8(495)916-88-29
Эл. почта: miem@hse.ru

     
Руководство
и.о. директора, научный руководитель Крук Евгений Аврамович
Заместитель директора Абрамешин Андрей Евгеньевич
Заместитель директора Романов Виктор Владимирович
Заместитель директора Костинский Александр Юльевич
Заместитель директора Прохорова Вероника Борисовна
Заместитель директора по учебной работе Тумковский Сергей Ростиславович
Заместитель директора по научной работе Аксенов Сергей Алексеевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4 года
Очная форма обучения
61/5/3
61 бюджетное место
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информатика и вычислительная техника

4 года
Очная форма обучения
115/30/15
115 бюджетных мест
30 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Информационная безопасность

4 года
Очная форма обучения
45/15/10
45 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Программа специалитета

Компьютерная безопасность

5,5 лет
Очная форма обучения
40/50/5
40 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика

4 года
Очная форма обучения
80/40/6
80 бюджетных мест
40 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Инжиниринг в электронике

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Интернет вещей и киберфизические системы

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Информационная безопасность киберфизических систем

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерные системы и сети

2 года
Очная форма обучения
50/5/2
50 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы моделирования и компьютерные технологии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Материалы. Приборы. Нанотехнологии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Наноэлектроника и квантовые технологии

2 года
Очная форма обучения
35/5/1
35 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системный анализ и математические технологии

2 года
Очная форма обучения
65/15/9
65 бюджетных мест
15 платных мест
9 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системы управления и обработки информации в инженерии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Суперкомпьютерное моделирование в науке и инженерии

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Представления проектов 2020/2021: рассказывают второкурсники

С 26 по 30 октября прошло первое крупное мероприятие проектного цикла – осенняя сессия студенческих презентаций в дистанционном формате. С этого учебного года в проектную деятельность впервые включились студенты 2-х курсов. Своими впечатлениями делятся студенты-авторы Медиацентра МИЭМ, которые получили этой осенью свой первый опыт проектной работы.

Представления проектов 2020/2021: рассказывают второкурсники

Для студента проектная деятельность начинается с непростого этапа выбора проекта, затем – знакомство с предметной областью и поиск оптимальной модели взаимодействия в команде, в которой осенью все пока еще мало знакомы между собой. И уже в конце октября первая отсечка - презентации проектов, ко времени которых каждый студент должен понимать проект в целом, его суть, а также задачи свои и всех участников команды. Не говоря уже о презентационном ролике. Всё это волнительно и ново для каждого.

Ровно год назад в состав медиацентра МИЭМ вошли молодые авторы – студентки 1 курса Полина Подкопаева, Ирина Тараскина и Валерия Немна. За этот год они взяли массу интервью у участников проектной работы, эти материалы опубликованы на сайтах НИУ ВШЭ и МИЭМ. Тем интереснее их личные впечатления второкурсников «изнутри» первого проектного цикла.

Так получилось, что девушки смогли представить проекты, проходившие процедуру защиты в каждой из 4-х комиссий, работавших параллельно на протяжении всей прошлой недели.

 

Полина Подкопаева участвует сразу в двух проектах. Об одном она нам рассказала сама, а о втором расспросила капитана своей проектной команды.

Проект 211. Равновесные конфигурации точечных вихрей на плоскости (4-я комиссия). Рассказывает Полина Подкопаева.

О том, что проектная деятельность стала обязательной на 2 курсе, мы все узнали в конце прошлого учебного года. Было ли это для меня неожиданностью? Да, вполне. Но в любом случае я планировала вливаться в это всё как раз на 2 курсе. Летом я обращалась к руководителям нескольких проектов с вопросами о том, какие компетенции нужны, что необходимо делать, как попасть к ним. В результате мной было принято решение, что каникулы всё-таки посвящу больше изучению различных интересующих меня областей, чтобы впоследствии постараться не тормозить процесс выполнения тех или иных задач из-за недостатка компетенций, ведь почти каждая вакансия требует наличие достаточно большого количества навыков. Конечно, всё пошло не совсем по плану, но это уже другая история. В общем, я оказалась в двух проектах.

Полина Подкопаева, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»
Полина Подкопаева, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»

Первый - «Равновесные конфигурации точечных вихрей на плоскости». Наша команда состоит из 4 исследователей, студентов 2-3 курсов ОП «Прикладная математика» и «Информатика и вычислительная техника».

Мы рассматриваем задачу движения точечных частиц. Основная цель проекта - классифицировать статические и равномерно-движущиеся конфигурации для точечных вихрей на плоскости, а также исследовать возможность существования вихревых колец.

Модель вихрей активно изучалась и изучается сейчас, до сих пор оставаясь достаточно актуальной задачей, и мы хотим внести вклад в общую работу.

В результате нашей работы ожидается получение некоторых ранее не известных равновесных конфигураций, а также нахождение необходимых и достаточных условий их существования и классификация.  

Вливаться в проект оказалось не так уж и сложно, хотя поначалу казалось, что может не хватать времени. Оказалось, что при правильном тайм-менеджменте можно успеть абсолютно всё и даже больше. Уже сейчас я считаю, наша команда достаточно целостная, а внутри царит атмосфера кооперации и взаимопонимания. Регулярно наш руководитель, Белова Мария Владимировна, проводит встречи, на которых мы разбираем необходимые для реализации проекта понятия, а также определяем задачи и подзадачи на ближайшее время и распределяем их.

Наша защита была назначена на первый день презентационной недели, 26 октября. Некоторые студенты 3 курса рассказывали чуть раньше страшные истории о том, как проходят защиты и что могут даже закрыть проект. От этого, конечно, были волнения и переживания. Но, к счастью, ожидания не совпали с реальностью. Четвёртая комиссия была максимально доброжелательной, да и приключений, связанных с подключением в Jitsi, не было. Основная проблема заключается в том, что по регламенту на видеоролик и презентацию отводилось примерно 3 минуты, но, кажется, с этим удалось справиться. Нам задали всего лишь один вопрос, и на этом защита закончилась.

Я считаю, на данный момент важно сделать достаточно большой объём работы до января, так как второй семестр учебного года априори будет сложней, к тому же, никто не отменял контрольные точки, в которые нужно уже будет демонстрировать конкретные результаты.

Другой проект – «Разработка инфраструктуры для проведения научных исследований и выполнения проектов в области удалённого интернета вещей на базе гетерогенных сетей LoRa-Iridium». Наша команда состоит из пяти человек, студентов 2-3 курса ОП «Информатика и вычислительная техника». И о нем я попросила рассказать лидера проекта Глеба Баканова.  

 


 

Проект 321. «Разработка инфраструктуры для проведения научных исследований и выполнения проектов в области удалённого интернета вещей на базе гетерогенных сетей LoRa-Iridium» (1-я комиссия). Рассказывает Глеб Баканов.  

27 октября прошла презентация проекта первой комиссии. На момент представления была изучена предметная область - инфраструктура, необходимая для передачи данных по спутниковому каналу связи LoRa-Iridium в гетерогенных (разнородных) сетях. Что это значит?

 

Глеб Баканов, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»
Глеб Баканов, образовательная программа «Информатика и вычислительная техника»

Существуют отдалённые регионы, где ведется промышленная или научная деятельность, результаты которой нужно передавать в центры обработки. Для этого имеется не так много возможностей, одна из них - спутниковый интернет, с учётом развития современного оборудования - спутниковый интернет вещей. Таким образом, датчики и прочее оборудование посылают полученные данные через спутниковый канал, однако есть значительные ограничения, связанные с высокой стоимостью использования такого канала передачи.

Мы в проекте исследуем возможности преодоления подобных ограничений, и, в случае успеха, результаты нашей работы найдут практическое применение у конечных пользователей технологии.

 Презентация проекта послужила хорошим поводом четко осмыслить цель и задачи проекта и наладить взаимодействие в команде. Главные сложности связаны с освоением новых методов и их исследованием, так как тематика проекта узкопрофильная. Тем не менее, благодаря руководителям проекта, Воскову Леониду Сергеевичу и Роличу Алексею Юрьевичу, есть возможность получить ответы на возникшие вопросы. Самым важным на данный момент считаю сконцентрироваться на планомерной разработке инфраструктуры (учебного стенда) и исследованиях. Среди сложностей стоит отметить тот факт, что проект предусматривает работу с оборудованием, а со сложившейся эпидемиологической ситуацией достаточно всё непредсказуемо. Но мы надеемся, что это не помешает нам реализовать всё, что задумано и запланировано, в полной мере.

 


 

Проект 301. Интерактивный онлайн-курс «Цифровой МИЭМ» (2-я комиссия). Рассказывает Валерия Немна.

Весной нежданно-негаданно нам, второкурсникам, сообщили об обязательном участии в проектной деятельности. После волны возмущений каждый начал искать себе проект. Просматриваешь, значит, вакансии. Вроде и пригляделось что-то интересное, но только посмотришь на требуемые знания и умения... и всё. Начинает казаться, что не осилишь ничего. Я тогда совсем расстроилась. Непонятно ведь, примут тебя недоучкой в проект или нет. Тогда я решила найти такую вакансию, где мне из описания проекта будет примерно ясно, чем я буду заниматься. 

Валерия Немна, образовательная программа «Прикладная математика»
Валерия Немна, образовательная программа «Прикладная математика»

Так я отправила свою заявку в проект „Интерактивный онлайн-курс «Цифровой МИЭМ» на роль разработчика курса.

Цель моего проекта - создание чат-бота в Zulip, который поможет пройти онлайн-курс по работе с разными платформами (Trello, Zulip, Google Classroom и Gitlab). Курс с материалами, кстати, уже лежит в Google Classroom. Так что советуем вам туда заглянуть! Что касается роли в проекте, то моя основная задача - создание сценария взаимодействия пользователя и чат-бота.

Нужно понять, как бот будет выстраивать общение с участником курса, что будет говорить и как реагировать на действия пользователя. На выходе мы получим чат-бота, который поможет студентам и преподавателям освоить работу с проектными сервисами и не только. Сначала он пришлет нужные инструкции и затем отправит вас на сервис с заданием, проверит, как вы с ним справились, и выставит оценку в Google Classroom. Еще мы составим документацию так, чтобы в будущем можно было опираться на нее и без лишней боли добавить другие платформы для прохождения курса.

Сейчас в проекте нас четверо. Команда претерпевала изменения вплоть до начала третьего цикла, поэтому тот состав, в котором мы были на защите, немного отличается от сегодняшнего. 

Защита состоялась 26-ого октября и принимала нас вторая комиссия. Мне было безумно страшно. У нашего спикера прямо перед началом защиты начала пропадать сеть. Руководительница обратилась ко мне с просьбой рассказать о нашем проекте, но а) я была не готова к этому б) у меня был сильный насморк, и мне было не очень удобно говорить долго. Знаете детскую игру «горячая картошка»? Именно это началось у нас, когда настал наш черед выступать, а спикера выбросило из джитси. Только вместо картошки была презентация, а ее участниками — наша команда. Хорошо, что защита начинается с проморолика - целых полторы минуты, чтобы спокойно решить, кто заменит спикера! Все бы так и было, если бы не случилось то, чего я так боялась: я забыла включить микрофон и некоторое время комиссия любовалась немым кино. Пришлось включать всё заново. Зато наш спикер успела наладить соединение и вернуться. Она хорошо рассказала о проекте, если исключить тот факт, что ее снова выкинуло в конце презентации. Комиссия задала нам всего лишь пару вопросов. То ли потому, что мы все так подробно рассказали, то ли потому, что мы заняли у них почти 20 минут. Думаю, это останется тайной. 

Следующее испытание - постерная сессия, но до нее нужно еще ой как много сделать. Поэтому наступивший цикл должен быть одним из самых продуктивных. Желаю удачи тем, кто еще ищет проект, и успехов тем, кто его уже нашел!

 


 

Проект 528. "Автоматизация контроля выполнения требований при проектировании радиоэлектронных средств" (3-я комиссия). Рассказывает Ирина Тараскина.  

Примерно в конце прошлого учебного года я услышала от знакомых старшекурсников, что, возможно, уже на втором курсе проекты станут обязательными. На самом деле было немного страшно, потому что, как мне всегда казалось, для работы в проекте нужны углубленные знания. Уже придя на второй курс, поняла, что проект делать всё-таки придется и нужно что-то выбрать.

 

Ирина Тараскина, образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
Ирина Тараскина, образовательная программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

На протяжении недели каждый день я заходила минимум на 5 минут в кабинет проектов МИЭМа, пытаясь выбрать что-то подходящее. Иногда возникало ощущение, что всё же не удастся определиться. Где-то в середине сентября записалась в один из проектов, но в работе над ним возникли определенные проблемы. Уже наступил октябрь, казалось, что поиски нового проекта займут ещё хотя бы неделю. Честно говоря, это пугало.
К счастью, старшекурсники порекомендовали записаться в проект "Автоматизация контроля выполнения требований при проектировании радиоэлектронных средств" Павла Сергеевича Королева. Там я работаю над заполнением базы данных.

В ходе проекта будут разработаны алгоритм ПО для оценки «коэффициента качества производства» РЭС и руководство пользователя, которые упростят работу специалистов, разрабатывающих РЭС. В целом проект направлен на уменьшение рисков, связанных с эксплуатацией радиоэлектронных средств.

Первый этап - презентация проекта - уже прошёл. К тому же прошел достаточно хорошо. Всё-таки всё неизвестное, поэтому были некоторые переживания. Накануне презентации много думала над тем, как всё пройдет и много ли вопросов будет задавать комиссия. В итоге более опытные члены команды - среди всех я единственный бакалавр - помогли мне.
Сейчас мне немного спокойнее, другие этапы не настолько пугают. Первый шаг сделан в нужную сторону.